О том, как и где возникли шахматы

Алексей Ратушный
Что известно более или менее надёжно?
Что шахматы в прошлом были распространены как шатрандж.
То есть была игра шатрандж и она превратилась в шахматы.
Что шатрандж возник на основе игры «Чатуранга».
Про саму игру «чатуранга» известно надежно, что это была игра четырёх участников на доске 8х8 клеток, что у каждого из четырех участников было своё собственное «войско» по четыре пеших воина и четыре фигуры – «слон», «конь», «колесница» и «шах».
Довольно запутана история с «ходами» фигур.
Например «слон» вроде бы прыгал на одну клетку по диагонали через клетку.
Известна «цель» игры – «смерть королю»!
То есть дословно шах – это король, мат – это смерть. Шахматы – смерть королю!
Какие басни рассказывают о происхождении шахмат?
Суть всех легенд и сказок проста: шахматы придумал некий мудрец.
То есть было время, когда шахмат не было, а потом появился некто и придумал эту игру.
Рассматривать эти версии сейчас нет смысла.
Как разработчик общей теории игр, я обязан пояснить Читателю, что человечество непрерывно придумывает и придумывает всё новые и новые игры. Причин для этого у человечества огромное множество. Как правило конкретный человек не придумывает абсолютно новую игру, а аккуратно меняет одно правило в уже известной ему игре.
Каждый раз попытка поменять правило в игре имеет тот или иной личный мотив, но в итоге в целом возникает поток изменения правил во множествах игр множествами людей. Некоторые правила отвергаются, некоторые принимаются, иные приживаются, иные не приживаются.
Я называю этот поток изменений правил «правилообразовательным процессом».
Именно в этом потоке и менялись от века к веку правила множества доживших до нашего времени игр.
Мною было установлено, что в основании каждой конкретной игры людей лежат группы аксиом, а правила игр, это как бы теоремы, выводимые из аксиом в основании гры. Если новое правило выводимо из аксиом данной игры, оно приживается, если не выводимо, оно отмирает.
То есть каждая современная игра – это развитая аксиоматическая система и именно здесь необходимо искать пути совершенствования правил игры.
В основании каждой игры лезжат три группы аксиом.
Антропологические аксиомы игры.
Социально-экономические аксиомы игры.
Собственные аксиомы игры.
Отдельный большой вопрос – это вопрос о социокультурной аксиоматике игр, поскольку м одной стороны это аксиоматика относима к социально-экономическим корням любой игры, с другой стороны она неотрывно связана с этнокультурным и религиозным бытием народа, в котором она бытует.
Здесь мы пропускаем все эти вопросы, ибо они рассматриваются нами в других работах.
Здесь мы акцентируем внимание на том, что шахматы возникали как длительный правилообразовательный процесс в русле огромного правилообразовательного потока всего множества игр человечества и не могли быть продуктом мыследеятельности одного или группы сколь угодно гениальных изобретателей и разработчиков.
Мне довелось потратив семнадцать лет и фантастические усилия, преодолевая невероятное сопротивление материала открыть одно существенное изменение одного правила шахмат. Это сравнимо с изменением пятого постулата в Евклидовой геометрии, когда были открыты основания неевклидовых геометрий. И потому я абсолютно уверен, что шахматы\ являются продуктом огромного числа древних разработчиков и основания их возникновения и развития лежат далеко от области досужих творческих потуг одной конкретной личности.
В 1969 году в СССР была опубликована издательством «Физкультура и спорт» небольшая книжечка Николая Михайловича Рудина, который посвятил её исследованию гипотезы о возникновении шахматной игры из магических квадратов. Мне было 16 лет и на меня эта работа произвела огромное впечатление. Я впервые встретил Автора, который вместо общих фраз, не несущих по сути никакой полезной нагрузки, постарался ясно, логично, доступно показать один из возможных маршрутов развития человеческой мысли на пути формирования основ этой удивительной игры.
Здесь важно отметить, что помимо шахмат в нашей стране распространены были и некоторые другие игры на шахматной доске.
В первую очередь это русские шашки, а также  уголки, «чапаев» и некоторые другие.
Естественно каждый школьник был знаком и с карточными играми, игрой в лото, игрой в домино, в том или ином виде с игрой в нарды и некоторыми другими забавами, не говоря уже о множестве принципиально иных игр, типа футбола, баскетбола, волейбола, хоккея с шайбой и хоккея с мячом, тенниса, бадминтона и так далее и тому подобном.
Поскольку каждой игре в своё время каждый из нас уделял в своё время собственное внимание и силы, я опускаю их даже краткое обозрение, хотя естественно по многим имею и собственную точку зрения и свой личный опыт переживаний и проживаний.
Сегодня мы отсекаем всю антропологическую группу аксиом шахмат (игра должна быть достаточно удобной, достаточно непродолжительной, достаточно понятной, достаточно комфортной, достаточно неопределённой, достаточно посильной и т.д. и т.п.)
Сегодня мы отсекаем все группы социальных, экономических, этнографических и иных аксиом.
Сегодня мы опускаемся на самое дно собственных аксиом Игры в шахматы.
Нас интересуют её не мифические, не сказочные, не легендарные а собственные естественные и понятные нам основания.
Постулируем:

В основе Игры лежат
Аксиома Поля
Аксиома Фигуры
Аксиома Хода

Ход,  Поле и Фигура – вот три «универсума универсумов», которые должен постигнуть наш малыш за триста погружений в Шахматную Шкатулку.
Ни в один момент времени мы не даём ребёнку определения, что такое Ход, что такое Фигура и что такое Поле.
Мы даём ему эти три слова как «данности» «безо всякого дальнейшего определения»! Именно так даёт определение «Бытия» Георг Вильгельм Фридрих Гегель в самом начале своей великой «Науки Логики».
Мы не определяем!
Мы показываем и называем.
Вот поле!
Вот фигура!
Вот ход!
Никаких разглагольствований!
Никаких сравнений!
Никаких аллегорий.
Это также естественно, как сама жизнь, как воздух, которым дышишь, как вода, которой утоляешь жажду, как Солнце, которое даёт свет.
В этом мире есть вода, воздух, фигуры, поля, ходы! Мир прекрасен и необъясним!
И он не нуждается в объяснениях.
Это мы нуждаемся в объяснениях, когда вырастаем.

И вот для нас, выросших, мы начинаем пытаться определять.

Поле – фрагмент пространства не имеющий измерений, и в этой своей неизмеримости оно – точка.
Фигура – группа полей связанных между собой состояниями хода-не-хода.
Ход – перемещение состояния не хода из одного поля в другое поле.
Поле, фигура и ход самые высокие абстракции играющего мышления человека. Именно успешное оперирование этими абстракциями позволяет Личности Играть. То есть осуществлять себя именно как Личность Человека.
По Шиллеру: «Человек только тогда Человек, когда он Играет».

До уровня предложенных определений Личности предстоит расти всю свою жизнь. Это не тексты, которые можно прочесть и так «усвоить».
Это не тексты, которые можно услышать и понять.
Это не наборы слов на бумаге, не тезисы, не пункты.
Это Аксиомы Игры.
Это материал для самостоятельных размышлений и отрицаний.
И в разные периоды собственной Жизни они открываются работающему с ними не как «цитаты» или «изречения», а как лучики освещающие самые тёмные закоулки собственного сознания.
Не спрашивайте у меня, как я к ним «пришёл».
Не имею о том ни малейшего «понятия».
Жил долго, трудно, больно, размышлял о сказанном всю жизнь и на пороге Вечности решился выложить.
Будем считать это напутствием. Пунктом, до которого на своей вершине я дополз из последних сил.
Всё вам!
Даром!
И пусть никто не уйдёт обиженным.