Самая необычная роль владимира высоцкого

Сергей Декопольцев 2
 "СКАЗ О ТОМ, КАК ЦАРЬ ПЁТР АРАПА ЖЕНИЛ." - САМАЯ НЕОБЫЧНАЯ РОЛЬ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО.
 

«СКАЗ О ТОМ, КАК ЦАРЬ ПЁТР АРАПА ЖЕНИЛ» - длинное и неуклюжее название, вполне в стиле 18 века, оно было «придумано кем-то из начальства» и пришлось «не ко двору» всем, кто работал над фильмом. Ведь вначале фильм назвали вполне «по Пушкину» «Арап Петра Великого». Конечно, негодовал и Владимир Семёнович. Ведь он исполнял здесь главную роль, а в новом названии «я потерялся между царём и запятой». В общем ,картину эту (ту, что получилась в итоге) не любили все. Митта, как режиссер, за то, что «начальство» без конца вмешивалось в творческий процесс. Лезло с «ножницами» и заставило вырезать столько сцен, что из двухсерийного фильма получился односерийный. Михаил Глузский (исполнитель роли шута Балакирева) за то, что почти все сцены с его участием были вырезаны. А  ведь он на съёмках поймал кураж, и играл, по воспоминаниям многих так, как потом никогда не играл. Временами образ Балакирева смотрелся более живо и ярко, чем арап Ганнибал в исполнении Высоцкого. ( И это, кстати, очень не понравилось Владимиру Семёновичу. Чего он не стал скрывать от Митты, с которым в ту пору был очень дружен. Так что в «вырезании» Глузского  нет никакой вины страшных «худсоветов», проклятых «чиновников и цензоров» и вездесущего КГБ. Обычная актёрская война за известность. Столкновение самолюбий. )
 Но больше всех злосчастный «Сказ…» не пришелся по душе самому исполнителю главной роли. Ведь Высоцкий, по договору с режиссёром, подготовил для фильма две песни «Разбойничью» и «Купола». Они должны были прозвучать в фильме. Но не прозвучали… Митта невнятно вспоминает, что «его предупредили»…  (Кто предупредил? КГБ? То самое КГБ, которое, по воспоминаниям исполнителя роли Петра 1 Алексея Петренко постоянно соревновалось с местными военными – кто успеет раньше «подать машину к подъезду» и увезти Высоцкого к себе на всю ночь. Владимир Семенович устраивал для их начальства концерты. Петренко говорит, что «всю ночь напролёт», но это по логике невозможно, отдыхать-то надо было. Наверное отдых и угощение они ему тоже обеспечивали. )  Одним словом было решено песни Высоцкого не ставить. В который уже раз! Ведь и в «Земле Санникова» и в «Место встречи…» его песни тоже так и не прозвучали. Сколько здесь было начальственного произвола, а сколько обычной зависти окружающих («Слишком много Высоцкого получается».) я не знаю. Об обстановке на съёмках есть великолепная статья М.Цыбульского, который, перелопатив гору материала, добыл уникальные воспоминания тех людей, что там присутствовали. Сноску на эту статью я приведу ниже.
 Но, мне хотелось поговорить не об этом.
 Владимир Семеныч очень досадовал, что после вмешательства цензорских ножниц фильм превратился в незамысловатый водевиль, в оптимистичную комедию (а они с Миттой видели картину трагикомедией), в незамысловатую историю любви. А Высоцкий главным конфликтом здесь видел столкновение царя с человеком, несомненно ему преданным, но имеющим свои понятия о чести, добре, и готовым отстаивать свою точку зрения даже перед всесильным императором. Спустя годы актёр признался, что о своей работе над «Арапом…» вообще не вспоминает: «Отболело…»
 А  мне кажется, «Арап…» повторил судьбу великолепного фильма «Земля Санникова». Там ведь тоже был конфликт режиссёра и исполнителей главных ролей. Им хотелось «серьёзности, подтекста». А получилась история о людях-первопроходцах, наполненная пафосом поиска и стремления человека к новым землям и вершинам, готовности к самопожертвованию… Очень красиво снятый, с великолепными актёрами (один Дворжецкий чего стоит!), с великолепными видами (часть сцен снимали в знаменитой «Долине Гейзеров»), с «романтической линией» он очень пришелся ко двору женской половине аудитории. (Помню, с каким удовольствием мои мама, тётя и бабушка ходили смотреть его.) И, конечно, миллионы советских мальчишек были от этого фильма «без ума», многие, после просмотра, на всю жизнь «заболели Арктикой».
 «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил.» превратился из «трагедии-конфликта» в щемящую, пронзительную историю любви. Любви человека, имеющего тёмную кожу, но золотую душу, которую нужно только увидеть. Здесь Высоцкий совсем другой, мы такого Высоцкого еще не видели! «Я был в этой роли сдержан.» - скупо вспоминал он.
 Владимир Семенович в этом определении слишком скромен.
Ибрагим Ганнибал в фильме – это совсем другой человек. Добрый? Слишком просто сказать. Честный? Самоотверженный (даже в любви, где человек сплошь и рядом думает лишь о своем счастье)? Словами трудно выразить.
 Сущность любви его герой объясняет так:
- Любовь – это мотылёк. Сожмёшь его – он погибнет.
 И поэтому, видя, как девушка, которую он любит, смотрит на него с ужасом (наговорили ей с три короба страшилок про «чёрного арапа»), Ибрагим решает отойти в сторону. Лучше умереть в одиночестве, чем видеть вечный испуг в любимых глазах! А еще дворянчик Мишка Говоров заявил, что «у них с Наташкой любовь». Ну, раз она уже полюбила другого, то остается только одно – пожелать им счастья! И ничто не изменит его решения – ведь благополучие любимой превыше всего! И никто не изменит. Даже крестный – царь Пётр. Пусть ломают его судьбу и саму жизнь о царское колено – он своему слову не изменит!
 Много ли среди нас, современных мужчин, найдется тех, кто сможет поступить так же как Ибрагим? Переступить через своё счастье, ради счастья любимой? Да еще сделать это, зная, что в таком случае,  вся твоя жизнь полетит под откос? 
 Тут ведь еще сыграла роль необыкновенная доброта этого «черного лицом» человека. Смотришь фильм и не веришь, что перед тобой Высоцкий! Всё-таки он, в отличии от арапа Ганнибала, был мужчиной взрывным (тому подтверждением – воспоминания друзей и знакомых). Интересно, как бы повёл себя Владимир Семенович в той сцене с Филькой (слугой Ганнибала), когда Ибрагим возвращается и обнаруживает, что  Филька (его роль великолепно сыграл Золотухин) успел вылакать всё вино и съел все припасы, и теперь дома шаром покати? Был бы вместо арапа Высоцкий – ходить бы Фильке с битой рожей!
 А вот сцена занятий в «навигацком классе». Выгнанный Петром, Ганнибал обучает дворянских недорослей морской науке на дому (надо же чем-то зарабатывать на хлеб!) Здесь, в обществе мальчишек, он отдыхает душой. Они нисколько не боятся его черной кожи, и в их обществе он сам словно становится большим мальчишкой, превратив учение в подобие игры («Подул норд-ост!»). Правда, нравы общества тогда были суровы, и за всякие «шкоды», то есть баловство во время занятий, полагалась розга. И вот Ванечка Ртищев (исп. Женя Митта), сумел «отличится».
 Как и полагается строгому учителю, Ибрагим Петрович сурово произносит:
- Пожалуйте на экзекуцию!
 Но «роли» не выдерживает. Уже после третьего удара, преисполненный сочувствием, бросает:
- Ну, довольно! Довольно!
 Обиженный Ванечка, заправляя рубашку, выговаривает «строгому учителю»:
- А вот сестрица (кстати, та самая Наташа, несчастная любовь Ибрагима Петровича) говорит, что детей бить не надобно!
 И ответ Ганнибала только высвечивает его доброе отношение к людям:
 - Надобно! Надобно!.. Станете офицерами да шкиперами – сами возьмёте палку в руки! Так чтоб знали, что палка-то больно дерётся!
 …А еще поражает реакция арапа, когда Ртищевы, переодетые в личины, на святках вваливаются к нему в дом, и громят все вокруг. Ведь он пытается встретить их как дорогих гостей! Пытается взывать к их разуму! (Был бы на его месте взрывной Владимир Семёнович – летели бы они все с крыльца в сугроб!)
 Да и поведение арапа в конце фильма. Ртищев-старший попался на воровстве. Плаха да острог обошли стороной – радуйся! Хотя царева немилость – тоже не сахар. Для придворного, считай, общественная смерть – Гаврила Афанасасьевич это вам не Абрам Ганнибал, навигацкую школу открывать не будет. И вот они с сыном Серьгунькой  (исп. Роли – Михаил Кокшенов) придумали выход из положения – раз царь хотел отдать Наталью за арапа, значит – быть посему!
Всем будет хорошо. И царь доволен, и Ртищевы прощены, и Ибрагим Петрович опять в фаворе будет, у царя под рукой, такой зять – это зна-аете!..
Но все дело портит проклятый чернокожий бусурманин. Знай себе повторяет:
- Жениться я никак не могу, потому как Наталья Гавриловна меня не любит!
Тут уже даже Сергунька не выдерживает:
- Да кто её, дуру, спрашивать-то будет?!! – и даже пытается угрожать «будущему зятю». – Смотри, не выполнишь цареву волю, он и тебя тоже!..
 Но Ибрагим упорствует. В своей наивности влюбленного он боготворит предмет своей любви: она – ангел, а я – кто?!  И, согласившись для вида, решает сам «устроить ее счастье», послать вместо себя в церковь Мишку Говорова ( ведь тот же клялся-божился «что у них с Наташкой любовь на всю жизнь»!)
  Садясь в карету, («устроив судьбу любимой» решил уехать подальше, чтобы забыться) Ибрагим произносит пронзительные в своей горечи слова:
- От всего на свете можно убежать! А от себя, дурака, куда убежишь?!!
  И если бы Наталья Гавриловна не взяла всё в свои руки, то история о женитьбе арапа царя Петра не получила бы счастливое разрешение. В конечном счете - всё решают женщины!

 Используемые материалы:
1. Петренко: к разговору с Богом надо быть готовым" \\ газ. "Конкурент". Москва. 2013 г. 3 апреля.

• «СК"Алексей Петренко: к разговору с Богом надо быть готовым" \\ газ. "Конкурент". Москва. 2013 г. 3 апреля.