Сердце на ладони...

Надежда 10
            
      *******
        ***      
               
             Лето. Какое прекрасное время года! Недалеко от моего дома шумит зелёными листьями городской парк, расцветают самые удивительные цветы, ярко светит солнце, заливаются своими песнями птицы. Всё это просто замечательно! Но, к сожалению, это не для меня, потому что у меня вот уже несколько лет как аллергия, на пыльцу, на свежескошенную траву, точнее на сено.

             Для кого-то «Лето - это маленькая жизнь», а  для меня - «Лето – это маленькая смерть!» - не теряя чувство юмора, так я всегда пытаюсь отшутиться. Ничего не поделаешь, приходится как-то приспосабливаться в этом сложном мире. Поэтому с нетерпением жду золотую осень и снежную зиму. В эти времена года, как говориться, я живу полноценной жизнью, просто расцветаю. Но, а сейчас – терпение, терпение, терпение, и ещё раз терпение!

               Наступил вот ещё один тёплый летний день, полных неожиданностей и сюрпризов. Действительно, полных неожиданностей, хороших, потому что раздался звонок на мой мобильный телефон. Звонила заведующая ТОСМС (территориальный общественный Совет местного самоуправления, это когда город разделён на микрорайоны, заведующая следит за порядком, за развитием, за культмассовой деятельностью и т.п.) Ирина Владимировна, с предложением выехать с группой на экскурсию в Болгар, что в Республике Татарстан, на берегу Волги, где сплелись  воедино западная и восточная культуры, христианское и исламское вероисповедание, где сохранились постройки времен Золотой Орды.

                Это предложение было для меня настоящим сюрпризом. Какое для меня счастье - в летний день оставить шумный город со всеми его аллергенами, позабыть на время о проблемах и заботах, снять нервное напряжение, восстановить силы. Как говориться: «Сбросить негатив»! Немаловажно, и знакомство с новыми интересными людьми, их судьбами, что последнее время стали для меня самыми значимыми для моих новых рассказов.

                Для начала немного о знакомстве с Ириной Владимировной. Случилось это в один из самых морозных зимних дней. Мы ехали в одном троллейбусе, не подозревая, что минут через десять два совершенно незнакомых человека станут самыми близкими, найдут  друг в друге много общего, и будут общаться долгое время, наполняя свои сердца новыми приятными эмоциями. Выйдя из троллейбуса, Ирина Владимировна, некоторое время шла вслед за мной, наблюдая за моей походкой, уверенной, и это-то на высоких шпильках, в зимнее время года, да и ещё в моём-то немолодом  возрасте.

                Да уж, раньше мои шпильки имели свойство  привлекать мужчин, а в последнее время стали привлекать и представительниц «слабого пола». Так завязывался разговор на тему моих каблуков, знакомство, а в некоторых случаях перерастали и в дружбу. Так вот и на этот раз. Мы разговорились, обменялись телефонами, затем созванивались, по возможности и прогуливались в парке, заполняя  свой ничем непримечательный день приятными воспоминаниями из своей жизни. Оказалось, что у нас много общего, по взглядам, по интересам, в мышлениях, а самое главное открыты в дружбе, и честны. О таком человеке говорят, что его «сердце на ладони». Да, наши сердца были открыты, как на ладони!

                Пользуясь, случаем хочу пояснить по поводу  обуви на высоком каблуке, точнее на шпильках. Всё дело в привычке. Если женщина привыкла ходить в обуви на сплошной подошве, так ей удобно, так и мне удобно на шпильках, особенно в зимнее время года, потому как шпильки «втыкаются в снег», так, как говориться, создаётся сопротивление, и обувь не скользит. Всё просто, дело в привычке! Ещё, в такой обуви я чувствую себя «королевной»!

                Теперь вернёмся всё же в тот летний тёплый день. Вот мы в большом комфортабельном автобусе с экскурсоводом едем в Болгар. В этом рассказе я не буду описывать нашу поездку, точнее впечатления от увиденных исторических мест, оставлю для следующего случая, ибо сейчас пойдёт речь о знакомстве с удивительной женщиной, у которой действительно – «золотое сердце» и «сердце на ладони» («два в одном»). Руководитель нашей группы Ирина Владимировна за короткое время нашего знакомства, как хороший психолог, изучила мой характер, мои интересы, и как сама открыто заявила, что «у меня с этой дамой одинаковые характеры и советую сесть в автобусе вместе, не прогадаете, вам будет  интересно и комфортно». Действительно, так и получилось. Мы обе не покаялись, и в тёплом общении провели день, обменялись телефонами и по сей день общаемся.

                Итак, зовут её Людмила. Имя ей вполне соответствует: «людям мила». Невысокого роста, где-то 160, светлые, точнее совсем седые волосы, голубые глаза с грустинкой (жизненная трагедия оставила свой отпечаток, видно это невооруженным глазом), умеренная полнота, притягивающая светлая энергетика. В настоящее время на заслуженном отдыхе. Вдова.

                В течение дня несколько раз поступали  на её мобильный телефон звонки. Каждый раз Людмила любезно отвечала, называя собеседника «из того конца провода»  «дочей» (не дочка, именно «доча»). На мой вопрос: «Это Ваша дочь?». Она с грустью в глазах ответит, что «у неё два сына, точнее были два сына. Бог не дал ей дочку-то, зато вознаградил её удивительной внучкой. Родителей она своих не помнит, поэтому называет меня мамой. Ей так хочется. Я не возражаю. Её отец, мой старший сын, и её мама умерли в один год разницей один месяц. Передозировка». От её откровения я потеряла дар речи!

                Людмила замолчала на некоторое время. Между нами установилась гробовая тишина. Боясь её нарушить, я отвела взгляд в сторону окна, и какое-то время в безмолвии наблюдала картину за окном автобуса. Там прямо до горизонта простирались безграничные поля пшеницы. По небу плыли облака.

                Затем Людмила выдохнула и начала своё откровенное повествование. Говорила она. Я слушала и молчала, молчала и слушала.

- Уже тринадцать лет моего сына нет в живых. Бессонными ночами, глядя в темноту, миллион раз думаю: «Почему это случилось с нами? С ним, со мной, со всей нашей семьёй – хорошей, дружной, вполне обеспеченной? Господи, что же мы сделали не так? Что? Комок подступает к горлу, и слёзы катятся на подушку. Я вспоминаю, какой хорошенький он был в детстве, просто ангелочек. Как засыпал, обняв ручками и доверчиво уткнувшись в моё плечо носиком. Как рвал цветы на всех попадающихся на глаза  клумбах и нёс мне в подарок – такой счастливый! Он всегда был смышлёным: и в детском саду, и в школе, хорошо учился, не создавал проблем. Мы с мужем гордились им, строили планы на большое светлое будущее. Друзья у него хорошие были, все из приличных семей. Мы были спокойны, уверены, что наш мальчик не со «шпаной», по подворотням не шатается, что ничего подобного с ним не может случиться.

Подрос, выучился, стал работать, познакомился с девушкой. Начал отлучаться из дому. Мы понимали, что он имеет право на личную жизнь. Были случаи, когда возвращался домой подвыпившим. Затем стал выпадать из нашей жизни на день, либо два. На мои вопросы отвечал, что проводил всё это время с любимой девушкой.

Спустя некоторое время прозвенел первый тревожный звонок. Звонили из больницы. Ему стало плохо прямо на улице, и случайные прохожие вызвали скорую помощь. Доктор просил срочно подойти в клинику, где нам с мужем сообщили, что сын наш наркоман, и с немалым стажем. Тут у меня всё оборвалось! Как? Откуда? Почему я не замечала? Неужели я была слепой? Спустя некоторое время, сын расскажет, что «давно начал курить марихуану и запивать её вином», получая «изысканный кайф».

С этого момента наша жизнь разделилась, на  «до и после». Больше никогда, ни одной минуты не жила спокойно. Я просила своего взрослого ребёнка, плакала, на коленях умоляла одуматься, объясняла, что это дорога – к пропасти. Иногда он бросал, но хватало его всего на несколько месяцев, потом недель. Тягу к наркотикам он отбивал алкоголем. Лечиться он не хотел. Консультировалась с врачами, с правоохранительными органами.

Трижды его вытаскивали с того света, но он выходил из реанимации и снова кололся. На четвёртый раз его спасти не удалось. Меня не было рядом, он был у неё. Она не смогла его спасти, потому что сама была под кайфом. Она уйдёт вслед за ним, ровно через месяц.

Затем откроется другая тайна -   у меня есть внучка, которая всё это время находилась у её родителей. Они не молодые, имеют множества заболеваний. По обоюдному решению, девочку забираю к себе, чтобы заботой о ней отвлечься от настигнутого нас горя. Так как отношения их не были узаконены, мне с трудом удастся оформить над ней опекунство. Помогут хорошие люди.

Беда не ходит в одиночку, вскоре не станет и моего супруга, он ляжет отдохнуть на диванчик, так и не проснётся. Окажется, что у него была проблема с сердцем, и давно, он жалел меня и скрывал это.

Наркомания – это очень страшно! Ты ничего не можешь изменить! Никто не может изменить! И сколько таких трагедий вокруг, сколько страдает семей, задыхаясь от горя! А в стране, по большому счёту, ничего не делается, чтобы всему положить конец. Обвинить, что плохо воспитала сына, намного легче. Воспитывали мы обоих сыновей одинаково – не баловали, были умеренно строки, требовательны. А то, что торговцы наркотой богатеют, все об этом знают, но ничего не делают. Кто остановит?

Затем, как будто перевернула грампластинку на другую сторону, Людмила переведёт свой разговор на внучку. Сколько любви! Сколько тепла! Сколько нежности! Не передать словами…Она говорила, говорила, говорила….

Так она проговорила до самого дома.

В город мы заехали затемно, когда он полностью утопал в вечерних огнях…

*******
  ***      

                Интересно, дети наркобизнесменов колются или нет? Нет! Они берегут своих детей! Они отправляют их за границу, подальше от России. Они на наших глазах и жизнях наших детей богатеют.

Они не боятся Бога! Я вижу как они в кожаных пиджаках, в кашемировых пальто в церкви жертвуют крупными купюрами.

- О чём вы молите Бога? О чём просите? О прощении?

Я – мать, и за миллионы других матерей кричу вам:

- Не будет вам прощения! Я желаю вам пережить то, что пережила Людмила, и миллионы других матерей, и пусть земля горит у вас под ногами день и ночь! Помните, мы все не вечно будем жить – мы смертны! Отвечать придётся не только перед людьми, но и перед Богом!