Возвращение. 19 глава

Ольга Азарова 3
 Март 1941. Сырая и слякотная Москва.
Оля Тихонова идёт по Тургеневской улице. Сейчас она свернёт в сквер и пройдёт мимо памятника известному писателю, а дальше будет небольшой тупичок и переулок, куда и держит она свой путь. Там в одном из домов старой Москвы живёт её подруга Мария в семье мужа. Эта радостная и долгожданная встреча обернулась для Ольги душевными терзаниями.

 Она шла уверенно и спокойно, перепрыгивая через грязные лужи в своих коротких ботиках. И одета она была важно и солидно, как ей казалось для такого случая: в чёрное демисезонное пальто и серую беретку. Шагах в двадцати от неё по противоположному тротуару соблюдая дистанцию так, чтобы Ольга не могла его заметить, шёл Соколовский, помощник Березина. Он её страховал, на всякий случай.

Она глубоко вздохнула перед дверью и нажала на кнопку звонка. Тёмную парадную огласил бубенчиковый звон.
Как установила агентура в это время Мария уже приходила с занятий из института, поэтому Ольга шла к ней зная, что подруга будет дома.
Дверь открыл высокий седой мужчина в очках, очень аккуратно причёсанный и одетый.
- Здравствуйте! Мне Маша нужна, она дома? - спросила у него Ольга.
Но ответ прилетел к ней из дальнего конца коридора. Мария выбежала к ней на встречу с книгами в руках. Она очень обрадовалась, увидев Тихонову на пороге:
- Оленька! Милая, я дома, здравствуй! Приехала? - бросилась к ней девушка. - Проходи!.. Это моя школьная подруга, - сказала она на ходу свёкру, - почти год не виделись.
Мужчина отошёл в сторону, пропуская Ольгу в квартиру.

 Дальше были разговоры за чашкой чая. Они сидели в большой, чисто убранной комнате, обставленной старинной мебелью. По всему было видно, что родители Славы были состоятельные люди.
Примерно через час после Ольгиного прихода, в дверь позвонил очередной гость. Он, поздоровавшись, сразу прошёл вместе с Машкиным свёкром в соседнюю комнату-пенал, как называли раньше такие крохотные и вытянутые комнатушки в Москве. Там они закрылись, а Ольга полюбопытствовала:
- Маш, а кто это?
- Этот? Толком не знаю, но Евгений Иванович говорит, что это по работе его давний знакомый. Тут в Москве сейчас в отпуске. Вот и заходит почти через день. Почитать.
- Как это? Что у вас тут библиотека?
- Нет, не книги. Они тетради какие-то читают. Евгений Иванович их откуда-то приносит, а потом, я видела в приоткрытую дверь, его друг их внимательно читает, долго, даже в блокнотик свой что-то выписывает. Наверное, бухгалтерия какая-то... А, ну их, ты лучше о себе расскажи!

Вечером того же дня в гостинице "Москва", как и было условлено, Тихонова докладывала Березину о своих наблюдениях.
- Этого человека прежде ни Мария, ни её муж никогда не видели. Он появился в их поле зрения только в этом марте. Синельников говорит, что это давний его приятель, приехал сюда в отпуск - моя далёкая молодость - так он объяснил своим родным его появление. Мария знает, что этот человек Биркачёв приехал сюда откуда-то из Прибалтики, это не скрывается. Всё официально. Пробудет ещё пять дней. Ходит он к ним через день читать какие-то тетради.
 Дальше Ольга рассказала Березину всё, что узнала об этом у Марии. Сергей Андреевич заинтересовался сказанным, а после того, как проводил Ольгу домой позвонил по телефону своему московскому коллеге. Перед уходом он дал Тихоновой указания:
- Через день, когда отправишься туда, ничего не спрашивай про него, не надо, просто понаблюдай.
Но через день наблюдать не пришлось. Уже подходя к квартире Ольга столкнулась с ним, выходящим на площадку от Синельниковых. Он был вместе с Машиным свёкром.
Когда она прошла вслед за Марией в комнату, та подвела её к окну, выходившему на площадь и указала в сторону перехода:
- Смотри, сейчас опять в магазин пойдут.
- Кто пойдёт?
- Ну свёкор, с гостем со своим. Каждый раз, как только он от нас выходит, непременно идёт вон в тот книжный магазин, а сейчас они туда вместе направляются.
Ольга взглянула в окно. И правда, через площадь шли два мужчины, похоже о чём-то разговаривали. Перешли на тротуар и сразу отправились влево к дверям книжного магазина и вскоре скрылись из виду.

 Последняя встреча с Марией состоялась у Ольги перед самым её отъездом. Они условились увидеться на этот раз в скверике возле дома.
Маша пришла туда сразу после занятий, немного уставшая. Они сели на просохшую после весеннего дождя лавочку. Ольга была немного напряжена в памяти постоянно возникал сегодняшний утренний разговор с Березиным.
- Я скверно себя чувствую, будто я воровка какая. Она моя подруга и мне стыдно перед ней. Слежу за ней как предатель и самый мерзкий человек на свете.
- Пойми, ты не соглядатай. Ты выполняешь важное государственное задание, - говорил он в ответ на её упрёки. - Во первых, ты не за ней следишь, а во вторых - представь себя на её месте. Ты живёшь в семье и не знаешь, что отец твоего мужа предатель. Если это, конечно так, может быть он тоже жертва обстоятельств? Это расследование покажет. А если - нет? А потом это будет известно всем, а свидетелей нет, что ты и твой муж не причастны к его делам. Суд и всё остальное - какого тебе потом самой будет?
Ольга задумалась:
- Значит я сейчас выступаю свидетелем её и Славиной невиновности?
- Конечно! Ведь с твоих слов совершенно ясно, что эти ребята не знают о делах своего родственника и его приехавшего в отпуск друга. Теперь лишь нужно определить роль свёкора в этой истории.
- А Биркачёв, точно предатель?
- Да, теперь нет никаких сомнений.

 Но сомнения были у неё самой насчёт этой, постыдной, как Ольге казалось, роли. И вот сейчас она смотрела на Марию и чуть не плакала, так ей было горько её положение.
Мария же расценила её мрачное и упадническое настроение, как то, что Ольга не хочет уезжать из Москвы:
- Оленька, ты счастливый человек! Вон, сколько всего уже повидала! А я сижу здесь в городе и ни простора, ни былинки, ни травинки не вижу.
- Ничего, кончишь институт и поедешь по распределению в какой-нибудь захолустный городок. Всего там насмотришься!
- Ну-ну! Не поеду. Отец Славы по знакомству нам здесь распределение устроит, в Москве.
- Да, кто же он такой, если всё может?
- Государственный служащий на одном из заводов. Но очень со многими влиятельными людьми знаком. К нам даже однажды, из управления госцирка приходили! Такая тётя солидная, мама дорогая!
  Мария рассмеялась, а Ольга долго думала над очередной фразой, но не удержалась и решила всё же подругу предупредить:
- Маш, ты будь осторожнее. Этот гость ваш, Биркачёв, очень странный тип, подозрительно себя ведёт.
- То есть?
Ну, не знаю, непонятный какой-то он. Мало ли что?
- Послушай, ты там у себя на работе уже привыкла наверное, в каждом видеть шпиона или врага народа. Отвыкай, не нужно этого. Тут Москва и шпионы все только в кино остались, - Мария снова рассмеялась и Ольга поняла, что не готова подруга ещё к такому разговору. Она только пожала плечами в ответ.
- А, что поступать будешь летом в Новосибирский институт - это ты молодец!
- Решила пойти по твоим стопам.
- Вот и будем коллегами-педагогами.
- Машка, приезжайте к нам летом со Славиком. Ведь тут в Москве даже солнца не видать, а у нас там небо от горизонта до горизонта открыто! Приедешь?
- Посмотрим. Но я хотела бы!

Они ещё долго сидели разговаривая о жизни. Ольга забыла сейчас о своих печалях и о личных тревогах, она наслаждалась общением с любимой подругой. Ей всегда было приятно её общество, а теперь после долгой разлуки и подавно. Но никто из них не знал, что видятся они в последний раз. В последний раз Ольга разговаривала со своей любимой Марией, слышала её звонкий голос и, уходя вечером из сквера, что-то почувствовала в груди, вдруг как-то нехорошо сжалось и защемило сердце, но обернувшись назад, на то место, где они только что сидели, подумала о предрассудках. "Всё будет хорошо, - стучали в голове мысли по дороге домой, - всё будет хорошо!"

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.