Художник Качинский и школа его имени

Нина Тур
               
    напечатано в ж Волга            
   
Исполнилось 105 лет художнику Николаю Станиславовичу Качинскому, но вспомнить его предлагаю отнюдь не в связи с датой. Художник  такого масштаба достоин памяти не только по круглым – и не очень круглым – датам.
Начнем издалека. Качинские – известная польская фамилия, достаточно вспомнить братьев- близнецов Леха и Ярослава Качинских, президента и премьер-министра Польши.
    Много поляков было сослано на Урал после польского восстания 1863-64 г.г., например, в Уфе семьи Верниковских и Нице ( вариант фамилии Ницше) стали основателями частной гимназии, а Анджиевская    открыла первую в Уфе музыкальную школу.  Станислав Качинский оказался в нынешней Челябинской области. Там,  в селе (станице) Степном Пластовского района 9 мая 1916 родился его сын Николай. Станислав  был архитектором, в годы репрессий он сгинул в ГУЛАГе, сын оказался в детском доме. В 18 лет с ним случилось большое несчастье: он попал под трамвай и остался без ноги. Однако потом как-то освоился с протезом и ходил без костылей и палочки. В 20 лет поступил в Свердловское художественное училище. Тогда и до середины 70-х  на художественном отделении учили пять лет. Как раз перед войной Николай успел окончить училище, причем с отличием. Было не до института, началась война. Уехал в свой родной район, в город Пласт. Сам организовал при клубе изостудию, куда ходили учиться и дети, и взрослые. Видимо, профессиональные навыки он им давал  хорошие, его тогдашние ученики Анатолий  Тумбасов, Зоя Недзельская, Николай Аристов стали художниками.  Выставка из 180  полотен Качинского и его учеников прошла потом в Пласте в 1978  году и называлась «Художники-студийцы военных лет», где картина Качинского «Во  имя жизни» произвела ошеломляющее впечатление. Очевидцы вспоминают, что  зрители плакали, глядя на девочку, изображенную на первом плане, стоящую на снегу  в обмотках, согревающую замерзшие ручки дыханием -  это было напоминание далекому тылу  об эвакуации детей на Кавказе перед наступлением немцев. Это масштабное многофигурное  полотно он потом подарил музею Пласта.
  Сразу по окончании войны он был командирован в Берлин для документальных  зарисовок. Знали его редкую нынче способность сразу схватывать  и запечатлевать происходящее.  В 1945 в Москве работал для окон  ТАСС,  потом  был командирован  на Кавказ и остался здесь на всю  жизнь.  Женился, родилась дочь Таня.  В 1948 приняли в члены Союза художников СССР.  В Пятигорске организовал Союз художников Ставрополья. Здесь, на Кавказе,  купив в 1952 году  дом  под Железноводском, в  поселке Иноземцево,  который по величине больше города Железноводска,  он уже занимался исключительно творчеством, а не преподавательской деятельностью, хотя и дочь, и внучка, а теперь уже и правнучка занимаются изобразительным искусством: дочь была художником-оформителем, внучка  - чей портрет написан им с такой любовью и изыском - Людмила Борисовна  Арзамасцева преподает в художественной  школе  Железноводска, где учится  и  13-летняя внучка Аня. Я не буду перечислять почетные грамоты, медали, тогда награждали скупо, а точнее, избирательно:  звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»  он получил к своему 60-летнему юбилею,  а Заслуженного художника  России – к 80 -летию. Умер он, не дожив полгода до 90-летия, 15 октября 2015. В начале мая 2006 года в Пушкинской галерее открылась  его посмертная выставка и шла она месяц  до 4 июня. Краевая газета «Ставропольская правда» посвятила этому  событию большую статью. На открытии  выступали глава города Виктор Лозовой и известный художник, ученик Качинского Владимир Кузнецов.  Под сводами галереи вдруг раздался голос самого художника: чудом сохранилась фонограмма с записью его голоса, в ней он рассказывает о своих девяти учениках, погибших на войне.  Качинского называли  теперь, после смерти,  легендой Железноводска,  наверное, тогда и возникла инициатива тогдашнего мэра Железноводска В.Г.Мельниковой назвать улицу  его  именем.  Был подписан указ, его никто не   отменял, так что надежда есть.  Сведения в интернете,  что ему присвоено звание Почетного гражданина Железноводска – недостоверны: на стенде почетных граждан  у горсовета есть герои Гражданской войны,  есть даже режиссер Говорухин, который никогда не жил в Железноводске, правда, помог отстоять от разрушения Пушкинскую галерею и  подарил свою картину в обмен на преподнесенную ему директором художественной школы Алексеем Юхтенко, но  имени Николая Качинского там нет.
   А теперь  - о его творчестве. Скажут: а, он писал в стиле соцреализма!  А что, ему бы кто-то позволил писать в стиле кубизма ( впрочем, уже вышедшего из моды)   или резать полотна, как Лучо Фонтана? Написать жанровую картину, где люди изображены в сюжетной взаимосвязи с природой, на фоне городского или сельского   пейзажа – задача куда более трудная. А решать ее можно разными средствами, в зависимости от таланта и мастерства. Да, он работал над «Ленинианой», но в советское время это было почетное задание, которое поручали самым лучшим художникам. «Ставропольцы  у Ленина» входили иллюстрацией в школьные учебники истории. Но он  написал и огромный цикл « По Лермонтовским  местам». Вообще поражает, сколько дорог исходил художник ( вспомним, что был он инвалидом), чтобы написать тысячи картин, жанровых и бытовых - а он всё писал с натуры!  Как рано надо было вставать, чтобы запечатлеть рассвет и восход солнца, игру света в пейзажах,   сколько источников надо было изучать, дабы верно отразить реалии на исторические полотнах – « Киров на Кавказе», «Во имя жизни», «Трудный хлеб», «Заоблачный фронт».  Последние годы он писал только лирику -   природу, деревья, цветы… Никакой, как принято ее называть, «соцреалистической зализанности» - у него всё дышит, всё живет. Его знаменитая  «Ромашковая Русь» покорила в 1997  искушенных  парижан и была приобретена Национальной галереей Парижа. Этот во  всех статьях упоминавшийся факт меня заинтересовал: что за галерея? Оказалось, что это Grand Palais на Елисейских полях, в котором и я имела счастье побывать – дворец выставок с входным билетом 15евро. Его картины есть и в Третьяковке,  в запасных фондах, то есть выставляются к датам или событиям. Зато всегда  они в экспозиции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, в Пятигорском краеведческом музее, в музее-заповеднике Лермонтова в Пятигорске, на Урале - в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, в музее города Пласта  Челябинской области, а 2я выставка там была еще в 1982. Качинский участвовал во многих районных, городских, краевых, общесоюзных  выставках, но и наконец его персональные   прошли в Академии Художеств в Санкт-Петербурге в 1992  и в Кремле в 1994. Его произведения экспонировались в Англии, Франции, Германии, Греции, Италии и даже за океаном, в США.  И сейчас много работ есть в семье, что-то оставлено на  память, что-то выставлено на сайтах продажи. В  его родном Иноземцеве на здании художественной школы  – мемориальная доска с барельефом  художника.
   Железноводск создал свою детскую художественную школу в 1970. Теперь она  носит имя Николая Станиславовича Качинского. О ней следует сказать особо, школа стоит того. В городе, где нет ни театра, ни оркестра, ни настоящего большого музея ( если не считать крохотный краеведческий и его филиал имени Льва Толстого, который был здесь проездом, поскольку  это – здание бывшей станции почтовых дилижансов), школа поистине является местом не только начального профессионального, но в полной мере эстетического воспитания. Кстати, детской ее можно назвать условно : возраст учеников от 5 – и далее без ограничений.  Самой взрослой – далеко за 70.  Здесь преподают не только рисунок, технику живописи, композицию, лепку, создают нынче класс керамики и ювелирного искусства, но  и рассказывают – есть отдельный предмет в учебной программе - об истории искусств. Директор сам водит и возит учеников на пленэр, учит всматриваться в красоту мира, искать ее в малом и повседневном. Кстати, после первых четырех директоров, которые сменились за 6 лет: выпускников  Академии художеств имени Репина графика Льва Филипповича Белова,  искусствоведа Людмилы Юрьевны Шамлединой, выпускника Киевского художественного института Олега Михайловича Матвиенко,  с 1976 года бессменным директором стал выпускник Ставропольского художественного училища и Кубанского  университета  Алексей Федорович Юхтенко. Он не только много и плодотворно работающий художник  - он замечательный  организатор, настоящий энтузиаст. Педагоги  про него говорят: «Мы молимся на него». А он   в ответ: «Это я на них молюсь! Они все настоящие профессионалы, причем все пишущие, все успешно выставляющие свои работы на различных выставках». В этом году во многом благодаря его усилиям школа переехала в новое здание. Это были почти руины после давно закрывшегося техникума. А теперь – настоящее украшение города! Прекрасно и полноценно оборудованное двухэтажное здание с шестью большими классами, в которых есть все для занятий и для воспитания вкуса – с таким изяществом они оформлены. В холле вас встречает голова Давида – копия знаменитой микеланджеловской скульптуры, которая стоит на  площади Синьории во Флоренции ( кстати, там тоже стоит копия – оригинал слишком ценен – бесценен! – чтобы плавиться на жарком летнем солнце и мокнуть под зимними дождями). Мольберты, оборудование – все бесплатно, равно как и обучение  по программе  государственной  детской художественной школы, то есть 4 года, с десяти до четырнадцати. Те, кто хочет начать обучение раньше, с пяти лет и учиться позже – платят небольшую сумму,  тысячу рублей. Из 520 учеников  - 260 учатся бесплатно, остальные платят именно за то, что не вписались в границы установленного МО РФ возраста. Желающих так много, что на будущий год хотят ввести вступительные экзамены. Пока принимают всех.
   Следует сказать о педагогах.   Их в школе 14. Ценно, что все они – люди творческие, пишущие. У директора А.Ф.Юхтенко  огромное число картин на самые разнообразные темы – пейзажи, натюрморты, жанровые.  Они востребованы,  куплены главами республик.  Большая персональная  выставка проходили у него в ГДК. Работы педагогов – на постоянно обновляющихся стендах Пушкинской галереи. Виктор Михайлович Загорный создает целую серию работ в очень трудной технике сепии по старым фотографиям Железноводска,  а молодой педагог Людмила Михайловна Гайворонская пишет эти же места, но как они выглядят в современности. Она участвовала в выставке, посвященной Индии,  и ее работы так приглянулись организаторам, что ее пригласили сделать персональную выставку в Дели.  Сейчас она увлеклась новой техникой   эбру – живопись на загущенной воде. Глаз не оторвать от ярких работ Александра Николаевича Великородного, Юрия Сергеевича Шереметьева. Александр Иванович Плужников – главный дизайнер Железноводска, участник многих зарубежных выставок. Но, безусловно, главная гордость любой школы – ее ученики. Таня Поцелуева учится теперь в Петербургской Академии имени Репина, Аркадий  Еланов – в Суриковском институте в Москве,  Виктор Сухенко – в Киевской Академии художеств. Знаменитыми гостями школы были художник  уроженец Уфы Юрий Ракша, поэты Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, режиссер Станислав Говорухин. Вот такой бесценный очаг искусства в маленьком, но знаменитом городе- курорте Железноводске.