Роль демотиваторов в антикультуре

Денис Паничкин
В Интернете, и в первую очередь, в социальных сетевых сообществах, распространены так называемые демотиваторы – комбинированное сравнение в пределах одного смешанного рисунка с использованием слов и изображений. Наибольшее их количество приходится на сравнение СССР и современной России, и дальше речь пойдёт только о демотиваторах в этом смысле.

Структура их однотипна: берётся какой-то формальный признак (простой или составной), и явно такой, чтобы представить, что «в СССР было всё хорошо, в России всё плохо».

Конечно, есть немало фактов, свидетельствующих именно в пользу СССР в сравнении с современной Россией. Но на демотиваторы они перелагаются примитивным приёмом: некритическим подбором примеров. Как правило, современная Россия представлена, в лучшем случае, насмешкой и подражанием СССР, даже в карикатурном виде, а о худшем скажут и без меня.

Отношение к карикатурам у меня с детства было в целом сниженное, хотя в школьные годы отдал должное этому жанру. Эта реакция у меня сработала, когда в августе 2018 года во время короткого отдыха в Гатчине я в последний момент отказался посетить Музей-усадьбу П. Е. Щербова, поняв, что её житель работал именно в карикатурном жанре. А краеведческую составляющую я узнал по другому музею, на проспекте 25 Октября, пусть месяцем позже.

Когда что-то осмеивают, вовсе не значит, что организаторам и соучастникам этого смешно. Цели осмеивания всегда корыстные. Например, не платить по каким-то обязательствам или заставить кого-то прекратить заниматься какой-то деятельностью.

Демотиваторы используют карикатурные крайности: от СССР показывают самое хорошее, от России – самое плохое. Иногда берут от СССР космические корабли и научно-исследовательские суда, от России – церкви.

Такой некритичный подбор одинаково характерен и для ханжей от нравственности, и для тех, кого они критикуют. Например, показывают «шоу», где богатые семьи представлены полностью положительно, бедные – полностью отрицательно. При том, что в действительности существует немало таких богатых семей, которые отличаются скандальной жизнью (что и понятно, для них основные потребности удовлетворены, и стиль их жизни – погоня за удовольствиями, острыми ощущениями). И есть немало таких бедных семей, у которых материальное неблагополучие – как раз единственное неблагополучие.

Конечно, этими приёмами и я превосходно пользуюсь, но дело в направленности их использования. Одна из моих недавних по времени работ, причём не на заказ: чем хорошим можно вспомнить 1937 год в истории СССР. Для меня это ещё один случай надругаться над «общественным мнением», которое я воспринимаю как помеху в работе: оно часто срабатывало так, чтобы навредить мне, и никогда – чтобы помочь. А ведь 1937 год – это и первые полностью отечественные трактора, и первая полярная дрейфующая экспедиция, и перелёт через Северный полюс в Америку, и ряд достижений СССР, признанных на всемирных выставках, и первый в СССР и Европе циклотрон (по техническим характеристикам превосходивший циклотрон Лоуренса).

Но нельзя утверждать, что в СССР всё было хорошо, а в России – всё плохо. Если вспомнить, то эти самые демотиваторы в целом использовали те, кто хотел развалить СССР. Даже без социальных сетей, которых тогда ещё не придумали, а иной раз и без картинок. Вспомним маргинальные журналы периода «поздней перестройки». Да и картинки – предшественники демотиваторов – тоже были. В марте 1991 года мне довелось видеть картинку, призывающую голосовать против сохранения СССР и за введения в РСФСР поста Президента. В первом случае были зловещие тёмные тона и подпись – «Бесправная Россия в «обновлённом» Союзе…», а во втором – рядом – светлые с подписью «… или суверенная Россия в Союзе суверенных республик». Я тогда ещё не был избирателем по причине несовершеннолетия, но тем, кто пытается «облегчить совесть» заявлением, что «мы голосовали за сохранение СССР», я резонно отвечаю: «Но вы голосовали и за то, чтобы в России ввели должность Президента».

Но я далёк от мысли создавать демотиваторы с противоположной направленностью, например, характеризующие дефицит и очереди или советскую прописочную систему (с которой не стоит смешивать нынешний регистрационный учёт). Хотя бы то, что возможность использования дешёвого труда людей, готовых работать за комнату в коммунальной квартире, не стимулировала руководство предприятий выносить производство из крупных городов или повышать производительность труда, что не лучшим образом сказывалось на качестве продукции: ведь её выпускали люди, часть которых откровенно «отбывала время» у станка.

И в то же время далеко не всё в России плохо. Желающим объективно возразить горе-создателям демотиваторов я рекомендую хорошее сообщество «Сделано у нас» (также известно по девизу «Нам есть, чем гордиться»).

Также стоит спросить: с какой целью создаются «просоветские» демотиваторы? Их действие становится избирательным, по отношению к взрослым – таковым, как я уже описывал действие «сказок против лжи» (и вообще поучительного в литературе) на детей. Одни примут это «близко к сердцу», другие – только посмеются над горе-создателями. И в результате первые будут ещё более беззащитными, а вторые ещё сильнее ощутят безнаказанность.

То есть демотиваторы служат всего лишь разновидностью массовой рекламы, точнее, её подобия, которое используется разнокалиберной показной оппозицией, в которую входят и ханжи от нравственности из сообщества «Научи хорошему», и ультрареволюционные авантюристы «Скепсиса». Реально они не повлияют на политику. Восстановление СССР при нынешних условиях невозможно, да и не нужно. Для меня желанным развитием истории было бы создание унитарной Евроазиатской Республики, с осуществлением многих лучших практик и из советского, и из федеративного периода.