Две поездки в Севастополь

Тамара Полушкина
Сегодня я хочу поговорить о поездках, коих в жизни каждого человека бывает немало.
По большому счёту любую поездку можно назвать путешествием.
Поездки бывают разные.
Далёкие и близкие. Для малыша даже поездка в коляске на детскую площадку соседнего двора – уже путешествие, в котором много впечатлений от увиденного. Ведь здесь всё не так, как в своём дворе. Для взрослого человека заманчивы далёкие поездки: в горы, круизы, другие страны и т.д.
Поездки бывают короткие, на день-два,  и длинные, на месяц и даже годы.
Поездки бывают желаемыми (например, в отпуск) и вынужденные (например, в командировку).
Поездки бывают планируемые и внезапные, экспромтом.
Поездки бывают интересные и скучные.
Ну и так далее можно продолжить классификацию поездок.

Чаще всего человек любит поездки. Все мы по натуре любознательны, а в любой поездке всегда можно увидеть новое, даже если это поездка из одного района города в другой.
Но больше всего мы любим поездки на отдых, а среди них многие лучшими считают поездки на море.
Вот о двух таких поездках к морю, в Севастополь, я и хочу рассказать. Может быть, когда-нибудь, моим внукам  и внукам моей сестры будет интересно погрузиться в атмосферу тех  давних лет.

В Севастополе я была дважды. Обе поездки были интересные и незабываемые.

Первая поездка была очень коротенькая.
Это было давно. Полвека тому назад. А кажется, что вчера. Моя первая поездка к Чёрному морю.  Из Ленинграда в Севастополь, всего на 14 часов.
Чтобы понять, как важна для меня была эта поездка к морю, начну издалека.  Действующие лица моего повествования  – я, моя младшая сестра со своим мужем и ещё друзья сестры. Расскажу обо всех по порядку.

Конец августа 1971 года.
Мне 24 года. Год тому назад я окончила ЛГУ (Ленинградский государственный университет, математико-механический факультет) и по распределению была направлена на работу в Вычислительный центр Кировского (бывшего Путиловского) завода.
Начиналась эпоха общей компьютеризации. Специалистов-программистов ВУЗы  ещё не готовили. Математиков спешно переквалифицировали в программистов.
Как молодой специалист ВУЗа получаю сразу не временную, а постоянную прописку в городе, и койко-место в общежитии, а не личное жильё. Сама виновата. Могла бы  выбрать место своей будущей работы в менее привлекательном городе, где молодым специалистам сразу давали жильё лучше общежития. Но мне так не хотелось ехать в неизвестность, расставаться с Ленинградом, к которому за 5 лет учёбы привыкла, который полюбила, в котором у меня уже были друзья, в университете которого продолжала учиться моя младшая сестра.

И вот моё первое лето, которое я провожу не  на каникулах в родном селе, а в городе.  Работаю в бюро программистов Вычислительного Центра (ВЦ) Кировского завода. Коллектив молодой, старшим из нас лет по 35. Младшие в коллективе я и моя подруга Галя, которая тоже выбрала это место работы. С Галей мы учились в одной группе, жили в одной комнате студенческого общежития, вместе поселились в одну  комнату заводского общежития. Когда рядом такая подруга, трудностей привыкания к коллективу никаких. Трудности первого моего года работы в другом. Опишу их.

Нас сразу поставили в очередь на жильё. Распределение жилья в стране в разных городах разное. В некоторых городах по предприятиям. В Ленинграде же общегородская очередь. Время ожидания отдельной квартиры около 10 лет. Комнату в коммунальной квартире можно получить года через три.  Но тогда в ней можно глухо застрять. Тебя выкинут из  городской очереди, потому что у тебя будет уже не койко-место, а квадратные метры. Для постановки в очередь надо, чтобы на каждого члена семьи было не более 6 квадратных метров.

Мой будущий муж живёт в общежитии Балтийского завода, тоже имеет постоянную прописку, тоже стоит в очереди на жильё. Днём он работает на заводе, вечером учится в политехническом институте.
Выход один – строить кооперативное жильё. На него тоже очередь лет на пять, но тем, кто стоит в общегородской очереди его дают мгновенно, чтобы разгрузить общегородскую бесплатную. Чтобы заплатить первый взнос в ЖСК, надо взять денег в долг у родственников, у друзей родственников, т.е. с миру по нитке, а потом постепенно отдавать долги. Ипотеки на жильё в те годы не было.

Я подыскала себе место подработки на почте. Занимаюсь разноской газет и писем утром и вечером. И теперь работаю в таком режиме:
5 утра – подъём по будильнику. Почта рядом. Через 15 минут я уже на месте. Хватаю тетрадь-ходунок своего участка и принимаюсь раскладывать газеты. На утренней разноске только газеты, писем нет. Но газет много.
 Ленинградцы любят читать. В тетраде-ходунке по порядку следования маршрута разноски перечислены номера домов, квартир и наименований газет.  Времени мало, в 8.30 начинается основная работа на заводе, где проходная и опаздывать нельзя. Поэтому работаю в бешеном темпе. Без перчаток, они замедляют работу. Руки от типографской краски становятся чёрными.

И вот сумка набита, тяжеленная.  К счастью, я шустрая, бегаю быстро, и сумка мгновенно худеет. Чуть больше часа на разноску, бегом в общежитие, забрасывая по дороге сумку на почту. Наскоро отмываю чёрные руки, проглатываю чашку чая или кофе с бутербродом. Галя заботливо подготовила их к моему приходу. И вместе идём, точнее,  бежим к станции метро, на метро всего 2 остановки до места работы.
Начинается работа и борьба.
 Как шутит одна из наших сотрудниц, каждый день у нас проходит в борьбе, до обеда с голодом, после обеда со сном. И она права. Проглотив наскоро обед в заводской столовой, возвращаюсь на своё рабочее место. Это просто письменный стол.

Персональных компьютеров тогда и в помине не было. Работали на больших электронных машинах (ЭВМ), очень громоздких, занимающих большие залы.
Ввод информации в ЭВМ осуществлялся с помощью перфолент и перфокарт. Вывод результатов работы программ происходил не на монитор, а на длинный и широкий лист бумаги грохочущим на весь зал АЦПУ (алфавитно-цифровое  печатающее устройство).  Поэтому письменный стол программиста почти всегда был завален грудой перфолент, перфокарт, черновиков, распечаток результатов программ.
Вот за такой стол возвращаюсь я из заводской столовой, сдвигаю эту груду в сторону, кладу на стол руки, согнутые в локтях, и на них свою голову. Мгновенно засыпаю. До конца обеденного перерыва есть ещё несколько минут, использую их для отдыха.

Чаще всего просыпаюсь от хохота. Дело в том, что обеденный перерыв заканчивается сигналом – громким звонком на весь центр. Я спросонья вытаскиваю руку из-под головы и, не поднимая головы, начинаю хлопать ею по столу, думая, что это звонит будильник и надо его приглушить. Это веселит моих сотрудников.
Когда рабочий день заканчивается, по пути в общежитие забегаю в магазин, чтобы что-то купить из продуктов, наскоро перекусываю и опять на почту. На вечерней доставке сумка гораздо легче. Из газет только «Вечёрка» («Вечерний Ленинград») и «Советский спорт». Писем тоже немного, их в основном днём разнесли другие почтальоны.

Вот в таком режиме я провожу своё первое городское лето. Свой первый рабочий отпуск ещё ждать и ждать. Годовые отпуска распределены ещё в январе. На летние месяцы желающих всегда много и считается, что молодые специалисты их ещё не заслужили. Поэтому нам достаются отпуска в конце года. Так что об отпуске и тем более о море приходится только мечтать.

Теперь о сестре. Она в это лето окончила третий курс химфака нашего же университета, уже замужем. Её муж тоже студент. Летом они решили подзаработать и записались в студенческий стройотряд. Были такие отряды в то время. Чаще всего студенты работали в них на стройках, отсюда и название «стройотряды». Но были ещё и студенческие отряды проводников на поездах дальнего следования. В бригаде только один профессионал – бригадир поезда, остальные студенты.
Летом поток пассажиров возрастает. Вводятся дополнительные поезда, на которые проводников не хватает, вот помощь студентов тут и кстати. Сестра с мужем выбрали этот тип стройотряда по двум причинам. Во-первых, захотели посмотреть страну. Во-вторых, тяжёлая работа на стройке сестре не подходила, она уже ждала ребёнка. Ребёнок родится в декабре, а пока в это лето в мамином животике ездит по всей стране.
Они уже побывали в разных городах: в Мурманске, Грозном, Красноярске. Но больше всего поездок на юг. Надо отвозить и привозить отпускников. Из  Мурманска привозят мне рыбку, с южных направлений фрукты. Подкармливают старшую сестру, чему я очень рада.

И вот однажды утром пятницы, когда я уже на основной своей работе, на рабочем телефоне, стоящем на столе у начальника, раздаётся звонок от мужа сестры. Надо сказать, что это единственный телефон в нашем бюро, и он для всех. Единственная связь, мобильников ведь нет. Но разговоры должны быть очень короткими.
 Я получаю от мужа сестры, Володи, заманчивое предложение поехать с ними к Чёрному морю, в Севастополь. Выезжать надо сегодня вечером. Для них важно уговорить меня в попутчики, потому что в состав поезда цепляют дополнительный вагон, и теперь кому-то в бригаде надо брать на двоих не один вагон, а два. Володя хватается за эту возможность заработать дополнительные деньги и уговаривает меня поехать с ними в качестве помощницы. Да разве я могу быть против. Это действительно так заманчиво. Увидеть Чёрное море, увидеть город-герой Севастополь! Надо всего три дня. Туда: ночь, день, ночь. Там:14 часов, с десяти утра до полуночи. Обратно: ночь, день, ночь.

На размышление мне дано два часа. В голове одна мысль – нечего размышлять, надо ехать. Впереди два выходных дня и надо захватить ещё понедельник. Сотрудники, которые всегда слышат все телефонные разговоры по единственному телефону в большой комнате, уже в курсе полученного приглашения в поездку  и оглашают своё мнение, полностью совпадающее с моим.
 Срочно надо решить, что делать с моими работами. Наш начальник берётся сам отнести вышестоящему начальству моё заявление на «за свой счёт на понедельник» и уговорить подписать его. С почтой сложнее.  Там нет выходных. Но есть лёгкие дни. В воскресенье нет вечерней доставки. В понедельник утром сумка лёгкая, почти все центральные газеты выходные.
 Люди на почте тоже понимающие. По телефону нахожу себе подмену.  Идут навстречу, так как и я по выходным частенько подменяла других и разносила почту по двум участкам. Взаимовыручка в те годы была на высоте.

Ура! Какое счастье привалило! Ещё с утра и подумать о море не могла, а вечером уже сяду в поезд, и к морю! После работы  разношу вечернюю доставку. В темпе бегу в общежитие, по дороге мысленно собираю свой багаж. Да какой там багаж на три дня. Главное не забыть зубную щётку и купальник. И вот я  платформе Московского вокзала, где уже объявлена посадка на дополнительный поезд «Ленинград-Севастополь».
 Сестра со своим  мужем радостно меня встречают, они уже начали волноваться, ожидая меня, хотя до отправления поезда ещё минут 15. Сообщают мне радостную новость о том, что им удалось для обслуживания подобрать два соседних вагона, рабочие тамбуры которых находятся рядом.
 
И вот пассажиров разместили, спать уложили. Сестру Танюшу тоже отправили спать, ей в её положении сейчас всё время хочется спать. Володя оглашает режим поездки. Все нагрузки будут на нас двоих, Таня помогать нам будет только днём. Первую ночь дежурю я, вторую Володя, чтобы я не ходила по Севастополю полусонная.
Далее 15-минутный инструктаж. Авантюристы ещё те!  Новоиспечённая проводница заступает на своё первое дежурство. Да ещё какое дежурство! Ночное, на два вагона. Думаю, что  справлюсь, ведь работу проводников видела не раз, когда дважды в год на каникулы ездила к родителям с пересадкой в Москве. Проводниц видела много, и хороших, и похуже. Постараюсь быть хорошей. Что будет непонятно, велено спрашивать у проводников соседних вагонов. Ночью работать легче, пассажиры спят и не мешают. Чаем поить ночью их тоже не надо. Правда самой спать хочется. Но со сном бороться мне тоже не впервые.

Чтобы не заснуть, каждые 20 минут хожу по двум вагонам, проверяю, всё ли там в порядке. Вагоны плацкартные. Поднимаю сброшенные в проход покрывала и простыни, сдвигаю с проходов обувь, чтобы  не спотыкались сонные пассажиры в полутьме, и воюю с форточками. Вагоны в дополнительных составах старые, форточки в них постоянно сами распахиваются, приходится их захлопывать, чтобы не было сквозняков.

Как только поезд отходит от очередной промежуточной станции, срочно заполняю полученный листок-бегунок и передаю его дальше. Ха-ха. На почте есть тетрадь-ходунок, а здесь листок-бегунок. Смешно. Листки-бегунки с двух концов поезда как эстафетную палочку передают проводники, и они устремляются к центру, к вагону с бригадиром поезда.
 В листке-бегунке указываются сведения о свободных местах в вагоне. Эти сведения бригадир радиограммой передаёт на следующую станцию, где сразу начинают продавать билеты на эти свободные места. В те годы систему предварительной продажи билетов только-только начинали организовывать, и на промежуточных станциях люди стояли в очередях перед закрытым окошечком кассира в ожидании, когда же, наконец, окошечко откроется, и кассир начнёт продавать билеты на поезд, который вот-вот подойдёт. Сама не раз стояла в таких очередях.

Володя сказал, чтобы в листке-бегунке я всегда указывала, что один вагон (на выбор) у нас заполнен, и в нём мест свободных совсем нет, а во втором вагоне они есть в сумме свободных мест двух вагонов. Поэтому на промежуточных станциях я для приёма пассажиров открывала только один вагон, потом помогала тем пассажирам, которым не хватило мест перейти в другой вагон. Голь на выдумки хитра. Облегчаем себе работу. Но ведь от безвыходности. Не могу же я в два вагона принимать новых пассажиров одновременно. Но этот финт только по ночам. Днём бегунки заполняем правильно.
 Позже, когда услышала юмореску Михаила Задорнова «Девятый вагон», увидела в ней некую аналогию. Похоже, сюжеты своих юморесок он  брал из жизни.

В Севастополь приехали без опоздания, в 10 утра. С бригадиром договорились, что уборку вагонов будем делать вечером, когда уже стемнеет, перед отъездом в обратный путь, чтобы всё светлое время дня побыть в городе и у моря. Около 3-х часов на ознакомление с достопримечательностями города.
Посещаем Малахов курган, Графскую пристань, любуемся памятником затопленным кораблям и т.д. В Херсонес решили не идти. Только в 2006 году я увижу Херсонес.

Ходим по городу хором, почти всей бригадой. Только некоторые откалываются на собственный маршрут. Студенты – народ дружный и весёлый. Я, еще недавняя студентка,  вновь окунаюсь в атмосферу студенческой радости, бесшабашности, шуток и веселья.
Время на обед решили не тратить и отправляемся к морю. От Графской пристани на катере пересекаем Севастопольскую бухту. До песчаного пляжа в Учкуевке не более 2 км. Ждать общественного транспорта не захотели. Поймали какой-то небольшой уазик, набились в «буханку» как сельди в бочку, и через несколько минут мы уже на пляже.
 
И вот оно море! Оно красивое! Полный восторг! Это вам не серенький Финский залив. Но при этом нас ожидает большое УВЫ. Море штормит. Купаться нельзя. Такой солнечный, тёплый денёк, а в море заходить опасно. Ну что ж, будем сидеть на песчаном пляже и любоваться морем. Зато есть  большой плюс – пляж полупустынный. И это в августе. Народ в море заходить опасается. Как обидно. Видит око, да зуб неймёт. Ну что ж, посидим, полюбуемся красотой, подышим морским воздухом.

Видим поодаль виноградники. Я виноград видела только в магазинах и рынках. Захотелось посмотреть на растущий. Со мной ещё двое пошли. Берём с собой полиэтиленовые пакеты, вдруг удастся там, на винограднике, купить виноград. Обед-то проигнорировали, а голод – не тётка, даёт о себе знать. Без проблем входим в виноградник, идём по рядочку, по пути срываем виноградинки, едим их немытыми.

Вдруг навстречу нам мчатся  с лаем две большие собаки, а за ними бежит женщина-охранница. Собаки подбегают, окружают нас с двух сторон и замолкают, показывают своим видом – попробуйте только двинуться. А вот и охранница подходит. Подойдя к нам ближе, она на глазах преображается из злобной в удивлённую и сердобольную. Спрашивает: «Откуда вы такие бледные и худые?». Узнав, что из Ленинграда, говорит: «Но ведь блокада давно закончилась, неужели там до сих пор все такие бледные и худые».
Отвечаем, что не все, что солнца там мало, что мы студенты, работаем проводниками, растущий виноград видим впервые и просим продать нам его немного. Совсем её в три голоса разжалобили, она позволила нам набрать винограда в пакеты, денег с нас не взяла, но попросила больше не приходить, иначе ей влетит.

Довольные, с добычей,  возвращаемся на пляж и наслаждаемся вкусным виноградом. Замечаем, что ветер слабеет и что отдельные смельчаки уже лезут в море. Если бы у меня была возможность завтра поплавать в море, то сегодня ни за что бы не полезла в такие волны. Но я тоже становлюсь смельчаком. Вот такое было моё первое купание в Чёрном море. Наслаждение вперемежку со страхом.

Возвращаемся на вокзал, когда уже стемнело. Находим свой состав на запасных путях, делаем уборку в вагонах и отправляемся в вокзальный ресторан. После утреннего чая с бутербродами и винограда на пляже это первая наша еда сегодня.
В полночь отъезжаем. Вот и позади 14 часов у Чёрного моря.
 Весь обратный путь до Ленинграда я страдаю от солнечных ожогов, покраснела, как варёный рак, и мажусь кефиром, который успел купить предусмотрительный Володя. В Ленинград прибываем во вторник утром. И, как говорится, с корабля на бал, а точнее наоборот, прямиком на работу.

Ну разве можно забыть такое путешествие! С удовольствием повторила бы его, будь такая возможность. Отдыхать –  не работать! А отдыхать, путешествуя, вообще замечательно, даже если при этом устаёшь.

И вот прошло 35 лет.
2006 год. Снова август. Правильно говорят, что история повторяется. Для меня повторяется поездка в Севастополь. И опять поездка неожиданная, о которой я ещё вчера не могла подумать. Опять неожиданный телефонный звонок. На сей раз от студенческой подруги Нины, с которой тоже жила в одной комнате студенческого общежития 5 лет. Приглашает поехать на неделю в Севастополь.
 На размышление два часа. Опять два  часа, как мне это знакомо. Выезжать завтра вечером, но хорошо, что не сегодняшним вечером, как было в прошлый раз. Лёгкая на подъём я опять принимаю быстрое решение  – конечно,  еду. Тем более у меня как раз, кстати, неожиданно появилась свободная неделя по причине смены работы, а значит, в этот раз не надо искать подмен на работе.
 Ну а самое главное, меня отпускают в поездку муж Володя (тоже Володя, как у сестры) и сыновья, которые берут на себя все заботы о моей старенькой маме. Маму мы привезли к нам после её двух инсультов.

Ну а сегодня надо срочно переоформить проездные билеты на поезд. Теперь в билетах уже указываются  фамилия и паспортные данные пассажира. Далеко шагнули за 35 лет. В чём-то облегчили, а в чём-то усложнили работу для пассажира. Листки-бегунки, наверное, тоже канули в лету. Билеты были оформлены на взрослых детей Нины, но какие-то обстоятельства заставили их отказаться от поездки.

И вот я опять в поезде на Севастополь. Ехать опять ночь, день, ночь.  Скорости поездов за 35 лет, к сожалению,  выше стали не везде. Опять плацкартный вагон. Места у нас неудобные, боковые. Вспоминаю про дополнительный вагон прошлой поездки. Подхожу к проводнику и спрашиваю, нет ли в соседних вагонах мест получше.
 И, чудо! Есть! Через вагон, дополнительный купейный, полупустой. По 400 рублей доплаты, и дальше мы едем по-королевски. Правда, вагон старенький. Очевидно, дополнительные вагоны только старенькими и бывают. Но форточки в нём автоматически не открываются.  А самое главное, едем до Севастополя вдвоём в купе. Вагон  в пути почти не наполняется пассажирами.  Потому что конец августа и основной поток пассажиров уже не к морю, а обратно.  Многие спешат привезти детей с отдыха к началу учебного года. В вагоне малолюдно и очень чисто и тихо. Более комфортной поездки в поездах у меня не бывало.

Место проживание в Севастополе тоже комфортное. На неделю мы полные хозяева в однокомнатной квартире на ул. Ерошенко, в 6 минутах ходьбы от Херсонеса. Правда, это 5 этаж, без лифта. Но мы ещё юные пенсионерки, полные сил и энергии, и нас это не страшит. Днём проблемы с водой, поэтому по вечерам заполняем водой всю имеющуюся посуду. Но это тоже не страшно.
Да, неделя – это не 14 часов. Гораздо больше можно увидеть, чем в прошлый приезд.
 
Херсонес изучили, как свои пять пальцев. Почти каждый день посещаем дикий пляж на Херсонесе. Лежаков там нет, но нас и галька не смущает. Зато до пляжа рукой подать. В 8 утра у нас уже первое купание. Потом прогулки по Херсонесу, знакомимся с его достопримечательностями, опять купание и после 12-ти домой, пообедать, отдохнуть, переждать жару. Вторую половину дня стараемся разнообразить.

Ещё хочу отметить тот факт, что у нас есть цифровой фотоаппарат, который нам одолжил на поездку Сергей, сын Нины, за что я ему очень благодарна.  Я впервые держала в руках цифровой фотоаппарат. Кроме того в свой старенький фотоаппарат я вставила КОДАК-скую  цветную плёнку. Таким образом, мы  вооружены до зубов.
 И если от первой моей поездки в Севастополь у меня сохранилось только две чёрно-белые фотографии, то во второй поездке  сделано много цветных снимков. В 2014 году, когда Крым снова стал российским,  я сделала  в "OК" фотоальбом о Крыме, в котором большинство снимков из этой описываемой нашей поездки. Вот ссылка на этот альбом:
https://ok.ru/profile/541009049177/album/552887319641

О Херсонесе и Севастополе можно рассказывать часами. Так много там интересного. Ограничусь  очень  кратким  описанием только некоторых достопримечательностей. Подробности всегда можно найти в Интернете

Херсонес был основан в 424-421 годах до н. э. как древнегреческая колония. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья.
Ныне Херсонесское городище расположено на территории Севастополя и является историко-археологическим заповедником. Свое второе рождение Херсонес обретает уже как памятник

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. После Крымской войны 1853—1856 годов союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев. Перед  первой мировой войной Франция была кровно заинтересована в укреплении союза с Россией, и в 1913году «колокол-пленник» вернула Севастополю.

Базилика в базилике — средневековый храм на территории Херсонеса.  Своё название храм получил из-за того, что на одном месте было построено два храма — второй строился на руинах первого из его обломков.
Херсонесский театр. Был построен на рубеже III и IV веков до н.э.,  вмещал около 2000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества. В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов.
Не знаю, как сейчас, а в 2006 году здесь по вечерам проходили спектакли, как местного драмтеатра, так и гастролирующих. И на одном таком спектакле нам удалось побывать. Подруга Нина отстояла больше часа  у кассы, надеясь купить невостребованную броню, и счастье нам улыбнулось.

В один из дней проехали с автобусной экскурсией по южному побережью Крыма. Посетили Алушту, Воронцовский дворец в Алупке у подножия горы Ай-Петри, Ялту, Ласточкино гнездо.
 Воронцовский дворец поразил своей необычайностью, красотой, своей историей, чудесным парком вокруг него. Нам было интересно ходить по тем же комнатам, по которым когда-то ходили Воронцов, Черчиль  и многие другие известные люди.

По Ялте проехали только автобусом. Дали нам пару часов свободного времени на обед и пляж. Часть обратного пути в Севастополь, от Ялты до Ласточкина гнезда, проделали морем. Наш автобус параллельно следовал за нами по побережью. Любовались красивыми пейзажами и расстраивались по поводу того, что эта красота уже не в нашей стране. 2014 год никто не предвидел.

В Севастополе нас поразил ещё такой факт, что всю неделю мы слышали вокруг только русскую речь, а не украинскую мову.  И ещё нас удивило, что везде в общественном транспорте  (в автобусах, троллейбусах, маршрутках, катерах) пенсионеры ездили бесплатно. Достаточно было показать пенсионное удостоверение. И не важно, что мы пенсионерки другой страны, для нас тоже был проезд бесплатный. Нам это очень понравилось.

В один из дней после обеда мы посетили мыс Фиолент. Это живописное место расположено  в окрестностях города Севастополя.
Мне захотелось вновь побывать в Учкуевке. Мы поехали туда. Я пошла искать виноградник, который щедро одарил когда-то студентов-проводников сладким виноградом. Но на месте того виноградника  стояли сплошные коттеджи. Мне стало очень грустно. Наверное, коттеджи – это хорошо, но виноградники лучше. Коттеджи – для единиц, а виноградники – для многих. Или это просто ностальгия по прошлому.

Ещё мне хочется рассказать здесь о замечательной женщине Валерии, жительнице Севастополя. Она всё сделала, чтобы неделя отдыха в Севастополе была для нас комфортной. Валерия приходилась сватьей моей подруге Нине и заботилась о нас как о близких родственниках. Если завтраки и обеды у нас были лёгкие, то ужинали мы очень плотно в гостях у Валерии и её мужа, которые жили почти рядом. Золотоволосая красавица Валерия очень хорошо готовила, была общительной, великолепной собеседницей, весёлой и заражающей своим весельем. По утрам она иногда приходила к нам на пляж в Херсонесе и приносила нам на завтрак, для нас уже второй, блинчики с какой-нибудь начинкой.

 Неделя пролетела мгновенно. И вот уже пора возвращаться  в Петербург. Ехать опять ночь, день, ночь. Я еду одна. Нина остаётся ещё на день. При переоформлении билетов мне удалось обратный билет взять на день раньше. Я это сделала специально, для того чтобы не идти как в прошлый раз с корабля на бал, а точнее с поезда почти сразу на работу, да ещё на новую работу, где мне ещё предстояло познакомиться с будущими коллегами.
В Севастополе, провожая меня на поезд, заботливая Валерия вручает мне тяжеленный пакет с продуктами в дорогу. Я сопротивляюсь, говорю, что ночами я не ем, а за день мне столько не съесть. Сопротивление бесполезно, сдаюсь.

Под стук колёс быстро засыпаю. Просыпаюсь, когда уже светло, от ощущения, что почему-то не слышно стука колёс. Выглядываю в окно, а там пейзаж почти северо-крымский. Мы стоим среди степи. Оказывается, давно стоим и неизвестно, когда двинемся дальше. Впереди взрываются склады с боеприпасами.  Взрывы артиллерийских складов в Новобогдановке  Мелитопольского района на Украине повторялись регулярно в 2004, 2005 годах.  И вот 19 августа 2006 произошёл ещё один серьезный взрыв, и было приостановлено железнодорожное и автомобильное сообщение на близлежащих трассах.

Поэтому и стоим. Взрывов не слышно,  стоим далеко перед Мелитополем, а взрывы за Мелитополем.   А, может быть, они уже и прекратились и нас не пускают по причине перестраховки? Перед нами поезда стоят, за нами поезда стоят. Иду за чаем. А чая нет. Проводники перевели всех на режим строгой экономии воды. Кто раньше встаёт, того и тапочки. Ранние пташки уже успели выпить весь чай и сделать себе запас из     оставшейся в титане воды. Хорошо, что прихватила с собой бутылку воды.

Со мной в купе бабушка с двумя внуками. Они должны были ранним утром выйти в Запорожье, поэтому даже бутербродов с собой на завтрак не взяли. Вот тут-то и пригодился тяжёлый пакет с продуктами, который мне дала в дорогу заботливая Валерия. Так что еды хватит на четверых, будем экономить только воду. Прошло полдня, поехали. Ура! Но рано обрадовались.
Доехали до Мелитополя и остановились. Вагон пополнил запасы воды, уже хорошо. Смотрим в окно как мимо, обгоняя нас, по соседним путям с довольно продолжительными промежутками времени  идут составы, один за одним, из Одессы, Херсона, Мариуполя. И здесь всё по блату, похоже на то, что сначала своих пропустить решили, а потом уже российские поезда. Наконец и мы поехали, благополучно миновали Новобогдановку и в Запорожье приехали вместо раннего утра поздним вечером. Мои попутчики сошли, на их место пришли новые, но они не запомнились.
Остаток пути прошёл без происшествий, поезд всю оставшуюся дорогу навёрстывал упущенное и в Петербург приехали только с 8-ми часовым опозданием.

Вот такие две поездки в Севастополь были у меня. Обе незапланированные, обе с приключениями, обе замечательные и запоминающиеся.
В заключение хочу сказать, что путешествия экспромтом мне всегда нравятся больше, чем те, к которым готовишься заранее. Наверное,  это потому, что в таких поездках нет разочарований по поводу того, что действительность не совпадает с ожидаемым. Ожидаемого и мечтаний просто нет. Всё воспринимается так, как оно и есть. И обычно всё радует. А небольшие огорчения, если они встречаются, нас просто закаляют и добавляют перчинку в коктейль из наших впечатлений, делая этот коктейль ещё вкуснее.  К тому же предвкусие часто бывает лучше самого вкуса. Это касается не только путешествий, но и праздников. Часто подготовка к празднику радует больше, чем сам праздник. Я это поняла давно и это отражено в моём первом рассказе – «завтра Новый год». У немцев даже есть поговорка «Vorfreude ist die beste Freude» (Предвкушение радости – лучшая радость). Вот и получаются путешествия без предвкушений более вкусными и запоминающимися.
Путешествуйте, друзья! Путешествуйте чаще и не упускайте ни одной из возможностей  сделать это! Наслаждайтесь своими путешествиями и рассказывайте о них своим друзьям.