Опорный пункт нигри

Георгий Игнатенко
  НИГРИ-научно-исследовательский горнорудный институт, территориально находится в уникальном городе Кривой Рог. Уникальность его заключается не только местоположением на участке богатым содержанием железной руды, но и протяженностью , почти 100 км. На этом участке располагаются все основные подземные выработки Криворожского горнодобывающего  комплекса и жилые массивы города . Добычу руды в основном  ведут подземным способом . Это шахты, выработки у некоторых уходят на глубину до 1 км. Во время производственной практики, мне довелось поработать на одной из шахт, на горизонте 400 метров. Огромные объемы добычи руды, это сложные технологические процессы разработки природных массивов, специальная техника и оборудование, которые требуют постоянного контроля и  разработки перспективных проектов. Эффективность этих проектов была определена созданием научно-исследовательского института в г. Кривом Роге. Институт решал проблемы систем горнорудных разработок, технического оборудования , горнодобывающих комплексов (щитовые методы, комбайны, системы крепления) и даже процессы обогащения руд. Полученный опыт и созданный научный потенциал  позволил институту расширить сферу своей деятельности за пределы Криворожского бассейна. В эту сферу вошел Марганецкий горнорудный комбинат. Для обеспечения эффективности своей деятельности в городе Марганце был создан опорный пункт НИГРИ. Узнал я о его существовании, будучи электрослесарем на шахте №5 Марганецкого горнорудного комбината. После окончания техникума меня приняли на работу горным электрослесарем , кажется, 3-го разряда. «Авторитет» я успел заработать во время преддипломной практики, которую проходил на данной шахте. Специфика данной специальности на шахте была связана с обеспечением подключения, эксплуатацией , ремонтом всех электропотребителей, начиная с подъема, комбайнов, щитовых комплексов и кончая освещением, как на поверхности, так и в шахте. Сюда же входили работы по прокладке трубопроводов для сжатого воздуха и к насосам для откачки подземных вод. Постоянного места для работы у горного электрослесаря на шахте нет, за смену приходится несколько раз менять объекты эксплуатации, на разных участках шахты. На одном из участков шахты я обратил внимание на двух рабочих, явно не вписывающих в шахтный коллектив. Как то ,непрофессионально они трудились над крепежным замком одной из секции крепления. Подойдя ближе, я увидел, что они устанавливают, какой то башмак между крепежной секцией и поверхностью выработки. Как оказалось, это был пружинный динамометр для контроля давления пород выработки на секционное крепление. Информация с динамометра снималась микрометром часового типа, который с помощью щупа, через специальное отверстие позволял измерить деформацию пружины. Метод мне показался примитивным и   я спросил, а не лучше использовать какой-то электрический метод, на что получил ответ – а ты и попробуй.  И я попробовал, сделал макет с датчиком перемещения – катушка с сердечником, прикрепленным к пружине динамометра. После лабораторных испытаний моей самоделки , эти двое пригласили меня прийти в опорный пункт , где они числились научными сотрудниками НИГРИ. Меня представили начальнику опорного пункта  (Калюжный Николай Тихонович, кандидат технических наук, в прошлом большой начальник какого-то горнодобывающего треста), меня Он не расспрашивал, вероятно, вся информация обо мне была ему известна от сотрудников, с которыми я познакомился на шахте. Было сразу предложено перейти к ним на работу в должности лаборанта с таким же окладом, который у меня был на шахте. Условий, я ни каких не выдвигал (на шахте была премия и подземный стаж!), меня  манила возможность проявить свое творчество и я успел поступить на первый курс вечернего отделения Криворожского горно-рудного института, что требовало определенных условий для успешной учебы. Предложенный вариант, явно способствовал  моему творческому формированию. И так, я сотрудник-лаборант опорного пункта научно-исследовательского института НИГРИ. Опорный пункт находился в центре города, недалеко от моего дома и вечернего отделения учебного вуза, меня все устраивало. Но, как показало время, я получил гораздо больше от контакта с сотрудниками опорного пункта. Сам опорный пункт, был представлен арендованным помещением  с отдельным входом из трех комнат. «Прихожая» - мое рабочее место с верстаком, стеллажами для гидравлических прессов, динамометров , различных инструментов , материалов и моим универсальным столом с блоками питания, паяльниками , электроизмерительными приборами и наборами радиодеталей. Вторая комната с кульманами, нормативной документацией и рабочими столами научных сотрудников, у каждого из которых были свои направления : подземные разработки и крепления выработок, оборудование и механизмы для добычи руды в специфических  условиях Марганецкого горного бассейна , анализ эффективности методов карьерной разработки марганцевых руд, решение некоторых задач технологии обогащения добываемой руды. Все уникальные инженеры, некоторых помню по фамилиям: Евгений Иванович Евтушенко, Дмитрий Ильич Трегубенко, Авель Гдальевич (Иван Григорьевич ) Аврушкин, Гаркавенко, Супрун, Хосе-испанец . Евгений Иванович Евтушенко, удивительно похож на поэта Евтушенко, инженер-конструктор от Бога, помимо производственных разработок, создал своими руками легковой автомобиль, а Аврушкин И.Г. по специальности маркшейдер , разработал и изготовил уникальный катамаран-парусник ,бороздивший на удивление  всем просторы Каховского водохранилища. О их профессиональных качествах, мне трудно судить, но работали все самоотверженно, получали зарплату исправно и нареканий , замечаний от Калюжного на планерках я не слышал в их адрес. В третьей комнате восседал сам Калюжный Н.Т. с бухгалтером-экономистом и секретарем. Кликуху ему дали- Доктор. Держался он достойно, сказывалось его прошлое положение управляющего горно-добывающего комбината, но пенсионный возраст хорошо просматривался. Запомнился волнующий случай. Это было весной. Надо было снять профиль шахтного поля , дабы определить влияние щитовой проходки на подвижность пород после выработки .Отправились мы на нашем стареньком автобусе ГАЗ в составе Аврушкин Иван Григорьевич, Трегубенко Дмитрий Ильич и я, объект исследования был приписан нашему маркшейдеру Аврушкину И.Г. Не знаю причины, но с нами отправился и Доктор, правда, на собственном авто «Победа». Ехал он впереди, как и положено руководителю, мы терпеливо следовали за ним. Транспорта на дороге было мало, на одном из участков  дорога меняла направление почти на 90 градусов . «Победа» наша, почему-то проигнорировала направление, последовала прямо, съезжая под откос , покатилась вниз,  преодолев метров 30 кочек, перевернулась дважды стала на колеса , уткнувшись в очередную кочку. И тут отрывается водительская дверь, из которой выпрыгивает наш Доктор  и мигом падает за кочку , закрыв руками голову. Понятно…Остановив автобус, мы все бросились к Доктору. Он продолжал лежать за кочкой, подойдя к нему, он, не снимая рук с головы прошептал – она еще не взорвалась? Удивительно, советский автопром показал наяву свое качество. «Победа» завелась, видимым «увечьем» была царапина на двери от булыжника , который оказался на пути «кульбита». За руль сел наш шофер автобуса и с хозяином машины отправился домой. Доктор, при этом ,отделался сильным испугом и несколькими синяками, один из которых был виден на его лбу. Данное происшествие  не изменило повестку нашего рабочего дня, закрыв автобус, мы отправились пешком с маркшейдерскими принадлежностями на контролируемый участок.  Работал я в паре с Дмитрием Ильичом Трегубенко. Основным объектом исследования было горное давление на системы крепления различных выработок , сюда входило проектирование и изготовление различных динамометров, их тарировка , установка в системы крепления, мониторинг и  анализ результатов. Работать с Дмитрием  Ильичом было интересно, его постоянная доброжелательность с подвигала на желание ходить на работу и творчество. Он поддерживал и поощрял все мои наивные проекты и разработки. Уже с возрастом я оценил его такт наставника и друга. Как Он восхищался моим преобразователем напряжения для динамометров с индукционными датчиками перемещения. После двух лет чудной работы с чудным коллективом я ушел из опорного пункта НИГРИ, поменяв свой статус младшего научного сотрудника на студенческий билет МИФИ-ческого вуза , это был август 1964 года. Дмитрий Ильича я постоянно навещал, будучи на каникулах, низкий Ему поклон. С благодарностью помню весь коллектив опорного пункта НИГРИ, который сыграл большую роль в моем культурном и научном формировании.