Художник Качинский и школа его имени
напечатано в ж Волга
Исполнилось 105 лет художнику Николаю Станиславовичу Качинскому, но вспомнить его предлагаю отнюдь не в связи с датой. Художник такого масштаба достоин памяти не только по круглым – и не очень круглым – датам.
Начнем издалека. Качинские – известная польская фамилия, достаточно вспомнить братьев- близнецов Леха и Ярослава Качинских, президента и премьер-министра Польши.
Много поляков было сослано на Урал после польского восстания 1863-64 г.г., например, в Уфе семьи Верниковских и Нице ( вариант фамилии Ницше) стали основателями частной гимназии, а Анджиевская открыла первую в Уфе музыкальную школу. Станислав Качинский оказался в нынешней Челябинской области. Там, в селе (станице) Степном Пластовского района 9 мая 1916 родился его сын Николай. Станислав был архитектором, в годы репрессий он сгинул в ГУЛАГе, сын оказался в детском доме. В 18 лет с ним случилось большое несчастье: он попал под трамвай и остался без ноги. Однако потом как-то освоился с протезом и ходил без костылей и палочки. В 20 лет поступил в Свердловское художественное училище. Тогда и до середины 70-х на художественном отделении учили пять лет. Как раз перед войной Николай успел окончить училище, причем с отличием. Было не до института, началась война. Уехал в свой родной район, в город Пласт. Сам организовал при клубе изостудию, куда ходили учиться и дети, и взрослые. Видимо, профессиональные навыки он им давал хорошие, его тогдашние ученики Анатолий Тумбасов, Зоя Недзельская, Николай Аристов стали художниками. Выставка из 180 полотен Качинского и его учеников прошла потом в Пласте в 1978 году и называлась «Художники-студийцы военных лет», где картина Качинского «Во имя жизни» произвела ошеломляющее впечатление. Очевидцы вспоминают, что зрители плакали, глядя на девочку, изображенную на первом плане, стоящую на снегу в обмотках, согревающую замерзшие ручки дыханием - это было напоминание далекому тылу об эвакуации детей на Кавказе перед наступлением немцев. Это масштабное многофигурное полотно он потом подарил музею Пласта.
Сразу по окончании войны он был командирован в Берлин для документальных зарисовок. Знали его редкую нынче способность сразу схватывать и запечатлевать происходящее. В 1945 в Москве работал для окон ТАСС, потом был командирован на Кавказ и остался здесь на всю жизнь. Женился, родилась дочь Таня. В 1948 приняли в члены Союза художников СССР. В Пятигорске организовал Союз художников Ставрополья. Здесь, на Кавказе, купив в 1952 году дом под Железноводском, в поселке Иноземцево, который по величине больше города Железноводска, он уже занимался исключительно творчеством, а не преподавательской деятельностью, хотя и дочь, и внучка, а теперь уже и правнучка занимаются изобразительным искусством: дочь была художником-оформителем, внучка - чей портрет написан им с такой любовью и изыском - Людмила Борисовна Арзамасцева преподает в художественной школе Железноводска, где учится и 13-летняя внучка Аня. Я не буду перечислять почетные грамоты, медали, тогда награждали скупо, а точнее, избирательно: звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» он получил к своему 60-летнему юбилею, а Заслуженного художника России – к 80 -летию. Умер он, не дожив полгода до 90-летия, 15 октября 2015. В начале мая 2006 года в Пушкинской галерее открылась его посмертная выставка и шла она месяц до 4 июня. Краевая газета «Ставропольская правда» посвятила этому событию большую статью. На открытии выступали глава города Виктор Лозовой и известный художник, ученик Качинского Владимир Кузнецов. Под сводами галереи вдруг раздался голос самого художника: чудом сохранилась фонограмма с записью его голоса, в ней он рассказывает о своих девяти учениках, погибших на войне. Качинского называли теперь, после смерти, легендой Железноводска, наверное, тогда и возникла инициатива тогдашнего мэра Железноводска В.Г.Мельниковой назвать улицу его именем. Был подписан указ, его никто не отменял, так что надежда есть. Сведения в интернете, что ему присвоено звание Почетного гражданина Железноводска – недостоверны: на стенде почетных граждан у горсовета есть герои Гражданской войны, есть даже режиссер Говорухин, который никогда не жил в Железноводске, правда, помог отстоять от разрушения Пушкинскую галерею и подарил свою картину в обмен на преподнесенную ему директором художественной школы Алексеем Юхтенко, но имени Николая Качинского там нет.
А теперь - о его творчестве. Скажут: а, он писал в стиле соцреализма! А что, ему бы кто-то позволил писать в стиле кубизма ( впрочем, уже вышедшего из моды) или резать полотна, как Лучо Фонтана? Написать жанровую картину, где люди изображены в сюжетной взаимосвязи с природой, на фоне городского или сельского пейзажа – задача куда более трудная. А решать ее можно разными средствами, в зависимости от таланта и мастерства. Да, он работал над «Ленинианой», но в советское время это было почетное задание, которое поручали самым лучшим художникам. «Ставропольцы у Ленина» входили иллюстрацией в школьные учебники истории. Но он написал и огромный цикл « По Лермонтовским местам». Вообще поражает, сколько дорог исходил художник ( вспомним, что был он инвалидом), чтобы написать тысячи картин, жанровых и бытовых - а он всё писал с натуры! Как рано надо было вставать, чтобы запечатлеть рассвет и восход солнца, игру света в пейзажах, сколько источников надо было изучать, дабы верно отразить реалии на исторические полотнах – « Киров на Кавказе», «Во имя жизни», «Трудный хлеб», «Заоблачный фронт». Последние годы он писал только лирику - природу, деревья, цветы… Никакой, как принято ее называть, «соцреалистической зализанности» - у него всё дышит, всё живет. Его знаменитая «Ромашковая Русь» покорила в 1997 искушенных парижан и была приобретена Национальной галереей Парижа. Этот во всех статьях упоминавшийся факт меня заинтересовал: что за галерея? Оказалось, что это Grand Palais на Елисейских полях, в котором и я имела счастье побывать – дворец выставок с входным билетом 15евро. Его картины есть и в Третьяковке, в запасных фондах, то есть выставляются к датам или событиям. Зато всегда они в экспозиции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, в Пятигорском краеведческом музее, в музее-заповеднике Лермонтова в Пятигорске, на Урале - в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, в музее города Пласта Челябинской области, а 2я выставка там была еще в 1982. Качинский участвовал во многих районных, городских, краевых, общесоюзных выставках, но и наконец его персональные прошли в Академии Художеств в Санкт-Петербурге в 1992 и в Кремле в 1994. Его произведения экспонировались в Англии, Франции, Германии, Греции, Италии и даже за океаном, в США. И сейчас много работ есть в семье, что-то оставлено на память, что-то выставлено на сайтах продажи. В его родном Иноземцеве на здании художественной школы – мемориальная доска с барельефом художника.
Железноводск создал свою детскую художественную школу в 1970. Теперь она носит имя Николая Станиславовича Качинского. О ней следует сказать особо, школа стоит того. В городе, где нет ни театра, ни оркестра, ни настоящего большого музея ( если не считать крохотный краеведческий и его филиал имени Льва Толстого, который был здесь проездом, поскольку это – здание бывшей станции почтовых дилижансов), школа поистине является местом не только начального профессионального, но в полной мере эстетического воспитания. Кстати, детской ее можно назвать условно : возраст учеников от 5 – и далее без ограничений. Самой взрослой – далеко за 70. Здесь преподают не только рисунок, технику живописи, композицию, лепку, создают нынче класс керамики и ювелирного искусства, но и рассказывают – есть отдельный предмет в учебной программе - об истории искусств. Директор сам водит и возит учеников на пленэр, учит всматриваться в красоту мира, искать ее в малом и повседневном. Кстати, после первых четырех директоров, которые сменились за 6 лет: выпускников Академии художеств имени Репина графика Льва Филипповича Белова, искусствоведа Людмилы Юрьевны Шамлединой, выпускника Киевского художественного института Олега Михайловича Матвиенко, с 1976 года бессменным директором стал выпускник Ставропольского художественного училища и Кубанского университета Алексей Федорович Юхтенко. Он не только много и плодотворно работающий художник - он замечательный организатор, настоящий энтузиаст. Педагоги про него говорят: «Мы молимся на него». А он в ответ: «Это я на них молюсь! Они все настоящие профессионалы, причем все пишущие, все успешно выставляющие свои работы на различных выставках». В этом году во многом благодаря его усилиям школа переехала в новое здание. Это были почти руины после давно закрывшегося техникума. А теперь – настоящее украшение города! Прекрасно и полноценно оборудованное двухэтажное здание с шестью большими классами, в которых есть все для занятий и для воспитания вкуса – с таким изяществом они оформлены. В холле вас встречает голова Давида – копия знаменитой микеланджеловской скульптуры, которая стоит на площади Синьории во Флоренции ( кстати, там тоже стоит копия – оригинал слишком ценен – бесценен! – чтобы плавиться на жарком летнем солнце и мокнуть под зимними дождями). Мольберты, оборудование – все бесплатно, равно как и обучение по программе государственной детской художественной школы, то есть 4 года, с десяти до четырнадцати. Те, кто хочет начать обучение раньше, с пяти лет и учиться позже – платят небольшую сумму, тысячу рублей. Из 520 учеников - 260 учатся бесплатно, остальные платят именно за то, что не вписались в границы установленного МО РФ возраста. Желающих так много, что на будущий год хотят ввести вступительные экзамены. Пока принимают всех.
Следует сказать о педагогах. Их в школе 14. Ценно, что все они – люди творческие, пишущие. У директора А.Ф.Юхтенко огромное число картин на самые разнообразные темы – пейзажи, натюрморты, жанровые. Они востребованы, куплены главами республик. Большая персональная выставка проходили у него в ГДК. Работы педагогов – на постоянно обновляющихся стендах Пушкинской галереи. Виктор Михайлович Загорный создает целую серию работ в очень трудной технике сепии по старым фотографиям Железноводска, а молодой педагог Людмила Михайловна Гайворонская пишет эти же места, но как они выглядят в современности. Она участвовала в выставке, посвященной Индии, и ее работы так приглянулись организаторам, что ее пригласили сделать персональную выставку в Дели. Сейчас она увлеклась новой техникой эбру – живопись на загущенной воде. Глаз не оторвать от ярких работ Александра Николаевича Великородного, Юрия Сергеевича Шереметьева. Александр Иванович Плужников – главный дизайнер Железноводска, участник многих зарубежных выставок. Но, безусловно, главная гордость любой школы – ее ученики. Таня Поцелуева учится теперь в Петербургской Академии имени Репина, Аркадий Еланов – в Суриковском институте в Москве, Виктор Сухенко – в Киевской Академии художеств. Знаменитыми гостями школы были художник уроженец Уфы Юрий Ракша, поэты Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, режиссер Станислав Говорухин. Вот такой бесценный очаг искусства в маленьком, но знаменитом городе- курорте Железноводске.
© Copyright:
Нина Тур, 2022
Свидетельство о публикации №222011901432