Плач несостоявшегося человека

Леонид Бабанин
        ПЛАЧ НЕСОСТОЯШЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА
Всем известны два типа самых ярких людей. Первые – которые идут упрямо, порою напролом, своею дорогой – как правило, это одаренные Богом люди. И есть второй тип людей, которые хорошо приживаются, прилипают к власти и порою по собственной воле, порою по заказу начинают «есть» тех, кто заставляет общество глядеть на себя. Второй тип как правило – блёклая личность со средним умом, но зато умеет обосновать и одеть в белый халат «черный навет». Вот  и мне попались листочки бумаги, распечатка из интернета: Rus-shkola.ru, раскрывающая тему: «Биография Ювана Шесталова». Автор- Галина И.
Две с половиной странички биографии прославленного, не только югорского, но и российского поэта Ювана Шесталова говорят о великом, многотрудном пути поэта,  прошитом красной нитью злобной  зависти. Давайте разберём материал этой Галины И.
Вступление – это, пожалуй, единственная нотка, которая говорит о ярком начале пути Шесталова. Никому не известный манси пришёл в писательскую  организацию Ленинграда и попросил коллектив послушать стихи на мансийском языке.
– Нет!.. – скандировали не верящие ему.
Но Шесталов спокойно ответил:
– Послушайте, вам понравится!
И они согласились. Юван Шесталов выступил перед ними, и им действительно понравились, более того – они были в восторге. Попробуйте и Вы, Галина И., прийти – даже не в Питерскую, не в Московскую писательскую организацию, а, например, в Свердловскую, и наберитесь смелости предложить прочитать им свои стихи… А вот Юван смог! Начало в материале у вас – «за здравие», а вот дальше…
Вы говорите, что после того, как пошли большими тиражами его книги – «Аромат Родины», «Пойте, мои звёзды» – удача вскружила ему голову и он бросил институт. И это вы расценили как его неспособность доводить начатое дело до конца. И тут вы не правы,  вы, вероятно, никогда не занимались творчеством и не знаете, какие сильные интеллектуальные нагрузки испытывает автор, особенно в начале своего пути.  Шесталов отдал себя клокочущей внутри него творческой лаве.
Очевидно, Вам, госпожа Галина И., диплом необходим, ибо вы без него – никто, а вот Шесталов был Шесталовым и без диплома. Необходимые литературные знания он добрал, как вы подметили, на высших литературных курсах, в Москве.
А дальше пошло огульное осквернение творчества поэта и его личности.
Родители – это святое, не только в семье, но и в политике нашего государства. Дед Шесталова был шаманом, а отец – первым из числа манси председателем колхоза. И тот, и этот были личностями, как и их внук и сын Юван Шесталов. Это наша российская семейная история, и её надо уважать, а не хулить.
Потрясения, которые, как вы говорите, происходили в мансийском сообществе после прихода коммунистов, сыграли положительную роль в жизни этого народа. Я тоже был учеником Добровольского, и мы помним школы-интернаты в Берёзове. Дети там ничем не отличались от нас, среди них было немало потомков тех, кто был сослан на север советской властью, – и ханты, и манси. Мы дружили, общались, роднились. Дети коренных национальностей впервые увидели электричество, кино, газеты и журналы и в конце то концов сели за школьную парту. И это – факт, признанный и неграмотным, но знавшим, предвидевшим жизнь дедом, шаманом Шесталовым, настраивавшим народ манси против Советской власти, и отцом Шесталовым, понявшим, что Советская власть – это сила, и с ней надо не только считаться, но идти вместе.
Шесталовы предвидели, что вскоре у народа манси отберут самое главное – ареал обитания, или проще – природу. И они оказались правы. Не стало той природы и тех условий, когда семья манси могла свободно жить и кормиться у своих великих рек, Северная Сосьва и Конда, и рыбой, и мясом. Часть лесов уничтожена пожарами от освоения, часть вырублена леспромхозами, реки залиты нефтепродуктами. И не зря Юван, предвидя это, в своей поэме со злостью крикнул: «Черпай недра!» Им крикнул, «завоевателям», проходимцам, приехавшим на север за длинным рублём, уничтожавшим леса и реки народов манси. Только одарённый и талантливый человек мог это предвидеть и про это не только говорить вслух, но и писать в литературной форуме. Во многом благодаря отцу Шесталова, народ манси стал оседлым, научился читать и писать. И в сегодняшнем нашем обществе, представители народа манси занимают высокие пьедесталы и в политике, и в бизнесе и других почётных ячейках нашего общества. А через творчество Шесталова, СССР узнал о великом, творческом народе манси.
Миллионные издания его творчества на тот период могли уступить лишь только Евтушенко, который, помимо тиражей, мог собрать стотысячный стадион поклонников своего творчества и читать им свои стихи и поэмы.
Правильно кто-то сказал: «Творчество Ювана Шесталова корнями своими уходит в мансийский фольклор. Писатель – блистательный знаток обрядов и обычаев, легенд и  былин своего народа». И мне пригодилось творчество Шесталова как пособие для начинающего писателя. Одни только тезисы, короткие, ёмкие, сочные, нужно давать студентам литинститута или журфаков.
«В разбушевавшейся буре послышался треск сломанного весла, лай пса в тонущей лодке». Как синоним – известные строки Пушкина: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…». Как одинаково сильно высказались о буре два разных поэта!
А вот товарищ Галина И. намекает, что Шесталов – посредственный поэт. Зачем попрекать Ювана Шесталова «полупустыми клубами» в конце 80-х, когда в стране был голод, полки магазинов пусты, демонстрации, развал СССР? О каких полных клубах читателей могла идти тогда речь?! Вы хоть опуститесь на землю, госпожа Галина И.!
А чего стоят такие Ваши тезисы: «В коммерции удача и в этот раз поэту изменила». «Умудрился всю работу Дома народного творчества развалить». «Кроме обещаний у Шесталова ничего нет, его из организации попросили». И т.д.  Линия поклёпов на поэта Шесталова велика, наверное, потому, что Юван был не только поэт, но и многогранная личность. Он хотел познавать всё, пошёл в коммерцию, в неё в те времена шли все, но не каждому это удавалось, и зачем это ставить Ювану в упрёк? Настолько и нужен был тогда государству Дом народного творчества, что работа его разладилась! Мы ведь прекрасно понимаем: всё работает в социальной жизни нашего общества при одном условии – когда есть желание государства. За копеечную зарплату коллектив талантливых педагогов тогда сформировать было невозможно. И опять – причём тут Шесталов?
И вновь о его грехе, про который вы упомянули. У Шесталова тут – как у Гайдара (я по поводу Малеевки). Помните Гайдаровские строчки: «Летят самолёты – привет Мальчишу!»
И тут так же. Автозимник проходит мимо деревни Малеевка. Проезжающие машины с номерами других регионов нашей страны останавливаются возле сохранившихся останков незаконченного строительства Шесталова – объектов культурного наследия народа манси. И, гребя по грудь в сугробах, люди фотографируются у причудливых маленьких избушоночек, которые достались нам в наследство от российского поэта манси Ювана Шесталова. А после выставляют снимки в интернете как свидетельство своей причастности к великому шесталовскому народу манси.
Пролетая над Малеевкой, самолёты дают салют Шесталову!
Ну вот, примерно так, уважаемая Галина И.