Летний поход на мыс

Надежда Осипенко
Сколько себя помню, каждое лето наши родители (мои и сестры, а также двоюродного брата) собирали детей в пеший или вело поход на один день к берегу озера Отрадное. Эти места славятся огромными валунами и каменной грядой в некоторых участках озера и леса. В давние времена тут прошёл ледник, оставив за собой такое богатство, которое порой, очень мешает на участках.
Дети ждали этого события с большой радостью, ведь три месяца лета в одном месте без смены обстановки довольно тяжело для всех. Конечно же основная масса трудностей ложилась на взрослых. Ходили мы на один день, но приготовиться нужно было основательно. Брались маленькие палатки-какой поход без них?! Инвентарь-топоры, ножи, пилы, хозяйственную утварь-котелки, миски, ложки. Нужно было взять медикаменты, вдруг кто порежется, а также плед, что -бы сидеть на земле, или полежать. Обязательно сменную одежду-вдруг намочимся.
Нагружались рюкзаки, проверялась готовность и большой гурьбой двигались по деревенской дороге, которая через два-три километра сворачивала к озеру через лес. Путь был не большой, но, детское сознание, это путешествие воспринимало как изнурительное и длительное. Пару раз маршрут пролегал по берегу озера. Мы шли по песку, вдоль кромки воды, огибая поваленные деревья или перелезая через них. Не редко путешествовали на велосипедах. Это для всех было легче.
Затея походов исходила от моей тёти, мамы двоюродного брата. Она вообще была отличная затейница. Несмотря на строгость характера и внешнюю холодность, её творческая энергия выливалась благодатным потоком на окружающих её детей. Помимо стихов, которые она писала для себя и в поздравительных открытках родным и близким, тётя фотографировала, снимала на  кинопроектор жизнь окружающих её людей, придумывала занятия детям, превращала необходимые ежедневные повинности, как мытьё посуды, в игру.
Когда нас оставляли с ней, после трапезы кто-то должен был идти на ручей и мыть тарелки и стаканы с ложками. Кастрюли и сковородки обычно мылись взрослыми. Моя тётя сажала за карты, играть в «дурака». Это была знакомая и любимая игра нашего детства. Кто проигрывал, шёл мыть посуду на ручей.
Ручей в те времена был чист и холоден. Стаи комаров постоянно кружили над ним и были рады свеженькой еде в виде кровушки нежных детушек. Ручей, втекающий в озеро, был настолько чист, что мы не опасаясь пили из него в жару.
У ручья было два рукава, которые у дороги соединялись в один и продолжали свой путь в озеро. Один ручей вытекал из родника, находящегося в лесу, проходил через весь посёлок, он был белый и прозрачный. Второй- из болота, пополняемого подземными водами, был бурный, богатый железом. Вода в нём была коричневая.
Со временем, построенные дома вдоль ручья с родниковой водой, изменили состав воды. В этом рукаве ручей пожелтел и перестал быть таким как прежде. Вместе, где соединялся он, база отдыха вывела сточную трубу, и вода перестала быть пригодной для мытья посуды. К этому времени у нас появились насосы, их опускали в колодец, пользовались для мытья водой из подземных родников.
Воду же из ручья использовали исключительно для полива и стирки. Несмотря на коричневый цвет воды, бельё никогда не желтело. В дальнейшем отец приспособился стирать в дождевой воде.
Вернёмся к походу.
Компания набиралась из нескольких взрослых и кучки ребят из наших друзей разных возрастов. Иногда компания туристов доходила до десяти человек.
По дороге были обязательные песни. Так как дорога порой была не очень ровной и чистой, любимой песней на это случай была из кинофильма «Максим Перепелица», слега переделанная, но всё такая же весёлая. Тем более, что среди нас всегда был друг брата Максим.
-Там, где пехота не пройдёт…
-Не пролетит стальная птица,
-Максим на пузе проползёт…
-И ни чего с ним не случиться.
Сколько радости вызывало в детях эти слова. С лукавством поглядывали на Макса и смеялись, как будто песня была про него.
Прибыв на место взрослые устанавливали палатку, подготавливали место для костра и готовки обеда. Дети постарше шли за дровами, младшие в кружечки собирали ягоды.  Все были заняты делом.
Если хотели уху, то шли ловить рыбу. Суета, возбуждение, радость царила на привале.
Пока готовился обед дети развлекались купанием, игрой в карты. После трапезы все шли мыть посуду. Самое тяжёлое было отмыть закопчённые кастрюли. Их драили песком мочалкой из травы, полоскали в озере. Обычно это доставалось старшим ребятам. Но и младшие приходили на помощь, сменяя их в усердном протирании чёрных боков кастрюль.
После собирали пожитки, наводили чистоту на месте пребывания. Консервные банки обжигали в костре и закапывали в землю. Так они разлагаться будут быстрее. Сейчас бы я увезла их с собой и выбросила в помойку. В то время помойки в нашей местности не было. Всё на себе родители возили на вокзал и там выкидывали. Или складывали в огороде кучкой.
За срок проживания скопилось не мало того, что нуждается в утилизации. Этим я и занимаюсь, получив дачу по наследству от папы.
Были такие условия. Приспосабливались как могли.
Сытые, уставшие, но счастливые мы шли домой. С ожиданием следующего года и похода.
Я даже не могу вспомнить, когда они прекратились. Мы выросли, это стало для нас не интересным, а у родителей всегда есть чем себя занять на участке.
Тётя поначалу растила овощи, потом постепенно перешла на цветы, под конец жизни в огороде остались только яблони. Они и сейчас дают богатый урожай яблок. Белый налив.
Папа своими силами соорудил сруб из тонких брёвен, пристройки для подросших дочерей и внуков, ковырялся в огороде, высаживая картошку и огурцы. С каждым годом то, что сажалось становилось меньше, папе сложно было что-то делать, а мы не частые гости были, да и заботы другие. Но дача была и осталась местом силы. Маленькая, корявенькая, домики, обшитые толью, но всё такая же любимая и родная. Дом, где каждый гвоздик, каждая досочка возвращает в прошлое, в воспоминание детства и атмосферу любви родителей.
Я очень благодарна моим родным, что мне подарили такое детство. Родив детей, я стараюсь вернуть то что получила. Реализовать сценарий своего прошлого не предоставляется возможным даже близко.
Как хватало у наших родителей столько сил, что -бы без машин, холодильников и света обустраивать жизнь семьи, выращивать в огороде продукты, ходить с детьми в походы и при этом следить за тем, что -бы вырастить из нас достойных людей.
Обо всём начинаешь задумываться уже прожив половину своей жизни. И с благодарностью вспоминать то счастливое, беззаботное время. Сейчас я тоже счастлива, но совсем по другому.