Орленок. или как я прикоснулась к поднятию целины

Светлана Куц
Мой отец был в командировке от Павлодарского РК КПСС Казахстана на поле, куда только что прибыли комсомольские отряды для поднятия целины. Сошел снег, трактора вышли в поле и были похожи на больших черепах. Плугом и бороной выворачивали из земли червей, жуков на закуску птицам. За тракторами, деловито переваливаясь с ноги на ногу, шагали иссиня- черные грачи, кряхтели серые вороны, скакали, треща, белобокие сороки.
Поле вспахано, взборонено, трактора тащат сеялку. И падает ровными рядами отборно зерно в землю. А между пашнями ходит дядька – агроном. Для него счастье – первой бороздой пройтись.
После обеда – концерт. Сцена – платформа вагона, с которого только что сгружали трактора, машины, всякие ящики.
Играет гармонь:
Кто выходит рано в поле?
Кто встречает в поле зорю?
Девушка- колхозница –
Молодцу бессонница.
 На груди её коса,
С поволокою глаза.
Стар и млад – вся улица
Девушкой любуются.
Народу много. Везде лозунги, плакаты. Такое ощущение, что мы с отцом на первомайской демонстрации. Мне становится скучно. Какой-то дядька худой, похожий на хуторский журавль от колодца, все говорит, говорит: «Даешь, целина, уложиться в сроки». Я у отца на коленях. Проснулась от «хлопанья» ладошек.
- Светик, расскажи свое любимое – про Орленка.
Я любила это стихотворение, мечтала быть похожей на Орленка. Отец ставит меня на платформу. На меня смотрят загорелые, веселые лица молодых людей. «Давай, Светик, не бойся», - говорит отец. Я смотрю на людей. Везде слышится смех, звучит приятная сердцу украинская речь, мягко переливаясь с русской, узбекской, казахской, эстонской. Кажется, все люди земли взяли в руки лозунг «Даешь целину». Эх, если бы гармошка могла бы все рассказать, что кроется за этим лозунгом. Да и я не могла ничего понять в 3 года от роду, даже звук «р» не могла еще выговаривать.
Наступила тишина, кто-то курил, кто-то щелкал семечки.
Ему руки веревкой связали,
В грудь толкнули прикладом: «Иди»!
По высокой траве зашагали
Он, Орленок, а сзади враги
Он вихрастый, в шинели до пяток,
Жить, учиться, смеяться хотел,
Но сказал: «Умираю, ребята»! –
И любимую песню запел.
Эта песня до нас долетела
И, наверно, вечерней порой
Ее Зоя с подругами пела,
Ее помнил Олег Кошевой.
И в далеких степях Казахстана,
Когда степь, колыхаясь, цветет,
Комсомол, целину поднимая,
Про Орленка – героя поет.
Пусть до крови натерты мозоли,
Пусть метели казахские злы,
Комсомол отступать не позволит!
Так растут комсомольцы – Орлы.
Я закончила читать, стояла несколько секунд тишина, мне даже казалось, что слышно как ковыль спорит с ветром. Потом «грянул гром» - хлопанье ладошек, даже грачи и вороны сытные червяками и возмущались в унисон с ладошками.
Сильные руки сняли меня с платформы и передали отцу.
Кто- то сунул пряник, кто-то леденец, а кто-то надел на мою голову, выцветшую от казахского солнца настоящую будёновку. Мне казалось, это не руки рабочих, а огромная земля Казахстана обняла меня.
«Молодец, Орлёнок», - поцеловал меня отец.