Ранний этнический паспорт древних тюркских народов

Гахраман Гумбатов
Ранний этнический паспорт древних тюркских народов

1. Язык-тюркский,
2. Образ жизни- охотники, кочевые скотоводы,
3. Антропологический тип-европеоид,
4. Генетический код- R1a,
5. Археологическая характеристика-загоны, курганы, каменные изваяния
6. Верование-Солнце (Тенгри),
7. Территория расселения-Степи Евразии (от Дуная до Енисея),
8. Пища-мясо, молочные и мучные изделия,
9. Историческая прародина-Южный Кавказ (Аран),
10. Древнейшая письменность-орхоно-енисейская руника,
11. Время зарождения- VI тыс. до н.э.,
12. Древние археологические культуры- Гобустанскиеи Зангезурские петроглифы, Кура-Аракская, Борчалинская,  Кумо-Манычская, Ямная, Андроновская, Афанасьевская, Таримская, Пазырыкская, Скифская, Гуннская,
13. Материальная культура- оружие (лук, бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, боевые топоры), конское снаряжение (своеобразная узда) и предметы искусства скифского звериного стиля, арба, одежда всадника(кожаные кафтаны, брюки), посуда (казаны),  садж, тендир,
14. Хозяйственные строения- каменные загоны для скота, переносные жилища (алачыги)

Скифы в широком смысле — кочевые народы на территории от причерноморских степей (к востоку от Дуная) до территории современного Китая (провинция Синьцзянь), общими культурными маркерами которых являются звериный стиль в искусстве, набор оружия (короткий меч «акинак», небольшой композитный лук с тонкими стрелами), характерное снаряжение для верховой езды[15].
Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией[16]. Многие племена и народы были как в союзе со скифами, так и враждебны им.
О скифах известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший, Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований.
Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII — начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами». Древние авторы писали, что скифы победили Дария, а скифская конница разгромла древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию, Вавилонию.

Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Позднее термин «скифы» нередко применялся по отношению ко всем кочевым народам, населявшим евразийские степи.

Данные генетики.
Ученые из Института цитологии генетики СО РАН и Самарского государственного социально-педагогического университета вместе с коллегами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы понять демографические основы истории скифов. Оказалось, что скифы с разных концов евразийской степи друг другу ближе, чем другим народам, а их потомки принадлежат к носителям тюркских языков. 
Ученые работали с полногеномными данными по восьми индивидам и митоходриальной ДНК 96 человек, живших в первом тысячелетии до нашей эры в евразийской степи, от Причерноморья до Алтая.
Выяснилось, что за единством скифской культуры железного века, прослеживаемым по археологическим открытиям, лежит и генетическое единство. Несмотря на то, что скифы восточной и западной Евразии исходно принадлежали к различным народам, со временем поток генов, шедший в обоих направлениях, привел к унификации этого народа по всей степи. Что касается происхождения скифов, то исследователи выделяют два основных компонента: народы ямной культуры (евразийские кочевники бронзового века) и народы восточной Азии (северной Сибири). Что же касается потомков скифов, то генетически ближе всего к ним современные популяции, обитающие недалеко от скифских захоронений, раскопанных археологами, что говорит о некоторой преемственности между группами населения. Потомков западных скифов можно найти среди различных народов Кавказа и Средней Азии, а восточных — лишь среди тюркоязычных народов (кыпчакская языковая группа). Обычно считается, что экспансия тюркских языков в Евразии началась гораздо позже, с VI века нашей эры.
   
На днях случайно наткнулся на очень интересную работу об этногенезе
азербайджанцев. Древние тюрки в Азербайджане (исследование). Автор: Амир Эйваз "Древние тюрки в Азербайджане. Введение":
"К сожалению, в годы советской власти взгляд на историю тюрков Южного Кавказа и, в частности Азербайджана, был однобоким. Мол, древняя страна, люди поклонялись огню, а прогресс сюда пришел только с Россией. Особо углубляться в историю тюркского народа "красная" верхушка историкам не позволяла. И хотя сегодня уже нет ни "счастливой" советской реальности, ни той пресловутой "красной" верхушки – все еще бродит в умах наших и не только наших "постсоветских" историков призрак советской историографии. В советское время делались попытки этнически связать азербайджанских тюрок (азербайджанцев) с ираноязычными и кавказоязычными народами. Это делалось, во-первых, с целью отдалить местных тюрок от Турции и братских тюркских народов СССР – эффект любимой формулы Кремля "разделяй и властвуй". Во-вторых, это делалось для того, чтобы стереть тюркский фактор с Кавказа, назвать его здесь чужеродным. Мы же утверждаем, что на Кавказе с древнейших времен живет и кавказоязычное, и ираноязычное, и тюркоязычное население. Мы пытаемся доказать это на основе независимых источников, и самое главное через язык, ибо, узнав язык древнего населения Азербайджана, мы сможем смело сказать о происхождении наших предков.
Читая различные труды историков-европоцентристов можно прийти к выводу, что с самого зарождения человечества основной целью тюркских племен, народов и государств является ассимиляция нетюркских народов. В общих чертах это выглядит так:
"Дикие кочевники" - гунны, огузы, сельджуки, татары – все они с древнейших времен занимались лишь ассимиляцией "крупных и высококультурных" нетюркских народов Передней Азии и Кавказа. Тюрки всю историю человечества "беспощадно туречили" албанцев, лезгин, талышей, курдов и армян. И лишь по этой причине сегодня большинство населения на Южном Кавказе составляют азербайджанские, а в Малой Азии - анатолийские тюрки. Одним словом, если бы не "ассимиляция" - сегодня большинством в регионе были бы ираноязычные и кавказоязычные народы.
Именно эта извращенная версия истории является главным аргументом в руках всех тюркофобов. Однако авторы подобных бредней вовсе не учитывают законы истории: ну не могут пришлые "дикие кочевники" ассимилировать "местные высококультурные" народы.
Приведем пару конкретных примеров:
Что стало с могущественными булгарскими ордами, которые создали тюркское Болгарское царство в Европе? Булгары просто ассимилировались в среде местного большинства - славян. Да, местные славяне взяли в качестве самоназвания тюркский этноним "булгар" (българ) и несомненно в их жилах течет, как славянская, так и тюркская кровь, но... Славяне не отказались ни от своего славянского языка, ни от своей славянской культуры.
Или, может, вспомним мамлюков? Тюрки-мамлюки, несколько столетий правившие Египтом. Что с ними стало? Разве не постигла их та же участь, что постигла тюрок-булгар в Европе?
Мамлюки и тюрки-булгары остались лишь в истории. А все потому, что оба этих тюркских племени-народа являлись пришельцами на той земле, где правили столетиями.
Но ведь официальная история утверждает, что тюрки являются пришельцами и на Южном Кавказе. Почему же тогда их не постигла судьба булгар и мамлюков? Что стало причиной того, что местное большинство до сих пор считает своими предками именно "тюрок-пришельцев", а не якобы "местных и древних" персов или кавказцев.
Спросим по-другому: почему до сегодняшнего дня в Азербайджане сохранились грузины, лезгины, талыши, курды – народы, волею судеб оказавшиеся под властью тюркских государств и якобы подверженные "беспощадной ассимиляции"? Как сохранились их язык и культура? Неужели тюрки не смогли их ассимилировать?
А почему тогда, согласно официальной историографии, азербайджанцы должны считать себя "потуреченными" персами? Или, может, "тюрки-пришельцы" ассимилировали народы избирательно: "местных персов" туречили, а "местных лезгин" - нет?
Что на это может ответить официальная история? Да ничего!
А все потому, что устарела теория ассимиляции, выдуманная сторонниками научного европоцентризма!
Большая часть древнего населения Азербайджана изначально имела прототюркское происхождение. Те же кавказские албаны, каспии, массагеты с приходом сюда новых тюркских племен из числа кыпчаков и огузов, смешались с ними и сформировали огромную нацию азербайджанских тюрков.
Меньшая же часть древнего населения Азербайджана изначально не являлась тюркской по происхождению и, несмотря на прибытие сюда в раннем средневековье новых тюркских племен, по сей день сохраняет свой язык, культуру и традиции.
Ассимиляция нетюркских народов не имела место даже в период существования самых могущественных тюркских государств – Сельджукской и Османской империй".

Мне очень понравилась этот раздел данной статьи, но дальше
автор пишет: "Мы лишь рассмотрим названия, сохранившиеся в источниках древности, и имеющие на наш взгляд именно древнетюркское происхождение", а затем подробно рассматривает все упоминания в  клинописных источниках, в античной и средневековой исторической литературе названий государств, народов, племён, географических наименований,  имеющих какое -либо отношение к территории Северного и Южного Азербайджана.
Например автор пишет: "Из клинописных источников нам становится известно о существовании на территории Иранского (Южного) Азербайджана (вокруг озера Урмия) некой древней страны под названием "Аратта" (Arattaa).
В известных эпосах древности (к примеру, в шумерских эпосах "Эн-Меркар и владыка Аратты", "Эн-Меркар и Лугальбанда") также встречается название этой страны.
Государственное образование Аратта существовало здесь приблизительно в IV – III тысячелетиях до нашей эры, то есть около пяти тысяч лет назад.
Весьма интересно, что все сохранившиеся клинописные тексты переводят название Аратта, как "Горная страна". Так как мы решили рассматривать древние названия через тюркский язык, в этом названии постараемся обнаружить структуры, свойственные именно тюркским языкам.
Такой структурой в этом названии можно указать четкий корень "ТА" (в современных тюркских языках - "таа" или "тау"). ТАА или ТАУ - в переводе с усредненного тюркского на русский язык будет означать не что иное как "гора".
Клинописные источники, называя Аратту "Горной страной", лишь подтверждают то, что в своих поисках мы находимся на верном пути.
А что же тогда означает название "Аратта"? Тут может быть несколько версий, и вот первая и самая простая из них:
Если локализация Аратты верна и эта древняя страна располагалась поблизости от озера Урмия (Иранский Азербайджан), то в современных местных названиях должны были сохраниться следы древнего топонима.
И они сохранились. Поблизости от названного озера существует историческая область, название которой - Карадаг (Qarada;).
Сравните: аратта = к [арада] г.
При этом стоит учесть, что "даг" (da;, где звук ";" произносится как украинское "г" - с придыханием) в названии Карадаг переводится с современного азербайджанского языка не иначе как... "гора". Усредненное тюркское "тау" (присутствующее в названии Аратта) и современное азерб. "даг" (присутствующее в названии Карадаг) - суть одно и то же.
Таким образом, первая часть названия "Аратта" может восходить к тюркскому слову "кара", которое конкретно в топонимике имеет два значения: "кара - черный" и "кара - большой".
Итак, согласно первой нашей версии, название государства Аратта с тюркского языка можно перевести как "Черная гора" либо "Большая гора". В любом случае, клинописные источники древности подтверждают связь Аратты с понятием "горы".
Считаем нужным привести и другую нашу версию, согласно которой в Азербайджане еще пять тысяч лет назад существовало государство под названием... Алтай. Вы не ослышались. Именно Алтай.
Дело в том, что тюркским языкам в некоторых случаях свойственна замена фонем р//л. А если подобная замена имела место и в нашем случае, то название Аратта скорее всего родственно современному тюркскому топониму Алтай.
Сравните: Аратта – Алатта – Алатау – Алатей – Алтай (учитывайте также, что Алатау, Алатей, Алтай – это названия существующих поныне тюркских регионов с тем же корнем "тау").
Как известно, название Алтай происходит от тюркских слов ал/алтын - золотой/золото и тау - гора.
Итак, название древней Аратты (или, скорее, Алатты), известной нам по шумерским клинописным источникам, как "Страна гор", в современных тюркских языках будет означать "Золотые горы".
Может читатель назовет это простым совпадением, но известный ученый Сол Коэн сообщает, что в шумерских текстах "Горную страну" Аратту называют богатым местом, изобилующим золотом и драгоценностями (S.Cohen, "Enmerkar and the Lord of Aratta", University of Pensylvania, 1973). Итак, мы разобрались с названием этой древней страны, выяснив наличие в нем четкого тюркского корня "тау", означающего "гора". Теперь же рассмотрим некоторые реалии этой древней страны, известные нам по тем же клинописным источникам.
Согласно древним текстам, правитель Аратты носил титул "Эн". В тюркском языке слово "эн" (;n) означает "самый". Логично, что правитель был "самым" (эн) главным (первым, почитаемым, уважаемым) в своей стране.
То, что древний титул "Эн" и тюркское слово "эн" - одно и то же, подтверждается еще одним фактом:
В шумерских эпосах главным божеством Аратты названа богиня Эн-Ана (Инанна). Итак, речь опять идет о чем-то "самом главном" и мы опять встречаем тюркское слово "самый" ("эн"). В клинописных источниках "Эн-Ана" расшифровывается, как "Госпожа Мать".
А теперь расшифруем имя "Эн-Ана" через тюркский язык:
"эн" - самая [главная]
"ана" - "мать".
Таким образом, древнее население Аратты называло свою верховную богиню "Госпожой матерью" - Эн-Ана - что с усредненного тюркского можно перевести как "Самая [главная] мать".
Подведя итог, мы видим, что пять тысяч лет назад на территории Азербайджана существовало государство, название которого правильнее всего расшифровывается именно через тюркский язык. Несмотря на то, что данные об этом государстве весьма скудны (пять тысячелетий - не малый срок), достаточно и их, чтобы увидеть четкий тюркский след на территории Азербайджана в столь отдаленные от нас времена".
Далее автор подобным образом рассматривает этноним "турукки":
"Большой интерес историков и этнологов вызывает древнее племя Турукки (Turuk), проживавшее во II тысячелетии до нашей эры близ озера Урмия, что находится в Иранском (Южном) Азербайджане.
Следует отметить, что некоторые исследователи считают эти племена потомками жителей Горной страны - Аратты.
Название племени с четко выделенным корнем Turuk говорит о возможном тюркском его происхождении. Более того, мы допускаем, что этноним "турук"  – это самая ранняя форма самоназвания "тюрк".
Если это действительно так, то тюрки в Передней Азии под своим исконным самоназванием были известны тогдашнему миру (аккадцам, ассирийцам, вавилонянам) аж четыре тысячи лет назад!
И хотя официальная история, не вдаваясь во все подробности, почти голословно отрицает даже возможность этого, в пользу того, что этноним "турук" является ранней формой названия "тюрк", говорит следующий интересный факт:
Индийские и тибетские источники раннего средневековья уже известных тогда всему миру тюрок именуют не иначе как этнонимом "турук" ("туруг", "турукка"). Так что вовсе не исключено, что в более древний период определенное прототюркское племя могло именоваться соседями индоевропейского происхождения точно также.
По этой теме советский академик З.И.Ямпольский отмечал, что в XIV веке до нашей эры в древних ассирийских клинописных источниках сказано о проживании на территории Иранского Азербайджана - в районе озера Урмия племени турук.
Более того, в урартских клинописных источниках сообщается об области, в которой проживал народ "турух". Ученые локализуют эту область также в районе озера Урмия и полагают, что речь идет об одном и том же народе-племени.
Как видно, тюркский след не затерялся в глубинах истории и даже сегодня позволяет делать конкретные выводы об этническом составе древнего Азербайджана".
А в итоге в главе "послесловие" уважаемый Амир Эйваз пишет:
"на территории исторического Азербайджана в период с IV века до нашей эры и по VII век нашей эры существовало два государства, известных современной науке под названиями Албания Кавказская и Атропатена.
Официальная история отрицает этническое родство населения двух этих государств, однако мы приведем ниже один интересный факт, позволяющий заявить: Албания Кавказская и Атропатена - это два государства одного народа.
Итак...После того, как арабы в VII веке завоевали земли Атропатены, они, перейдя реку Аракс (Араз), вступили на территорию древней Албании Кавказской. Но вот что интересно: продвигаясь вглубь территории Албании, арабы считали, что продолжают продвижение по Атропатене. Об этом свидетельствует то, что арабы называли городами Атропатены не только многие поселения Албании, но даже ее тогдашнюю столицу - город Барда (Бердаа).
Можно было бы не заострять внимание на этом факте. Арабы здесь были завоевателями, чужаками. Эти обозначения могли быть результатом обычной путаницы. Но все дело в том, что уже северные соседи Албании - хазары, считали города Атропатены албанскими!
Так, тюрки-хазары, совершая походы в Атропатену через территорию Албании, называли населенные пункты Атропатены (в частности, город Ардебиль) албанскими. Это становится известно из ответного письма хазарского кагана Юсуфа (Иосифа) кордовскому врачу и дипломату еврейского происхождения Хасдаю ибн Шапруту (915-970).
Таким образом, получается, что, продвигаясь по Атропатене, хазары были уверены, что все еще находятся в Албании.
Эти факты сообщают исследователям то, что ни северные, ни южные соседи/завоеватели, не делали особых различий между Албанией Кавказской и Атропатеной.
Сам по себе напрашивается вопрос: с чем это может быть связано?
Ясное дело: это может быть связано лишь с одним фактором – языковым. Скорее всего, население обоих этих государств с этнической точки зрения было действительно очень близким, родственным. По сути - речь идет об одном и том же народе, говорящем на одном и том же языке.
А что это за народ, нам поможет определить старинная карта, изданная в Лондоне в 1835 году. На этой карте, посвященной античности, названа древняя народность, представители которой по праву могут считаться предками населения Албании Кавказской и Атропатены.
Речь идет о прототюркском племени Савир/Сабир (на карте - Sabires). В свою очередь, для пущей наглядности на основе этой старинной карты мы составили схему, которая поможет понять, какие территории этот древнетюркский народ объединял 2000 лет назад.
Это тот самый народ, который именовал себя три тысячи лет назад тюркским именем Савир (Сабир), две тысячи лет назад - тюркским именем Алп (Алпан/Албан), тысячу лет назад - тюркским именем Огуз. Это - тюрки Азербайджана".
Я приветствую всех, кто интересуется прошлым своего народа. Считается, что народ, забывший свою историю, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов.
Меня тоже очень интересует прошлое моего народа-азербайджанских
тюрков. Сегодня в мире существуют около 40 больших и маленьких тюркских народов. Большие  тюркские народы (турки, азербайджанцы, узбеки, казахи, уйгуры, татары, башкиры, чуваши и др.). Численность этих тюркских народов от 80 млн.(турки) и до нескольких миллионов (чуваши). Малочисленные тюркские народы проживают на окраинах современного тюркского мира (тюрки Сибири-тофалары, шорцы, долганы, котоны, а также кызылбашы в Афганистане, кашкайцы и салары в Иране, караимы Литве, туркоманы в Сириии др.).
Общая численность тюрков в мире свыше 200 млн. человек.
Далёкое прошлое тюркских народов желательно изучать исходя из того факта, что до распада тюркской семьи (III тыс. до н.э) предки современных тюрков жили вместе на своей исторической прародине на Южном Кавказе. Вначале они были охотниками (наскальные рисунки Гобустана и Зангезура, а затем скотоводами. Они с сентября по апрель жили на равнинных территориях (гышлаг) Южного Кавказа, а затем с поднимались в горы  на летние пасбища (яйлаг).
Российские учёные В. Ю. Гумелёв, Т. М. Юдин, А. А. Постников в статье "О прародине финно-угров и тюрков" пишут: "Азербайджанский писатель Гахраман Насиб оглы Гумбатов, не будучи профессиональным тюркологом или лингвистом, в своей книге  тщательно исследовал вопрос тюркского этногенеза. На основе проведенного им анализа общетюркской базисной лексики Гумбатов делает следующий вывод:
Чтобы в течение долгого времени слова, входящие в базисную и культурную лексику сохранились во всех современных тюркских языках, предки современных тюрков, до начала распада древнетюркской общности, несколько тысячелетий должны были прожить вместе. Против этого трудно, что -либо возразить.
Доктор филологических наук М.З. Закиев отмечает :"По генеалогической классификации различаются четыре основные группы тюркских языков: кыпчакская, огузская, чувашская и якутская. По Закиеву получается, что прототюрки еще в глубокой древности распались на четыре вышеперечисленных народа, каждый со своим несколько отличным от прототюркского языком. Причем, как насчитал Закиев, в тюркологии выдвинуты, в качестве прародины тюрок одиннадцать регионов: от Восточной Европы (Северного Причерноморья) и степей между Волгой и Уралом до Алтая и Северного и СеверноЗападного Китая.
Гумбатов, опираясь на исследования тюрколога Л.В. Дмитриевой, добавил к одиннадцати прародинам еще одну –двенадцатую, находящуюся в Южном Закавказье".
Да, в книге "Историческая прародина тюрков. От Алтая до Арана" я попытался доказать, что начиная с VII тыс. до н.э. древние тюрки жили на Южном Кавказе (территория зарождения отгонного скотоводства и курганной культуры), а вторичная прародина древних тюрков это Евразийская степь от Карпат до Енисея (ямная культура). Территорию  Юго -Запдной Сибири древние тюрки начали заселять начиная с середины  III тыс. до н.(андроновцы, таримцы, пазырыкцы).
Первыми историческую прародину покинули предки чувашского народа, а вторыми-предки якутов-саха.Предки азербайджанских тюрков никогда не покидали свою историческую прародину-Аран. Об этом свидетельствуют многочисленные курганы Карабага, Зангезура, Борчалы, Мильской и Муганской степей. Предки азербайджанских тюрков построили города крепости Дербент, Тебриз, Иреван, Шуша, Барда, Гянджа, Шеки,  Баку, Шемаха, и другие.
Я, как и многие современные исследователи, считаю , что этногенез любого народа, в том числе и тюрков, необходимо изучать опираясь на данные лингвистики, археологии, антропологии, генетики и этнографии.