Пара слов про... экслибрисы

Андреас Андерсен
Экслибрисы... Экслибрисы...

Кстати! Наверное надо прояснить, что это такое? Я точно знаю, что некоторые из вас, дорогие читатели, имеют в домашнем хозяйстве книги, напечатанные  на бумаге и иногда даже их читают. Вследствие вышесказанного, уверен, что некоторые из вас даже знают, что такое экслибрис.

Для тех, кто не очень в курсе, поясню: экслибрисы – это такие наклеечки (как правило, размером 50 на 90 мм), которые владельцы домашних и иных библиотек традиционно прилепляли (а некоторые прилепляют и сейчас) на форзацы своих книг (форзац - это внутренняя сторона обложки). На этих наклеечках обычно ставилось/ставится полное имя владельца книги. Помимо этого в большинстве случаев наклеечки украшаются либо гербом владельца (буде таковой у владельца имеется), либо его персональным знаком (опять-таки, если таковой имеется), вензелем или просто красивой миниатюрной картинкой.

На русскоязычном пространстве, начиная с середины 19-го века экслибрисы были похожи на западные (оттуда они и пришли), только вместо «Ex Libris..» на них обычно стоял русский аналог – «Изъ книгъ...». Например, «Изъ книгъ Баронессы фонъ Остенъ-Сакенъ».
После 1917-го года экслибрисы все еще массово использовались более или менее образованными людьми вплоть до конца 1930-х (например, «Из книг Павла Чекрыжова»), а после Второй мировой войны экслибрисы в значительной мере вышли из употребления как на русском  пространстве, так и на Западе. Хотя должен сказать, что к счастью они вышли из употребления не полностью, и некоторые люди и организации ими все еще пользуются, включая «вашего непокорного слугу». В качестве доказательства наверху, под самым заголовком вы можете видеть современные экслибрисы, разработанные и изготовленные на заказ в традиционном стиле моим знакомым художником-графиком Давидом Фернандесом.

А почему я сегодня, собственно, вспомнил про экслибрисы? Может быть, потому что один из моих друзей недавно оставил под одной из моих фотографий на фейсбуке следующий комментарий: «Ого! Открытая книга... Бумажная...»

Вот тут я и вспомнил свой недавний визит в мою любимую типографию с целью заказать дополнительные экслибрисы. Дело в том, что, хотя моя личная библиотека «бумажных книг» сравнительно невелика (значительная часть растерялась в ходе двух с половиной эмиграций и одного развода), но, к сожалению, она имеет тенденцию расти. Нет, поверьте же мне! Я стараюсь держать этот процесс под контролем, так как мне очень жаль тех, кто может унаследовать мою библиотеку после моей смерти. Им, наверное, придется изрядно попотеть, чтобы ликвидировать все эти чертовы книги. Но, так или иначе, время от времени я все еще приобретаю бумажные книги и, соответственно, у меня иногда заканчиваются экслибрисы, которыми я педантично помечаю свои книги.
Таким образом, как уже было сказано, мне 2-3 раза в году приходится заказывать новую порцию своих экслибрисов в соответствующей типографии, где матрица моего экслибриса уже имеется в файлах. И вот, когда  я пару месяцев назад в очередной раз заказал напечатать десяток самоклеющихся экслибрисов, мой давний знакомый полиграф (не Полиграфович) задал мне весьма непростой вопрос: «Извини, Андреас, но я все время забываю спросить тебя, для чего вообще нужны эти вот икскриб... икслибрисы?»

Эх, до чего же хороший вопрос! Я, честно говоря, не сразу нашелся, что ответить, и промямлил нечто вроде "ну... типа для... для разных там целей, знаешь ли..."
Ну а что еще было ответить?

PS.: Самый замечательный позднесоветский экслибрис, сделанный в 1970-е годы, я видел в Москве. Картинки или герба на нем не было, но зато была вот такая информация-инструкция:
«Украдено у А.В. Кобелан. Просьба позвонить по телефону ......» Телефон был вписан от руки.

PPS.: Ну а для позитива делюсь с вами под конец несколькими современными экслибрисами с эротической подоплекой, принадлежащими книговладельцам из разных стран (линк на мой Живой Журнал): https://baltvilks.livejournal.com/405971.html