Глава 19. Персия любовь моя - мечта

Тамара Злобина
В вечер перед отлётом из Ирана Мандрус сказал Альбине что за пять лет работы с агентами это первый случай такого громкого и такого непредсказуемого провала в их родном министерстве  на что  Альбина возразила :
-Это не первый случай Григорий Петрович! Вспомните 43-й год и Сергея Горского.
-А, это вундеркинд из сибирской глубинки, который после отправки сюда исчез в неизвестном направлении? - припомнил зам министра.
-Именно он — даже со своим связным на связь не вышел. Разве это не провал? Что с ним стало — куда он пропал? Вдруг вот так же сгинул в застенках местной полиции? Но мы об этом не узнаем никогда.
-Или попал в лапы иранской разведки? Но и в этом случае мы не узнаем о нём ничего — это понятно, как дважды два — продолжил Мандрус.
-Если только он не вернётся домой — возразила Альбина. - У меня всё же остаётся надежда: русского человека всегда на родину тянет.
-Это уж, как дважды да! - согласился начальник. - Будем надеяться, что он жив и здоров, а значит рано или поздно вернётся.

Сергей Горский родился в  посёлке Каргаполье Шадринского района Курганской области, который затем в 1934 году передали в Челябинскую область.
Посёлок был по тем меркам достаточный — где-то в пределах 20 тысяч человек. Но школа была неполная средняя — 7 классов. Сергей учился охотно и показывал хорошие результаты — особенно давались гуманитарные предметы — русский язык и литература.
Молодая учительница Елена Ивановна Смирнова была хорошего мнения и о Сергее, и о его младшей сестре Наталье, которая была на два года моложе брата. Почти на каждом родительском собрании она ставила их в пример другим ученикам и говорила родителям детей, что при таких способностях их дети непременно должны учиться дальше и желательно приобрести высшее образование — особенно Сергею — с его пытливым и гибким умом он далеко пойдёт — может стать известным учёным.
Отец порой сердился и отвечал:
-Зачем сельскому парнишке высшее образование — достаточно курсов комбайнеров или шоферов
 в крайнем случае — техникум — наша семья не на столько состоятельна, чтобы обучать детей в институтах! Тем более он с чего непонятно бредит какой-то Персией. Где эта Персия и где наше Каргаполье?! Дорогая Елена Ивановна, я понимаю что вы хотите для своих учеников добра но прошу вас: не забивайте голову мальчишки несбыточными мечтами — тем более с семилетним образованием никакой институт его не примет, а вот курсы с превеликим удовольствием и без всяких экзаменов. Но Сергей не хотел да и не мог отказаться от своей мечты рано или поздно побывать в Персии которая в настоящий момент называется Ираном — очень велико было желание познакомится и прикоснутся к творчеству великих персидских поэтов -Фирдоуси с его „Шахнаме“ — книгой королей.
Саади Ширази — „Бустан“ — фруктовый сад и „Гулистан“- розарий. Первая целиком в стихах вторая в прозе перемежающаяся стихами.
В своих творениях Саади  дал очень много изречений поражающих своей актуальностью и мудростью даже в наше время. Он писал:
„Кто затеял спор с мудрейшим стараясь показать себя мудрецом, тот покажет что он невежда.“
Для себя Сергей взял такое определение решив что именно он будет его путеводителем для дальнейшей жизни:
„Внимай учёного человека с величайшим вниманием, хотя бы дела не соответствовали его учению. Человек должен учиться, хотя бы учение было написано на стене.“
Настроен парнишка был весьма решительно и никакие уговоры родителей о том, что деревенскому мальчишке совсем ни к чему какое-то там высшее образование. На что он однажды ответил:
-Если бы великий Ломоносов так думал, то сейчас не было бы у матушки России ни МГУ ни великих трудов и открытий этого выдающегося ума человека.
-Не стоит равнять себя с Ломоносовым! - возразил отец. -Таких как он в сибирской глубинке единицы.
-Кто знает?! - возразил Сергей. - Чтобы это понять, нужно хотя бы попробовать на что ты способен.
Единственный человек поддерживающий Сергея в его стремлении была Елена Ивановна — именно она посоветовала парнишке после окончание семилетки поступить в шадринский педагогический техникум — в результате будет и десятилетнее образование и начальное образование — думаю что на это твои родители согласятся: При твоих знаниях и отметках жаль ограничится только курсами комбайнеров.
Но Сергей не был уверен в этом и поэтому делиться своими планами с родителями не стал, а начал готовится что ему предстоит начать самостоятельную жизнь, приняв ответственность за себя самого и потому он остервенело грыз гранит школьных наук, став самым лучшим учеником в школе окончив седьмой класс на одни пятёрки.
Семилетку он закончил в 1934 году. Получил аттестат взял  в школе характеристику и, не говоря ничего родителям поехал в Шадринск. Подал документы для поступления в шадринский педагогический техникум сдав все вступительные экзамены на отлично, Сергей был без проблем зачислен в ряды студентов — добился места в общежитии техникума и только после этого вернулся домой, поставив родителей перед свершившимся фактом.
Шума было много: отец высказывал обиду за недоверие сына мать плакала, решив что сын — продолжатель их рода, отказывается от них. Сергею с трудом удалось уговорить их, рисуя возможности раскрывающиеся перед их семьёй.
-Какие такие возможности?! - сердился отец. - Через четыре года ты получишь диплом учителя начальных классов — и где ты намерен работать?! В Каргополье свободных мест для учителей нет — всё распределено на десятки лет вперёд. Ну и куда ты пойдёшь?   А комбайнеры и шофера требуются всегда — правление за них чуть ли не дерётся пытаясь переманить к себе.
Пришлось Сергею открыть свои планы:
-А я и не собираюсь работать учителем начальных классов — мне техникум был нужен для получения десятилетнего образования, чтобы можно было поступить в институт.
-Сынок о чём ты говоришь?! - всплеснула руками мать. - Для этого нужно будет ехать в большой город. Разве у нас с отцом сил и средств дать вам обоим высшее образование? Большие города требуют и большие расходы тем более, как говорила твоя училка, тот институт в который собрался ты есть только в Москве. Подумай хорошо сынок: нужно ли это тебе. Подумай о нас — твоей семье. Пожалей отца — у него сам знаешь какое здоровье после гражданской войны — он не потянет такой нагрузки.
-Мама, — ответил Сергей — я не собираюсь садиться вам на шею: В Москве студенты и учатся и подрабатывают себе на пропитание — там есть где работать к тому же тот кто учится отлично получает повышенную стипендию, а уж я постараюсь чтобы у меня была такая стипендия — вы же меня знаете — от своей цели я никогда не отступаю и приложу все силы, чтобы и там стать лучшим.
-Сынок, я изведусь думая о тебе о том как ты так далеко от дома — жив ли, здоров, сыт ли.
-Мамочка, не волнуйся: даю слова что всё у меня будет хорошо. Зато после окончания ВУЗа у нашей семьи будут совсем другие возможности: жить сможем в большом городе — я в лепёшку расшибусь, чтобы вы с отцом ни в чём не знали отказа.
-Не раскатывай губу, сын! - прервал его отец. - Мечты мечтами, а жизнь — жизнью, и они редко полностью совпадают.
-Я буду стараться, папа — приложу все свои силы и все способности.
Впервые Сергей назвал отца папой и тот почему то дрогнул и сказал:
-А что, мать, может дадим сыну возможность попробовать свои силы — не получится вернётся назад, зато у него не будет причины винить нас в том что мы сломали ему жизнь.
-Как скажешь, отец — ответила та. И родители начали думать как помочь старшему сыну в осуществлении его высокой мечты. Наконец, решили — нужно всей семьёй перебираться в Шадринск.
-Не гоже мальчишке при живых родителях в общежитии жить! - сказала мать. - Отец, давай тут продадим наш дом правлению, а в Шадринске купим домик где-нибудь на окраине — там дешевле получится. И будем все вместе.
Когда Сергей и Наталья узнали об этом — обрадовались оба: и у Сергея проблем с учёбой будет меньше и Наталья сможет доучиться в десятилетке, чтобы потом без проблем можно будет подавать документы в медицинский институт, ведь именно это её мечта — стать врачом.
Так и сделали — продали дом в Каргополье и купили домик в Шадринске. Конечно по площади сильно проиграли да и от центра на приличном расстоянии, но Сергей может дома жить да и Наталья подала документы в среднюю школу — куда её приняли с радостью — такой ученице рада каждая школа.
Итак: Сергей начал учёбу в техникуме с 1 Сентября 1934 года, рассчитывая уже в 1939-м году поступать в московский институт Востока на факультет персидского языка, а уж там он приложит все силы все свои способности и труд, чтобы окончить факультет с красным дипломом. Он считал, что и техникум должен закончить на одни пятёрки — это поможет поступить туда с большей гарантией.
Планы, конечно, амбициозные, но как иначе? Не будет планов — не будет и движения вперёд.
Он грыз гранит науки с ещё большим усердием чем в школе, и это принесло свои плоды: В дипломе об окончании техникума были сплошные отличные отметки отлично прошла и защита диплома.
В течение учёбы каждую осень Сергей работал на уборочных работах в родном Каргополье — сначала помощником комбайнера, потом  когда уже получил паспорт — комбайнером Каждый месяц половину зарплаты отдавал матери, а половину клал на сберегательную книжку, чтобы у него были деньги для поездки в Москву и родителям не нужно было тратиться.
Сергей начал понемногу собираться к отъезду, но как только мать понимала что значат все его движения сразу начинала причитать:
-Серёженька, подумай хорошо, прежде чем сделать этот скверный шаг! Подумай как ты будешь жить в большом чужом городе где ни одного родного человека — ни помощи, ни поддержки, ни слова доброго! Столица требует больших денег — это ведь даже дураку понятно. Ты думаешь, что сможешь прожить в Москве на какую то стипендию — пусть даже повышенную?
-Мама, я буду по ночам разгружать вагоны, как другие студенты, чтобы денег хватило на жизнь.
-А отдыхать когда сынок? - не сдавалась мать. - На учёбу тоже нужно много сил — без отдыха долго не протянуть — это для здоровья вредно.
Теперь Сергей все сборы производил по ночам, и Наталья, как могла, помогала брату — она давно поняла что его мечта настолько же сильная, как и её мечта.
Даже чемодан с вещами Сергей за неделю до отъезда отвёз на вокзал и сдал в камеру хранения — хотел уехать тихо, чтобы родители не смогли остановить его, но сестра воспротивилась, сказав что это будет подлостью по отношению к родным людям
-Я даже представить боюсь, что после этого будет с мамой! - сказала она. - Ты же не хочешь, чтобы она после твоего отъезда слегла? Отец тебе этого не простит да и я — тоже.
-Так что делать? - не понял Сергей.
-Договорись с отцом, чтобы он взял мать на себя!
Так Сергей и сделал — пришёл советоваться с отцом на следующий же день — до отъезда оставалось три дня.
Долго думали над этим и наконец решили что в день отъезда Иван Григорьевич пригласит Нину Петровну в ресторан и пока она будет думать как да что, сообщить что в  11-30 Сергей отправляется в Москву и они должны проводить сына спокойно и с достоинством. Надежда была на то, что клин вышибается клином — отец впервые в жизни пригласил жену в ресторан — это было такое потрясение по круче отъезда сына в столицу.
И действительно: это сработало_ Нина Петровна то краснела то бледнела от этих двух новостей, но выпустить бурю на свет скандал так и не смогла — чего-то не хватило: то ли смелости, то ли силы, то ли ещё чего.
Сергей сидел в вагоне а его родные усердно махали вослед, глотая слёзы После ресторана уже дома мать конечно закатила грандиозный скандал так, что Наталье пришлось успокаивать родителей и мирить их призывая к здравому смыслу — не просто пришлось девчонке: мать поняла уловку и прощать мужа никак не хотела, называя предателем и интриганом.
-Смотри какое слово она знает! - сердился отец. - Все свои недостатки на меня свалила — даже рта раскрыть не дала. Откуда что взялось — казалось бы весьма неразговорчивая особа, а тут как из пулемёта строчила?!
Сергей с ещё одним парнишкой прямо на вокзале нашли старушку, которая сдавала комнатку приезжим — в основном поступающим в Вузы студентам. А потом каждый ринулся в свой институт — Сергей в институт Востока, а Виктор в МГУ — ему  проще было — он закончил школу в Новосибирске причём с золотой медалью. Впрочем, и Сергею не помешало то, что он из Шадринска и с техникумом — отметки у него были такими же высокими, да и знания соответствующие. Вступительные экзамены он сдал почти все на отлично- только одна четвёрка но этих балов для поступления ему хватило и он был зачислен на первый курс. Дали ему и место в общежитии. Сергею представилась возможность стать полностью самостоятельным.
Было не просто особенно в первые пол года, но соседи по общежитию ему попали такие же простые и душевные парни, ставшие вскоре надёжными друзьями, делившими поровну все тяготы студенческой жизни. Со временем пришло привыкание и понимание, как лучше использовать появляющиеся возможности: когда кому то из них приходила посылка делили всё по братски — то же происходило и при подработках. Деньги со сберегательной книжки снимались только в крайнем случае когда становилось совсем туго — до этого грызли гранит науки, когда больше грызть было нечего. Так шутил один из друзей  Олег Пронин — парень из далёкого Якутска, ставший конкурентом для Сергея в грызении этого самого гранита. Двое других Павел и Андрей завидовали им белой завистью признавая, что способности у друзей выше, чем у них самих, чуть ли не на голову.
После окончания второго курса Сергей поехал домой на каникулы одновременно с ним поехал и Андрей — только они смогли поднакопить деньги на билет.
Сергей даже не ожидал что дома настолько были рады его приезду— гордились им, рассказывали как их сын живёт в Москве, как у как учится, как отдыхает, как работает.
По привычке Сергей поработал месяц в родном Каргополье — мать половину зарплаты предложенную сыном не взяла, сказав что ему она нужнее — родители даже добавили ему ещё почти столько сколько он заработал. Вернувшись в Москву Сергей смог купить себе толстовку и брюки по тогдашней моде  с манжетами по низу брюк и с многими карманами, после чего на него стали обращать внимание даже девушки с параллельных курсов. Но парни на пустяки не отвлекались — учёба была для них важнее. Сергей и Олег учились на одном факультете и оба считались лучшими студентами — оба шли на повышенную стипендию, но Сергей всё же был первым — мечта не давала расхолаживаться — он должен был получить после окончания института место на кафедре. Но как говорится: человек предполагает а судьба располагает.
В 1944 году Сергей получил красный диплом и уже ожидал предложение остаться на факультете но его вызвали в деканат познакомили со странным мужчиной — небольшого росточка полного с сильными залысинами и сказали, что министерство иностранных дел ходатайствуют лучшего студента курса передать им для выполнения специального задания в Иране, а именно он является лучшим. Услышав про Иран, Сергей понял, что именно сейчас есть возможность осуществить свою мечту — сейчас или никогда. Согласился не раздумывая, сразу. Только когда они уже были в кабинете заместителя министра иностранных дел, который представился Григорием Петровичем Мандрус а Сергей представился в ответ своим именем. Мандрус рассказал что министерство создаёт на территории иранского посольство некоторое подобие факультета иностранного языка — только преподавать будут русский язык — он, Сергей, будет преподавать, а его студенты представители высшего сословия иранского общества.
-Там будет и сын премьер министра Ирана -Хасан Али Мансур и их ближайший родственник — двоюродный брат Али Мансура — Хусан Бек Гамбули.
-И зачем это нужно? - не понял Сергей.
-Нам нужно знать какие настроения преобладают в этом сословии, как они относятся к заключению между Ираном и СССР торгового договора на поставку из Ирана нефти в Cоветский союз. Для нашей страны в настоящее время заключение этого договора равносильно жизни и смерти. Нам нужна любая возможность повлиять на руководство их страны, чтобы заключить договор на поставку нефти в  нашустрану.
-То есть я должен стать шпионом?! - в сердцах воскликнул Сергей.
-Разведчиком — поправил его зам министра. - Чувствуете разницу? - на вашем месте другой человек, хотя бы ваш друг Олег, согласится с радостью, посчитав предложение за честь, а вы в позу встаёте. Что вас так пугает — может страна, или опасение что недостаточно знаете язык? Но ваш руководитель заверил что вы лучший на курсе — Олег только второй.
И видя, что Сергей не решается на ответ добавил:
-Если вы не согласны на предложение, мы пригласим на эту работу Олега Пронина, а с вас возьмём расписку о неразглашении и отпустим на все четыре стороны, но тогда возвращение назад в институт вам уже не светит — диплом у вас будет свободным.
Сергей схватился за голову, понимая что ответ нужно давать сейчас  же иначе будет поздно и мечта его не исполниться никогда.
Пересилив себя Сергей сказал:
-Григорий Петрович, вы ставите меня в безвыходное положение,  и я   вынужден согласиться на ваше предложение.
-Не нужно ставить нам условия, молодой человек, и одолжений не стоит делать — это дело добровольное и весьма достойное.
=Хорошо — повторил Сергей — я согласен.
-Мы заключим с вами трудовой договор, Сергей Горский, и вы подпишите его по всем правилам, чтобы потом не было никаких недоразумений и отговорок.
-Если я сказал даб то отговорок никаких не будет! - ответил Сергей.
Так началась работа Сергея в Министерстве иностранных дел. После прохождения некоторого обучения Сергея должны были направить в страну его мечты, но сердце у молодого человека было не на месте — слишком тяжёлой казалась ему ноша, которую доверила страна и слишком ответственной. Он мечтал совсем о другом — более приятном и лёгком. Обучение русскому языку куда ещё не шло, но шпионаж — тому же нужно учиться: нельзя взять первого попавшего, можно сказать с улицы, и сказать ему: теперь ты будешь разведчиком! Не серьёзно это как-то.
Около месяца Сергей проходил так называемое обучение, его приодели достойно советского преподавателя в чужой стране, объяснили с чего начинать работу, дали связника, время и место для этой связи, и в начале августа 1944 года переправили в Иран.
Мечты зиждились на прекрасных стихах персидских поэтов, на персидских сказках. Они были воздушными и радужными — слишком возвышенным оказался молодой человек из сельской глубинки — возвышенным и доверчивым.
Какой  оказалась действительность мы узнаем из следующей главы.

    Продолжение:http://proza.ru/2022/01/17/1282