Пушкин и суеверия

Алла Черри
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны…
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

(А.С.ПУШКИН, "Приметы")

О том, что великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был суеверным известно, пожалуй, всем. Но именно благодаря суевериям поэту удалось избежать некоторых обстоятельств, которые могли бы стать для него трагическими задолго до его безвременной кончины в 1837 году.

Вот как вспоминал об этом друг Пушкина  Владимир Даль: «Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался и в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать».
 
В те далёкие времена существовало много житейских примет, в которые Пушкин верил.  Например: если выйти из дома и увидеть похороны – это к удаче. Тринадцать свечей за столом – нехорошо. Он не любил принимать что-то через порог; огорчался, когда видел месяц с левой стороны…

Его пугали некоторые предзнаменования. Так случилось во время обряда венчания с прекрасной Натали в недостроенной церкви Большое Вознесение у Никитских ворот.

Когда по традиции молодые обходили вокруг аналоя, неожиданно упали крест и Евангелие. Затем потухла зажжённая свеча в руке поэта. И, наконец, обручальное кольцо Пушкина упало на пол…

Друг Пушкина Павел Нащокин решил заказать для Александра Сергеевича талисман – перстень с бирюзой (камень-оберег от насильственной смерти). Однако по свидетельству секунданта - Константина Данзаса, поэт забыл взять талисман с собой на роковую дуэль. Перед смертью он подарил перстень Данзасу.
 
А вот ещё одно из воспоминаний  В. Даля: «Всем близким к нему известно странное происшествие, которое спасло его от неминуемой большой беды. Пушкин жил в 1825 году в псковской деревне, и ему запрещено было из неё выезжать. Вдруг доходят до него тёмные и несвязные слухи о кончине императора, потом об отречении от престола цесаревича; подобные события проникают молнией сердца каждого, и мудрено ли, что в смятении и волнении чувств участие и любопытство деревенского жителя неподалеку от столицы возросло до неодолимой степени? Пушкин хотел узнать положительно, сколько правды в носящихся разнородных слухах, что делается у нас и что будет; он вдруг решился выехать тайно из деревни, рассчитав время так, чтобы прибыть в Петербург поздно вечером и потом через сутки же возвратиться. Поехали; на самых выездах была, уже не помню, какая-то дурная примета, замеченная дядькою ( «дядькой»  тогда называли слугу), который исполнял приказания барина своего на этот раз очень неохотно. Отъехав немного от села, Пушкин стал уже раскаиваться в предприятии этом, но ему совестно было от него отказаться, казалось малодушным. Вдруг дядька указывает с отчаянным возгласом на зайца, который перебежал впереди коляски дорогу; Пушкин с большим удовольствием уступил убедительным просьбам дядьки, сказав, что, кроме того, позабыл что-то нужное дома, и воротился. На другой день никто уже не говорил о поездке в Питер, и всё осталось по-старому …»

Как известно, в это самое время в Петербурге произошло восстание декабристов на Сенатской площади…

Перед дуэлью поэт  не составлял завещания – плохая примета, можно накликать смерть…

19 января 2022 г.