26 августа 1978 г. , город Исилькуль

Виталий Демешко
Документально-ностальгическое эссе

Знак информационной продукции: 6 +

Изображение:
Фрагмент первой страницы Исилькульской районной газеты «Знамя» от 26 августа 1978 г.
Фото крайнее слева – момент зажжения Олимпийского огня на «Королеве спорта. Исилькуль-1978»
Фото в центре – символ «Королевы спорта. Исилькуль-1978».

1.

«Дата рождения: 26 августа 1978 года. Место рождения: город Исилькуль Омской области».
Так я пишу во всякого рода документах всю свою жизнь. Для современников эта дата – уже относительно далёкая история второй половины прошлого века.
И вот, несколько дней назад, я подумал, что было бы интересно узнать, что же происходило в городе Исилькуле Омской области в тот важнейший для меня день? Что заботило жителей? Какие происходили события, что показывали на телевидении и в кинотеатрах и т.п.
Единственный источник информации, который мог пролить свет на этот вопрос – это газета «Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, районного и городского Совета Народных Депутатов Омской области», до сих существующая и называемая простыми людьми «Знамёнкой». 
Взяв подшивку этой газеты в библиотеке, я увидел, что, действительно, один из её выпусков как раз и вышел в субботу, 26 августа 1978 года.
Заинтригованный своей находкой, я в предвкушении ответов углубился в чтение.

2.

Заголовки первой полосы [1, с. 1] были типичны для того времени:
- «Пленум горкома КПСС»;
- «Признаны победителями»;
- «У нас общее мнение»;
- «Полторы тонны за смену»;
- «Урожай – 300 центнеров с гектара»;
- «На полях района» и т.п.
Центральная же статья была посвящена отчёту Исполкома Районного Совета на восьмой сессии районного Совета Народных Депутатов. Сама сессия состоялась несколько раньше, 23 августа, и на ней обсуждали проблемы колхозов и совхозов Исилькульского района. Особенно ярко прозвучало извечное, знакомое исилькульцам во все времена: 
«… Больным местом являются дороги. В ненастье настоящее бедствие, молоковозы буксируют К-700, бьём машины на таких дорогах, рвём тракторы. В конечном итоге всё это дорого обходится для хозяйства…» [2, с. 2].
Да, молоковозы на шасси ГАЗ-53 и ГАЗ-66 в моём детстве были неотъемлемой частью Исилькульской жизни. Они везли молоко из разных деревень на маслосыркомбинат, где работал мой дед – Луценко Николай Маркович. И сельские дороги для них были всегда актуальны.

3.

«Но должно же быть в этот статье что-нибудь незаурядное», - думал я, и не ошибся.
На четвёртой странице я обнаружил небольшую заметку М. Ильина «Маленький беглец» [3, с. 4], которая меня умилила и позабавила. И чтобы читатель разделил со мной эти чувства, приведу её полностью, без существенных сокращений.
«Как-то в начале августа в стаде Суворовского отделения появился телёнок. Шатаясь на тонких, ещё не окрепших ногах, он казался совершенно беспомощным. «Виновница» чрезвычайного происшествия – первотёлка облизала, обходила новорожденного и он последовал за ней с гуртом скота. Отправить телёнка в село в срочном порядке не с кем было, и скотник, присматривая за ним и его матерью, пригнал их вместе со стадом на ферму только вечером.
О случившемся скотник М.Ф. П[…] тут же сообщил бригадиру дойного гурта А.С. Г[…], и они вместе стали «отлучать» телёнка от матери, чтобы определить его в профилакторий. Загнали с частью скота в баз, чтобы изловить малыша. Но неприрученная первотёлка, как только стали к ней приближаться, словно лань, «махнула» через изгородь, а телёнок, оказавшись в руках бригадира, издал испуганное мычание. Руки человека на какую-то секунду дрогнули от неожиданности, и малыш был таков. Вырвавшись из объятий, он стремглав помчался прочь, скрылся из глаз.
Поиски до тёмной ночи ни к чему не привели. Искали его на второй и на третий день… Напрасно гоняли коня. Затерявшийся телёнок сам подошёл к гурту, когда нетелей погнали снова на то место, где родился малыш. Оказывается, перепуганный «нападением» человека, он здесь, в четырёх километрах от села, и нашёл себе убежище. На этот раз его поймали и доставили туда, где ему следует быть. Но работники фермы до сих пор удивляются состоянию телёнка, не получавшего материнского молока в течение почти трёх суток. Ведь он «не жаловался» ни на расстройство ни желудка, ни кишечника после того, как напоили его, спустя такое длительное время.
- Когда я наутро зашёл в профилакторий и заговорил, мой бычок-«именинник» тут же шарахнулся в сторону. Кажется, он готов был броситься на стену, - рассказывает Анатолий Семёнович Г[…].
Но потом постепенно проказник привык к его голосу, который вызывал столь сильную защитную реакцию» [3, с. 4].
Вот про такого своеобразного телёнка, проявившего незаурядную волю к жизни, написал Исилькульская газета в день моего рождения.
Совпадение?
Не думаю.

4.

Интересовал меня и репертуар Исилькульских кинотеатров.
Так, в «Победе», 26 августа демонстрировались фильмы «Хомут для маркиза» и «Новобранцы идут». А для детей – «Мальчишки мечтают».
В Клубе им. Ленина (ныне это Исилькульский историко-краеведческий музей) – фильм «Семейный портрет в интерьере».
К сожалению, ни один из этих фильмов я не смотрел. Но, возможно, посмотрю как-нибудь в обозримом будущем. А может даже и напишу про них очередное «эссе предвзятого кинозрителя».
Любопытна мне и телепрограмма центрального телевидения. Здесь я для себя отметил музыкальный фильм «Встретились горы и море», детский фильм «Беглец из Янтарного», передачу «Архитектура. Города Сибири», но особенно – передачу из ГДР «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас». Её ведущего – легкоатлета Ади (настоящее имя – Герхард Адольф) – мы с мамой в 1989 году воочию видели в Темплинском интернациональном пионерском лагере имени Клима Ворошилова и даже взяли у него автограф.
А ещё в этот день горячо мною любимый в детстве футбольный клуб «Шахтёр» из Донецка играл с Тбилисским «Динамо». Ночью показывали второй тайм этой встречи, завершившейся вничью 1:1.

5.

Вообще, в отношении спорта лето 1978 года в Исилькуле было особенным. Здесь проходила областная «Королева спорта», для которой был построен новый спортивный комплекс с трибунами, ставший местом проведения различных мероприятий 1980-х-1990-х годов. Многие из них посещал и я, вместе со своими родными и близкими.
Вот каким увидели этот праздник корреспонденты «Знамёнки».
«Да, такого в Исилькуле никогда ещё не было … чтобы на спортивные мероприятия собралось 10 тысяч болельщиков…
Вот на стадион въезжает мотоцикл, на нём полощется алый стяг, на котором написано: «60 лет ВЛКСМ». Вслед за ним движется мотоцикл с Государственным флагом СССР, флагами ДСО «Урожай» и ДОСААФ. А за ними – колонна мотоциклистов с флагами всех 15 республик Страны Советов…
… к переполненному стадиону двинулись колонны спортсменов – представителей всех районов области… По традиции замыкают колонну хозяева – команда Исилькуля. Наши спортсмены  заметно отличались от других команд и количеством, и нарядностью формы – ярко-малиновые костюмы с белой отделкой.
Командующий парадом И.А. Эйхман подаёт команду: «Парад! Смирно!» - И отдаёт рапорт председателю оргкомитета спортивного праздника «Королева-78» А.И. Ресненко. После приёма рапорта он приветствует участников спортивного праздника. Затем слово для приветствия предоставляется первому секретарю Исилькульского горкома КПСС Н.П. Пирогову. После него выступил старейший спортсмен Исилькуля В.И. Стрик.
Начальник ПМК-352 И.А. Сорокин вручает символический ключ от стадиона им. 60-летия ВЛКСМ, который принимает председатель исполкома городского Совета народных депутатов В.П. Медведев и передаёт его главному судье соревнований … Е.Н. Самсонову.
Приветствовать спортсменов пришла большая группа ветеранов во главе с Героем Советского Союза А.Д. Фроловым.
Герой Социалистического Труда Г.Ф. Иванов преподнёс А.И. Ресненко хлеб-соль.
На флагштоке развевается флаг восьмого сельского спортивного праздника…» [4, с. 1].
Далее описываются показательные выступления парашютистов ДОСААФ:
«… Первый прыжок выполняет мастер спорта СССР В. Хромов.
Он несёт огромное полотнище с портретом нашего вождя и учителя В.И. Ленина. Это его 1200 прыжок» [4, с. 2].
Вслед за ним другие парашютисты приветствуют участников и гостей «Королевы спорта – Исилькуль-78» серпантином разноцветных ракет и дымовых шашек, Государственным флагом СССР и гирляндой флагов всех союзных республик.
«Чувство восхищения у всех вызвала ювелирная точность спортсменов, которые все как один приземлялись в заданной точке стадиона» [4, с. 2].
Как мы видим, для того времени это был по-настоящему грандиозный праздник. Сейчас мы уже привыкли к масштабным спортивным состязаниям, и к той же «Королеве спорта» относимся как к привычному и даже «рядовому» событию. Но тогда, в 1978 году, и сам стадион, и спортивная символика, и парад парашютистов и соревнования, для большинства исилькульцев, не избалованных зрелищами, вызвали настоящий ажиотаж. И за сборную Исилькуля по футболу, и за других спортсменов они болели по-настоящему.
А спортивный комплекс, построенный для этого праздника, мне памятен с раннего детства. Помню, как в 1980-м, или в 1981-м году мы с мамой и бабушкой гуляли мимо этого стадиона, и они что-то говорили про Московскую Олимпиаду-80. И мне тогда казалось, что именно здесь, в Исилькуле, на этом большом стадионе, она и проходила.

6.

Нельзя не упомянуть ещё пару статей, опубликованных в «Знамёнке» летом 1978 года.
Автор первой из них – краевед и педагог В. Петрищев – сетовал на масштабные вырубки в Исилькуле и нереализованные планы по его озеленению. Само название статьи уже красноречиво. «Кто восстановит сады и скверы?» - вопрошает автор. Но самое ценное в ней – это рассказ про то, каким Исилькуль был в прошлом.
В самом начале отмечается, что в первые годы Советской власти в Исилькуле было несколько садов и скверов.
«… Ещё в 1926 году, - пишет В. Петрищев, - руками железнодорожных рабочих и служащих был посажен сад у клуба им. Ленина. Она разросся и стал местом отдыха трудящихся города: там была танцевальная площадка, летний кинотеатр, павильон, окружённый цветными клумбами, соблюдался образцовый порядок.
В тридцатые годы был неплохой сквер у клуба К.Маркса – теперь пустырь напротив здания РОВД. Бесследно исчезла берёзовая роща у райбольницы – свидетельница гражданской войны и место отдыха и развлечений молодёжи 20-30-х годов, жалкий вид в наши дни имеют остатки сада на территории недавно снесённого деревянного здания железнодорожной школы, скверика первых лет коллективизации вблизи клуба кирзавода на южной окраине города. Ещё в 1971 году было решено заложить парк имени 50-летия пионерской организации в южной части города на территории железнодорожного питомника. Там сейчас сохранилось несколько берёз и клёнов, кустарник, но всё это без надзора, уничтожается, и на 10 гектарах, что отведены под парк, преспокойно пасутся коровы и овцы жителей Партизанской улицы. Высокий бурьян и колючий репейник привольно растут вместо молодых деревьев в сквере с громким названием…» [5, с. 2].
Не так давно я сам вспомнил про скверик, что был вблизи вокзала, у ныне снесённой железнодорожной больницы. Сейчас на этом месте большая асфальтированная площадка и гаражный кооператив. Да и знаменитый Исилькульский плодопитомник, основанный в 1902 г. отставным полковником и лесоводом Н.А. Жуковым давно уже выпал из числа городских достопримечательностей. 
Вторая заметка принадлежит перу известного всем исилькульцам энтомолога и писателя Виктора Гребенникова. В ней он рассказывает про отличный опыт созданного по его инициативе микрозаказника у посёлка Лесной.
Начинается заметка с описания «счастливой луговины» с бабочками, тахинами, наездниками, дикими пчёлами, редкими кузнечиками (восточными пилохвостами), жуками-пестряками, пчёлами-антидиями, а особенно шмелями, ради которых и был создан микрозаказник. Этот участок был взят под охрану решением Исилькульского райисполкома от 10.03.1971, и 13.03.1974 г. Здесь запретили въезд автотранспорта, выпас скота, сенокошение, сбор ягод и грибов, а совхоз «Лесной» обнёс участок оградой. На его территории проводились эксперименты по сохранению и усилению шмелиной популяции.
Как пишет Гребенников, рядом с клеверным полем организован «шмелеград», что способствует увеличению урожайности клевера. Он отмечает, что Исилькульский микрозаказник был первым в стране и играл существенную роль в экологическом воспитании молодёжи. Сюда регулярно приходили учащиеся Лесной средней школы для наблюдения за шмелями [6, с. 4].
Не знаю, почему эта инициатива не прижилась? К тому же нет никаких сведений об этом микрозаказнике. Какова судьба «шмелеграда» в текущем, XXI веке? Появятся ли в Исилькуле энтузиасты его возрождения? Или хотя бы изучения истории его создания и функционирования?
Исилькуль был, есть и всегда будет моим любимым городом, моей «малой родиной».
И я от всей души желаю ему благополучия, развития и процветания.


Литература:

1. Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, районного и городского Совета Народных Депутатов Омской области. 26 августа 1978 г.
2. Отчитывается Исполком Районного Совета с восьмой сессии районного Совета Народных Депутатов // Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, районного и городского Совета Народных Депутатов Омской области. 26 августа 1978 г. – С. 2.
3. Ильин М. Маленький беглец. // Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, районного и городского Совета Народных Депутатов Омской области. 26 августа 1978 г. – С. 4.
4. Триумф молодости и здоровья. // Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, районного и городского Совета Народных Депутатов Омской области. 13 июля 1978 г. - №84 (6290). – С. 1-2.
5. Петрищев В. Кто восстановит сады и скверы? // Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, районного и городского Совета Народных Депутатов Омской области. 17 октября 1978 г. - №125 (6331). – С. 2.
6. Гребенников В. (старший специалист СибНИИХима, Новосибирск) В заказнике совхоза «Лесной» // Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, районного и городского Совета Народных Депутатов Омской области. 10 августа 1978 г. - №96 (6302). – С. 4.

Январь 2022 года

Полный список произведений автора – по ссылке http://proza.ru/avtor/demits