лекция Мераба М, о мышлении

Виктория Лета
Мераб Мамардашвили. лекция. беседы о мышлении..

неразрушимость самого себя, своих собств. условий, где нечто существует и воспроизводится = добро или гармония..

(дост. "униж.и оскорбл.")

(7 знаменитых писем Платона. " мыслить = вспоминать..")

" этот человек = эта мысль. ее может держать именно этот человек. символ мысли - Прометей = огонь.. мысль, не опасна ли соседу?!.. с тех пор человечество взяло в привычку опасных, приковывать..

нужен особый носитель мысли, кот может ее держать. иначе она может быть опасной другому..
----
пруст. неизвестная родина - единственная родина художника.

философ в этом смысле есть граничное существо. говорит о том, чего выразить нельзя написать нельзя.. всегда выбор имеем : не впустить его или арестовать как шпиона. и он действит. шпион , для него есть " неизвестная единственная родина художника"..

Сократ. о том что говорю. об этом НАПИСАТЬ ничего нельзя..

то что можно выразить = только на мгнов. мелькнет , несомое в воздухе атмосф . без преднамерения. в диалоге, беседе.. атмосферной волной.. между людьми на секунду. до того как возникло не знал что это скажет.. во взаимной индукции людей..

без преднамерения. не знал что это скажет за секунду до этого. ситуация беседы, взаимная индукция людей : рождает : что то: что может быть..

-------

даже искусснейший хранит и различает (распознает) - лишь видимость.

и правда, настигает лишь лжесвидетелей и лжестроителей..

отсюда в конце концов, умный человек не может делать зла и делать его осознанно.. и не может высказывать заблуждения..

о том что в действит мыслит Платон НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕГО НАПИСАННОГО.

о предмете мысли написать ничего нельзя. ее, мысль, написать, как оставить себе, - нельзя..
______
-----------------------------------------

во мне может что то происходить. случилось, или не случилось: НЕ СЛУЧИЛОСЬ..

произошедшее, получило БЫТИЕ или не получило бытие ..

ДОБРО. прошло или не прошло!!.. 

для чел не существует ЕСТЕСТВЕННОСТИ добра, честности, справедливости.. до тех пор пока оно не ВОПЛОЩЕНО..

ведь знаем, в КАКОЕ ЗЛО могут превращаться наши добрые порывы, если они остаются только как естественные..

или даже ЗЛЕЕ, чем если могло бы быть запланировано..
____________________________

. но по дороге к НЕВОЗМОЖНОМУ ( потерянному раю) только и можно действительность - иметь. или найти..

только стремясь стать сверхчеловеком, мы станем хотя бы людьми.. ницше
-------+++-----------

(стихи Петрарки!!.. и есть сама жизнь..)

и мы лишены здесь, промежуточных успехов.. (. стих написав и не поймёшь про что. но в порыве, попытке БОГ ТЕБЯ ПРОСТИТ.. в мысли же, либо пан либо пропал.. не додумал, значит нет и не было - мысли..)

боротынский. счастлив кто к резцу кисти или органу - чувственно настроен. но, за грань их не ступая..

Рассел и Энштейн. логика - ад.

Декарт. мышлением можно заниматься 4 часа в месяц. остальное время, делом надо заниматься ( груз.). больше чем 4 часа - нет челов.возможностей, это на пределе челов.возможностей..

все с чем мы имеем дело - на пределе напряжения всех человеческих сил : что доступно человеку.
-------------------------------------------
--_------------

как мы находим место в мире и жизни посредством мышления. мышление жизни.. как случается мышление, как жизненное событие?..

мышление - не само собой разумеющееся..

есть условия чтобы событие мышления - случилось.. как и с жизнью . . и, удивительно. говорится, в центре философии - удивление..

что то есть. хотя могло бы и должно бы не быть..

добро красота честь справедливость . в мире не должны были быть. но иногда - есть, случаются..

простой акт самонаблюдения..

необъяснимая обречённость хрупкость - прекрасного, всего высокого, благородного..

на минуту промелькнет. и рассеивается. как и не было..

не держится ни на чём. не на чем ему держаться..
-----------------6-------------------
---
почему не все прямо?.. почему надо трудиться.. !! искуссный труд!..

не достаточно эмпирически иметь состав прекрасных душ.. (если они допустим собраны вместе, как в банке скарпионов?..)

честь есть акт.

Роман о морали может сеять порок и зло, если он плохо написан.. например.

мысль: природа и место человека.. (!)

хрупкость. ностальгическая отстраненность. от родины, семьи, нравов и т.д.. что то другое - и есть первый отблеск мысли. без содержания еще контура облика предмета пока..

о жизни никогда нельзя сказать точечно (как о предмете): вот здесь.. жизнь. живое это всегда что то ещё. то есть уже - в следующий момент.. оно как бы расширительное. и вне этого расширения нельзя ухватить жизнь ..

была в точке А. и вот она уже в точке Б. если она жива. вот что значит, мы хотим жить.. хотим занимать ещё точки пространства и времени.. восполнять себя, дополняться.. в том числе тем, чего не можем сами..

вот уже одно из мест. когда уместно начать мыслить..

Платон. мышление = вспомнить.. уже было. воспоминание о золотом рае.. ??..

пруст. путешествие к раю.. его и не было то никогда, этого рая.. но ты его ищешь. и именно тут, появляется - реальная сила. реальн. предмет воспоминания здесь. РАЗЛИЧЕНИЕ. иначе нам недоступное. между реальностью и представлением..

иначе, само различие это, между реальностью, и представлением ниоткуда не может прийти ..

ни из какой совокупности опыта. нельзя вывести различие между реальностью и представлением о ней..

всякая реальность нам дана представлением о ней..

мы, в страсти доказательства миру - своего существования..

вопрос о мышлении - вопрос о моем существовании.. и это лишнее, в экономии мира..

метафизический, поэт Мандельштам. "хорош идеал совершенного человека. но ещё выше идеал мужчины.." совершенный, все равно что РОДИВШИЙСЯ.. он может. зрелый, взрослый..

акмеизм. акме - период зрелости человека (греч.)

наша жизнь полна, скрипа о борт.. и мысль и не мысль. и человек и не человек.. и не выкинуто аккордом?.. неродившаяся государственность?.  ЧТО мы можем САМИ, как граждане. КАКОВ наш горизонт.. ЧТО по нашему возможно человеку, а что нет..

не потому что у нас государственность отняли. но у нас ее и не было!.. да и вообразить себе не можем что так можно было. если бы так нельзя, то я не чувствовал бы себя человеком .. отнять что - значило бы отнять у меня существование.

мандельштам. самое большое честолюбие художника - существование.. существовать в том что ты делаешь, думаешь, чувствуешь.

чаще мы думаем чужие мысли..
отходы чужих чувств?..

цените существование вещи больше самой вещи. и ценить свое существование больше самого себя ..

полу - человек. значит я?.. но несуществующий..

в жизни часто. где мы лишние. в чем нас мир вытесняет..  . любой ответ как бы заменяет нас самих.. и мы становимся лишними. на моём стуле я если отвернулся, повернулся к стулу - уже кто то сидит ( как правило меня. функция.. ).. а куда МНЕ деться? ..

в том что мы чувствуем острее всего себя живым. о чем то таком ЧТО ТОЛЬКО И МОЖНО ГОВОРИТЬ..

впрочем некоей формулой, ЭКОНОМНО можно выразить определенные жизнь и смысл..

необходимо говорить СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, И ТОЛЬКО СУЩЕСТВУЮЩЕЕ..

Парменид

именно рождённое можно и может быть высказано ( мыслью)!.. потуги же эмпирич состояний - не стоят на ногах. не самодостаточны ( что то ДРУГОЕ - их состояние..)

именно что мы испытываем - лишнее в мире. например наше челов.страдание по другу, матери.. всепоглощающее.. ведь нельзя вернуть. ведь случайность страсть и пафос - не части наших действительных событий или любви..

??..

. философ, неизвестная другая страна. страх. пропасть. таинственно и ясно..

Кьеркегор " страх и трепет".

страх очень простой : НЕ СТАТЬСЯ, НЕ СБЫТЬСЯ, НЕ ОСУЩЕСТВИТЬСЯ..

, ведь эмпирические состояние - несамодостаточны, безосновны.. для того чтобы СТАТЬСЯ - нет, готового налаженного механизма. который срабатывал бы .. без того чтобы Я САМ прошел бы какой то путь и какую то дорогу.. для этого нет природного, естеств.механизма..

ф проблемы возникают как раз в этом зазоре..

в представлении : пути: рождается чел.или не рождается. и значит представление - не есть предмет позитивной науки..

вне способности к ф. осмысл - чел - не человек, и не родится..

будет что то вспыхивать и затухать. не дойдя до рождения ..

ист. ф. - в реальном времени это все сжато в одной точке..

.. есть бродящие в наших душах произведения искусства ( труда), как органы рождений..

напр., человеческое зрение - не анатомический глаз..

страсть сбыться и страх не сбыться. связано с ощущениями принадлежности и преемственности . испытав что то, например честь - нельзя его забыть. человеку или народу.. это как органы рождения. кот. почему то НАМ ЦЕННЫ.. нить преемственности.. напр., как тоска по мировой культуре.. тоска, к чему мы несомненно принадлежим , что ощущаем как истинно человеческое..

3.02