Журнал Рабоче-крестьянский корреспондент

Александр Оганов
Журнал «Рабоче-крестьянский корреспондент» и его роль в подготовке
собственных корреспондентов

Провозглашенный в конце 20-х гг. ХХ в. курс на индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства в СССР, ведущего к существенным изменениям социальной структуры общества требовал усиления идеологической работы с массами. Этим целям прежде всего служила периодическая печать, что прекрасно понимали в советский период: «Отношение партии к печати всегда определялось гигантским значением последней в деле политического и культурного воспитания масс» . Отмечалось также, что «возросшее значение периодической печати в жизни страны измеряется не только и не так движением материальных показателей, как изменением того места и положения, которое печать занимает в общей системе социалистического строительства. Мы сейчас как никогда близки к осуществлению ленинского лозунга о превращении газет в коллективного организатора масс» . Считалось, что первой и главной задачей периодической печати является непосредственное участие в социалистическом строительстве в экономике и культуре. Через печать должно было осуществляться непосредственное руководство массами. Поэтому связь печати с широкими массами должна стать более тесной и органической. Подчеркивалось также, что для решения новых задач советская печать должна претерпеть количественные и качественные изменения. Качественные изменения должны были заключаться в изменении содержания деятельности печати, количественная – в таком развертывании сети и в таком ее территориальном, социальном, национальном и типовом размещении, чтобы удовлетворить требования и запросы социалистического строительства на всех его участках и стадиях.
Все это обусловило широкий размах изданий периодической печати в СССР. В 1938 г. издавалось 8550 газет разовым тиражом 37, 5 млн. экземпляров и 1762 журнала. Все союзные и автономные республики имели свою печать. Например, в Таджикистане первая типография появилась в Душанбе в 1924 г., а 7 октября 1925 г. было создано Таджикское государственное издательство (с 1964 г. – «Ирфон»). В эти же годы началось и развитие периодической печати. В 1925 г. стали выходить газеты «Советский Таджикистан» (с 1955 г. – «Коммунист Таджикистана»,  с 1992 г. – «Народная газета») и «Кизил Таджикистан» на узбекском языке. С 1929 г. издаются областные, районные и городские газеты в Ленинабаде, Курган-Тюбе, Кулябе, Хороге и др. городах .
Таким образом, если оставить в стороне конкретные идеологические цели, роль печати в общественно-политической жизни оценивалась правильно и сеть собственных корреспондентов действительно охватывала все стороны жизни общества.

Осуществить поставленные задачи средствами периодической печати была бы невозможной без широкой сети собственных корреспондентов. Отмечалось, что «Бесчисленное рабселькоровское движение, бесчисленными нитями охватывающее всю страну, служит как нельзя лучшим доказательством того, что широкие массы трудящихся через печать организуются под знаком участия в социалистическом строительстве, под знаком борьбы за реализацию социалистического плана» . Кроме того, считалось, что собкоровское движение выполняет функции нового организационного механизма, опираясь на который печать становится фактором социалистической самодеятельности масс, что это сотни тысяч людей, концентрирующихся вокруг большой прессы. Размах собкоровского движения – это тот фактор, благодаря которому печать осуществит конкретную борьбу со всеми препятствиями, стоящими на пути выполнения плана каждым предприятием, колхозом, учреждением, организацией и т. п., осуществлять контроль над деятельностью всего государственного механизма и отдельных его частей. А само собкоровское движение – это та система, через которую будут воспитываться сотни и тысячи людей, втягиваясь в социалистическое строительство .

Поэтому вполне логичным было то, что в июне 1938 г. ЦК ВКП (б) приняло специальное постановление по этому вопросу – «О работе собственных корреспондентов ярославской областной газеты «Северный рабочий» . Это постановление обязывало всех редакторов газет тщательно пересмотреть и укрепить собкоровскую сеть, организовать работу собкоров так, чтобы лучше связать периодическое издание с массами. Постановление также обязало редакции газет поставить во главе отделов местной корреспондентской сети опытных работников для координации их деятельности. В целом, значение этого постановления состояло в том, что «редакции газет перестали относиться к своим собкорам как к второстепенному звену, укрепили сеть корреспондентов, усилили руководство ими» .

Развитие рабкоровского движение осуществлялось под организационным руководством газеты «Правда» и активным участием М. И. Ульяновой. В ноябре 1923 г. в Москве состоялось первое совещание рабкоров, созванное «Правдой», на котором в докладе М. И. Ульяновой были сформулированы основные положения рабкоровского движения. Дальнейшим развитием этого процесса стало создание журнала "Рабоче-крестьянский корреспондент" (1924 г.), который стал собирателем опыта корреспондентской работы и ее руководителем.
Ежемесячный журнал "Рабоче-крестьянский корреспондент" начал издаваться в Москве редакцией газеты "Правда". Выходил в СССР с 1924 г. (перерыв в издании с 1941 по 1957). Его задача заключалась в обобщении опыта рабселькоровского движения, проведении работы по привлечению к участию в печати широких масс рабочих, крестьян, представителей трудовой интеллигенции .
Примером того, как журналом осуществлялось обучение собкоров, может служить инструкция по выпуску такой специфической формы стенной газеты, как ильичевка.
Ильичовка - это то же самое, что стенгазета, стеннушка, стенная, стенновка, стенка, стенгаз, но только совершенно особого вида, см. рис. 1.

Не всякую стеннушку, в отличие от ильичовки, можно было привязать, повесить, прибить, поставить и, в случае необходимости, очень быстро сложить или свернуть трубочкой. Газета-сумка, газета-складень, газета-футляр… Газета, называемая ильичовкой, имела и другие названия, которые характеризовали ее конструкцию: газета-складень, газета-футляр, газета-сумка. Делать ее можно было из картона, фанеры, дерева, парусины или палаточного материала. От деревянных ильичовок отказались, видимо, довольно рано, чаще изготавливали такие газеты из картона, с двух сторон склеивая стыки между картонными листами коленкором. Если использовали в качестве основы кусок ткани, то на него нашивали полоски кожи или картона так, чтобы край нижней полоски был пришит к материи, а верхний - нет. Через верхний край вставляли листы бумаги, каждый из которых содержал статьи близкой тематики: одно окошечко - один листок - одна рубрика. Если основой был картон, полоски тоже были картонные, иногда в виде рамочек или уголков, как в фотоальбомах, а если фанера, то окошки для вставок делали в этом случае из фанеры или из картона. Благодаря такой структуре содержание газеты можно было постоянно обновлять, не меняя общего ее оформления, в которое включались название газеты, надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», название выпускающей организации.

Газету из-за этого и называли «непрерывной»: ее не нужно было снимать для обновления материалов, она висела (стояла, вертелась) постоянно. Ильичовка могла складываться, как скатерть, а если к ее краям пришивали петли и крючки, из нее можно было сложить сумку и повесить ее на лямке через плечо. Газету можно было приколоть или привязать к палатке, разместить «на стене и на пирамиде ружей», как пишет Ник. Кремнев в статье «О походной газете». Это было очень удобно во время военных учений и походов: «в процессе учений ильичовку переносили из хаты в хату, зачитывали местному населению»,- пишет журнал «Военкор». Чтобы газета не промокала в непогоду, можно было, по «новому стандарту 1932 г.», «обклеить обратную сторону клеенкой» .
Кстати, не случайно рубрика «Лицо маленьких газет» (хотя и непостоянная) есть именно в журнале «Военкор», а не в «Селькоре» и «Рабоче-крестьянском корреспонденте». Под «маленькими газетами» в первую очередь подразумеваются ильичовки и взводовки (так называли ильичовку, содержащую секретную информацию и поэтому не предназначенную для чтения вне места дислокации взвода). «Военкор» пишет: «Школа авиатехников перешла на взводные ильичовки. Взводовка себя целиком оправдала. Большинство взводных ильичовок выходит ежедневно» . Нетрудно догадаться, что на каждое воинское подразделение полагалась одна ильичовка.
Вот почему у 26 девушек, которые в 1939 г. совершили в подарок XVIII съезду ВКП(б) пеший военизированный переход в противогазах от Владивостока до города Ворошилова (Уссурийска) и обратно (244 километра) была только одна ильичовка на всех: «Обмундирование участниц состояло из лыжных костюмов, физкультурных ботинок, вязаных шлемов и противогазов. У 26 девушек были винтовки, а также две санитарные сумки с походным снаряжением, две полевые сумки с полным набором и одна ильичевка».

В 1931 году «Военкор» рекомендует поручить караульным начальникам «выпустить в карауле ильичовку» («Военкор», 1931, №9. С.21). Это «политическое задание» объясняют тем, что «командиру-партийцу» хорошо известны все последние новости воинского подразделения и приказы командования. «Минное поле», «Фугас», «Скребница», «Морзист», «На взлет», «Кузьня командира», - такие названия были традиционны для ильичовок. Они отражали специфику занятий тех, кто такие газеты выпускал: саперов, минеров, кавалеристов, радистов, летчиков….
Существовали даже нормативы трудозатрат на выпуск ильичовки. На выпуск должны были тратить 2-3 часа работы, включая сбор материала и оформление, а в условиях учений или боевых действий - 15-20 минут. В начале 1930-х (вероятно, с 1931 г.) ильичовка входит в «План-программу полкового семинария».
Рис. 1.
 

В 1956 г. был провозглашен новый курс партии. Пришедший к руководству КПСС Н.С. Хрущев задал импульс движению советского общества к обновлению. Начался процесс изменения политического сознания. Остро встала проблема преодоления сложившихся стереотипов в журналистике. "Оттепель" в общественно-политической жизни благотворно сказалась на системе СМИ. Новое появилось в ее характере, содержании, оформлении. Главными в работе СМИ становятся вопросы реального положения дел в экономике, борьба с беззаконием, с последствиями культа личности в политической жизни.
К концу 50-х гг. отечественная журналистика претерпевает серьезные изменения. Но по-прежнему неизменным оставалось ее положение в системе административно-командного управления. Журналистика, как и прежде, находилась в полной зависимости от нее. Краткосрочность периода "оттепели" в общественно-политической жизни, неизменность положения журналистики как идеологической структуры партийно-директивного аппарата стали причиной возврата к старому, сползания прессы на позиции поддержки волюнтаризма, содействия возрождению нового культа личности, затушевывания фактов, вызвавших в обществе застойные явления.

Журналистика оставалась важнейшим средством воздействия на общественное мнение и КПСС не могла допустить ослабления ее влияния на массы.
В течение 30 лет — со второй половины 50-х до середины 80-х гг. — средства массовой информации по-прежнему продолжали развиваться, их структура претерпевала определенные изменения. К середине 50-х гг. сила воздействия печати на массы заметно ослабла. Объяснялось это не только догматическим, начетническим характером газетно-журнальных публикаций, но и сложившимися шаблонами, стереотипами, заполонившими прессу. Кроме того, ощущалась все большая необходимость в дальнейшем развитии структуры журналистики.
ЦК КПСС содействовал возникновению новых центральных и местных изданий, новых видов прессы. В середине 50-х—60-х гг. вышли "Промышленно-экономическая газета", "Экономическая газета", "Экономическая жизнь", "Социалистическая индустрия", "Советская торговля", "Советская авиация", "Московские новости" на нескольких языках, республиканская газета "Советская Россия". Возрождая традиции 20-х гг., на Украине увидела свет "Рабочая газета" на украинском и русском языках. В стране газеты издавались на 57 языках. "Советская Россия", вышедшая 1 июля 1956 г. как ежедневный орган Бюро ЦК КПСС по РСФСР, сразу четко определила свою программу. В газете нашли отражение те новые тенденции в общественно-политической, экономической, социальной жизни страны, которые возникли после XX съезда КПСС. Соперничество с газетами, имевшими многолетний опыт общения с аудиторией, привело к удачным творческим находкам, формированию тематической и жанровой специфики "Советской России".

Уже в первых номерах газеты появились такие разделы, как "Годы и люди", "Любовь моя, Россия", "С блокнотом по РСФСР", "Таланты России" и др., которые сразу внимание читателей. Впервые в центральной прессе появилось периодическое издание, в котором много места отводилось фотожурналистике с ее жанровым многообразием. Широкая сеть собственных корреспондентов, систематические встречи сотрудников редакции с авторами, отчеты газеты перед читателями настолько увеличили приток оперативной информация, что он обрел конкретные формы в виде подборок и даже полос. На смену традиционным редакционным статям пришли авторские передовые. Заметно изменился и облик четвертой полосы: появились фотоэтюды и зарисовки, фоторепортажи о новых городах, материалы для семейного чтения. Постоянной стала и рубрика "В субботний вечер". Советская Россия" постоянно освещала вопросы экономики, в таких рубриках, как: "Реформа: опыт и проблемы", "О людях хороших", "Хозяйствовать по-новому" и др.
"Оттепель" второй половины 50-х гг. принесла серьезные пе-ремены в жизнь страны, наметила новые тенденции в общественных отношениях. "Советская Россия" отводила им специальные подборки, полосы, циклы различных по своим жанрам материалов. В конце 1956 г. во многих областях РСФСР, Украины и других союзных республик начали выходить колхозные многотиражные газеты. В связи с реорганизацией системы хозяйственного управления и связанным с этим разделением партийных органов в сельской местности в конце 50-х гг. возникли новые виды местной печати – межрайонные газеты, газеты колхозно-совхозных производственных управлений. Но просуществовали они недолго. Через полгода-год они вновь были преобразованы в районные газеты. К середине 60-х гг. их выходило в стране около 3 тыс., а тираж составил около 20 млн. экз.  Увеличился формат районных газет, чаще стала их периодичность, укрепи¬лась материально-техническая база, возрос профессиональный уровень и улучшилось техническое оформление. Газетно-журнальный мир страны находился в постоянном развитии. Во второй половине 50-х и в 60-е гг. были созданы такие центральные журналы, как "Вопросы истории КПСС", "Партийная жизнь", "Агитатор", "Молодая гвардия", "Москва", "Ленинград", "Нева".

После длительного перерыва возобновилось издание журнала "Рабоче-крестьянский корреспондент". В 1960 г. в стране насчитывалось около 4 тыс. журналов и различных изданий журнального типа с годовым тиражом свыше 770 млн. экз. В 1970 г. в СССР выходило 7250 газет, разовый тираж которых составил около 140 млн. экз.  За 1970—1975 гг. тираж газет вырос на 29% и разовый тираж журналов — на 17,5%.
Работе собственных корреспондентов придавалось большое значение. В частности, считалось, что выступления рабкоров и селькоров будут способствовать внедрению передовой техники и передовой организации труда. Хозяйственный руководитель, внимательно читая заводские и цеховые газеты, найдет в них ценные предложения и советы. Также считалось важным, чтобы руководители не ожидали, когда рабкоры заинтересуются тем или иным вопросом, а сами обращались к ним за поддержкой, заостряли их внимание на важной проблеме.
Если рассмотреть структуру журнала 60 – 70-х гг., то в нем можно выделить следующие основные  рубрики:
1. Передовая
2. К 50-летию советской власти
3. Уголок юнкора
4. Заводская печать
5. Литературное творчество
6. Стенная печать
7. Внимание селу
8. Трибуна рабселькора
9. Районная печать
10. Школа мастерства
В «Передовой» обычно рассматривались партийно-государственные документы и формулировались вытекающие из них задачи для собственных корреспондентов и периодической печати в целом. Например, «От великого почина к великим победам»  - в ней говорится о необходимости широко освещать трудовые почины рабочих коллективов в год 50-летия октябрьской революции. Аналогичные материалы содержала рубрика «К 50-летию советской власти». «Уголок юнкора» обычно содержал материалы о деятельности юных корреспондентов и обмен опытом по деятельности юнкоровских кружков. Например,  в материале «Сначала читатель, потом автор»  рассказывается об опыте работы юнкоровского кружка г. Керчи. Рубрики «Заводская печать», «Стенная печать», «Районная печать» освещали соответствующие отрасли периодической печати. Например, в обзоре районной печати «Механизмы на фермах»  анализируются материалы районной печати Марийской АССР, посвященные такой злободневной на тот период теме, как использование техники на селе. Но помимо рассмотрения актуальных с точки зрения народного хозяйства вопросов уделялось внимание и собственно журналистскому мастерству. Этому служила рубрика «Школа мастерства». В ней анализировался литературно-художественный уровень присылаемых в редакцию корреспонденций, рассматривались вопросы, с которыми чаще всего сталкивается начинающий корреспондент или писатель – какова природа художественного творчества, можно ли развить способность образного мышления, как избавиться от штампов. Например, в материале «Светятся все окна»  автор приводит пример устоявшегося штампа – из сорока корреспонденций, зарисовок, очерков и стихотворений об учителе, во всех присутствует один и тот же образ склонившихся над тетрадями до полуночи школьных работников и светящихся оконцев в доме.

Объявленный в 1985 г. процесс перестройки, который, как официально объявлялось, должен был вдохнуть новую жизнь в социалистическую систему, предъявлял новые требования и к работе собственных корреспондентов. Как отмечалось в партийных документах, «завершающий этап подготовки к XXVII съезду КПСС предъявляет высокие требования к средствам массовой информации и пропаганды. Они призваны стать всенародной трибуной обсуждения, аккумулировать идеи, мнения, опыт масс, формировать тот высокий трудовой и идейно-нравственный настрой, без которого немыслима реализация любых планов». Таким образом, задачи перед собкорами в целом ставились прежние. Предполагалось, по-видимому, что эти задачи должны выполняться на более высоком уровне, без формализма.
Какими же средствами журнал осуществлял подготовку собственных корреспондентов в 80-е гг.?

Прежде всего, считалось, что собственные корреспонденты нуждаются в общении друг с другом, во взаимном обмене опытом, причем не только положительном, но и опытом преодолении трудностей, собственных ошибок. В указанный период больше внимания уделялось дискуссиям как по творческим, так и по злободневным вопросам. Поэтому на страницах журнала шло достаточно широкое обсуждение вопросов, связанных с практикой редакций местных газет, их взаимоотношениям со штатным и внештатным активом, с творчеством рабкоров и селькоров. Больше внимания – по крайней мере так провозглашалось – должно было уделяться действенности выступлений собкоров в печати и защите от преследований за критику. Для этого журнал указанного периода содержал разделы «Редакция и автор», «Главный корреспондент», «Порядок на производстве», «Рождается газетная строка», «Случай из практики», «Мое мнение такое», «Что может стенная» и др.
Большое внимание уделялось совершенствованию журналистского мастерства. Отмечалось, что «Не только новички печати, но и опытные народные корреспонденты, да и профессиональные газетные работники, безусловно, нуждаются в повышении своего журналистского уровня». Для решения этой проблемы в журнале «Рабоче-крестьянский корреспондент» имелись разделы «Уроки мастерства», «Беседы о русском языке», «Юридическая консультация для пишущих в газету», «Окно в мир» (для фоторепортеров), «Берите в руки карандаш» (для самодеятельных художников). Можно также отметить такую важную рубрику, как «Редакция и автор», в которой анализировались поступающие в редакцию материалы и проводились дискуссии по спорным вопросам. Например, в материале «Рабкоры поспорили…» на обсуждение был вынесен вопрос, в какой форме писать о недостатках на предприятии – сглаживая острые углы, либо нет.  Кроме того, больше внимания стало уделяться детскому и юношескому творчеству. Раздел «Юнкор» присутствовал в каждом номере журнала. Увеличился объем литературных страниц, которым посвящены такие разделы, как «Литературный цех»  (поэзия), «Земля родная» (зарисовки о природе), «Бюро веселых находок» (юмор).

Таким образом, журнал "Рабоче-крестьянский корреспондент" обобщал опыт рабселькоровского движения, проводил большую работу по привлечению к участию в печати широких масс рабочих, крестьян, представителей трудовой интеллигенции. Журнал анализировал практику городских, районных, многотиражных газет, публиковал рекомендации, как эффективнее средствами газетной работы помогать трудовым коллективам успешно выполнять государственные задания и социалистические обязательства. В помощь рабселькорам велись учебные разделы: "Приглашаем на семинар", "Стенная газета", "Школа мастерства", "Разговор с коллегой", "Идёт летучка", "Окно в мир" (для начинающих фотокорреспондентов), "Беседы о русском языке" и др. Максимальный тираж  - 150 тыс. экз. (1974) .
Эти данные сами по себе показывают достаточно широкую сферу деятельности журнала. Рассматриваемые рубрики показывают, что подготовка собственных корреспондентов велась, во-первых, с точки зрения идеологической выдержанности, что было естественно для советского периода; во-вторых, уделялось внимание умению выделить ключевые проблемы, изложить их доступным языком; и, наконец, важное значение придавалось литературно-художественной стороне дела, владению словом.


Список использованной литературы
1. Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления развития.// http://www.politstudies.ru.
2. Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996. 248 с.
3. Журналистика и политика. Екатеринбург, 2004. – 192 с.
4. Кузнецов И. В. Советская журналистика первых послевоенных пятилеток (1946 - 1958). М.: Изд. МГУ. 70 с.
5. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров.//Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. С. 125–160.
6. Мисонжников Б.Я. Отражение действительности в тексте.// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. С. 95–124.
7. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. http://www.library. cjes.ru/online/?a=con&b_id=236&c_id=2009
8. Пельт В. Д. Предвоенная советская печать. – Изд. МГУ, 1974. 100 с.
9. Периодическая печать СССР и рабселькоровское движение. М.: Планхозгиз, 1930. 128 с.
10. Политология / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. – 442 с.
11. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002. – 364 с.
12. Ступина Е. Праздничный марш./http://vladnews.ru.
13. Таджикская Советская Социалистическая Республика. – Душанбе, 1974. 360 с.
14. Теплова Л.А. Информационно-аналитические еженедельные журналы: тип и профиль // Вестник Моск. ун-та (Сер. 10, Журналистика). 2003. № 2. С. 43–52.
15. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. – 256 с.
16. Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет. Воронеж, 2001. 164 с.
17. Реснянская Л.Л. Типология СМИ в политическом пространстве постсоветской России // Вестник Моск. ун-та (Сер. 10, Журналистика). 2001. № 1. С. 47–57.
18. Ученова В.В. Публицистика и политика. М., 1979. 288 с.

 Периодика
1. "Рабоче-крестьянский корреспондент" 1926, 1928, 1938, 1958, 1967, 1971, 1977, 1985 – 1986 гг.