Дважды - в одну реку. Отрывок

Василий Поминов
   Уверен, и никто меня не переубедит в этом: только добром можно добиться доверия людей, чтобы в трудный момент они тебя не подвели, сделали то, что от них требуется, а не выстрелили в твою спину при первой же атаке на противника...

   Прошёл первый месяц моей работы на «Спецарматуре», второй, третий, вступил в силу приказ директора о доплате за работу сверхурочно и в выходные дни, рабочие сразу увидели солидную прибавку к своей зарплате, у некоторых она составила такую же сумму, как и основная зарплата!
   Теперь все субботы мы работаем, и продукции в эти дни выпускается не меньше, а больше, чем в течение недели.
   Производственные вопросы на цеховых оперативках мы стали решать без лишнего шума и ругани, как у них это было принято раньше.
   Мои две недоброжелательницы, увидев, что обстановка в цехе стабилизировалась, никто людей не обманывает и не ругает, почувствовали себя очень не уютно, да и поддержка после увольнения Насонова в заводском руководстве у них значительно уменьшилась.
   Несколько раз мы стали свидетелями нервных срывов и откровенных провокаций на конфликт, так, Грета Михайловна однажды, прямо на совещании, не выдержав объективной логики в обсуждении одного из вопросов, глядя на меня, просто «скривила рожу», подкрепив это музыкальным сопровождением, чем-то средним между мычанием коровы и блеянием козы  - «Мэ-э -э!».
   На что я ответил в наступившей неловкой тишине с улыбкой и совершенно спокойно:
   - Посмотрите на себя в зеркало, оно рядом с Вами, и Вы увидите своё истинное лицо, - после небольшой паузы добавил – Мои Внученьки так играют: «Раз, два, три – горилла замри!»
   Все присутствующие в кабинете засмеялись, а Грета Михайловна густо покраснела и до конца совещания не промолвила больше ни слова.
   В другой раз, после очередной моей беседы о доброте и высоких чувствах (и такое психологическое воздействие я использовал), не выдержала Лидия Викторовна:
   - Вам около двери кабинета гадят, - скривив губы, сказала со злостью, глядя мне прямо в глаза, - А Вы даже не хотите это увидеть. Всё о добре рассуждаете.
   - Напрасно Вы так думаете, я всё вижу, - опять же спокойно отвечаю, - А тому, кто гадит, я бы посоветовал носить с собой полиэтиленовый пакет, для сбора того, чем он гадит, чтобы при случае использовать это в другом месте по назначению.
   Опять все засмеялись, и это было уже хорошо!
   Через несколько дней после своих кривляний Грета Михайловна принесла мне два заявления: одно на отпуск, а другое об увольнении с завода.
   Причиной желания уволиться, якобы, стало снятие директором с неё установленной ранее доплаты, а на самом деле она думала всех напугать, мол, без неё участок остановится.
   Я отнёсся к её выходке очень просто и сказал Петру Геннадьевичу, что соглашусь с любым его решением, а цех как работал, так и будет работать, хуже нам не станет.
   Доплату нашей эмоциональной руководительнице вернули, и в отпуск отпустили, тем самым: и её пожалели, и меня решили проверить, как будет работать участок без своего многолетнего командира, под руководством нового начальника цеха, ведь мне теперь придётся выполнять и свои, и её обязанности.
   Но две недели этого испытания пролетели очень быстро, люди выполняли все задания добросовестно и честно, без всяких намёков на саботаж, мне только чуть-чуть их нужно было направлять.
   Даже лучше бригады сработали за те две недели без своего начальника участка, чем с ней, спокойнее и увереннее.
   Этим завершился важнейший этап моего пребывания на заводе, можно сказать, что выдержал я предложенный мне экзамен, не провалился.
   Потом был отпуск Лидии Викторовны, Елены Васильевны, нашего нового технолога Ильмана, на три месяца заболел мой заместитель, Алексей Васильевич.
   И ничего, не остановилось производство, только обороты набирало, чему очень способствовали положительные тенденции в организации работ цехов подготовки, своевременные поставки материалов и покупных комплектующих.
   Примерно через полгода Генеральный директор на общем совещании нас похвалил, что есть движение вперёд, выпускать продукции стали больше, качественнее.
   Однако, при выходе из кабинета, после окончания совещания кто-то, в полголоса сказал:
   - Но, план, всё же, они не выполнили за этот месяц, - намекая на то, что в прежние времена, то есть при прежнем руководстве план сборочный цех всегда выполнял.
   Никто уже не вспоминал, что тот план предварительно при утверждении сильно занижался, что сейчас в цехе работает на треть людей меньше, а выполняем объём почти такой же, как и при прежнем руководстве.
   И мне этот результат очень нравится!

   Наступил новый 2016 год, в январе потребность в нашей продукции традиционно упала до очень низких показателей, денег на закупку комплектующих и материалов у руководства не было, начались простои и, как результат, увольнения рабочих, особенно из числа вновь прибывших.
   Задолженность перед работниками по зарплате сократившаяся при новом директоре до полумесяца, теперь снова увеличилась до двух месяцев.
   Очень трудно мы доживали до весны, немало неприятностей в этот период нам принесли наши местные недоброжелатели: Грета Михайловна и Лидия Викторовна.
   Вопрос о пребывании в цехе последней уже в феврале встал остро, очень нагло стала она вести себя при исполнении своих прямых обязанностей по руководству производственным процессом на участке.
   Каждый день от неё можно было ожидать какого-либо подвоха, для этого Сорокина носила с собой, фигурально выражаясь, полные карманы камней, чтобы бросаться ими в своих врагов.
   А первыми её врагами были Тулинов Глеб Владимирович и, конечно же, я, Ваш покорный слуга.
   Пришлось мне решиться на последний шаг - предложить ей перевестись на другое место работы в пределах завода.
   Конечно, этому решению предшествовали многие беседы один на один в моём кабинете с этим хитрым и вредным индивидуумом, который во всём со мной соглашается, а на деле поступает наперекор начальнику цеха и производству, рабочие многое порассказали мне о её высказываниях и поступках.
   Не буду опускаться до сплетен и пересказывать известные мне случаи.
   И, всё равно, при этом обмане и лицемерии, я старался относиться к ней нормально, пытался хоть немножко перевоспитать в лучшую сторону, даже придумал ей новое место работы.
   Я видел Лидию Викторовну в ПДО, помощницей Глеба Владимировича, или в ОТК, где нужны были грамотные контролёры.
   Производственный процесс она знала, ведь 20 лет проработала в разных цехах, досконально изучила номенклатуру выпускаемой продукции, детали, поставляемые нам из заготовительных цехов, помнила наизусть.
   Ну, чем Вам не заместитель начальника ПДО!
   Можно перевестись заместителем начальника отдела технического контроля, тоже работа ей посильная, правда в зарплате она много потеряет, но, это, всё же, лучше, чем просто уволиться с предприятия на улицу.
   Хотя, сейчас, спустя несколько месяцев с того дня, я думаю, что увольнение Сорокиной с завода для меня, да и для назначенной на её место преемнице - молодому специалисту, Екатерины Викторовны Спиридоновой было бы лучше...

   С грустью вспоминаю об этом первом годе моей работы в цехе, когда пришлось столкнуться с внутренним сопротивлением не только переменам в цехе, но и просто сопротивлением ради борьбы, пусть даже всё рухнет и пропадёт вокруг, только бы во вред мне и моим начинаниям.
   Но, опять же, всё по порядку...
   Исходя из создавшейся ситуации я тихонько, не оглашая свои действия, подбирал на место злых начальниц участков замену, к счастью опытные люди на заводе есть.
   Вместо Греты Михайловны могла работать старший кладовщик Миронова Антонина Васильевна, которая, немного подумав, дала мне согласие на своё назначение, к сожалению, оно так и не состоялось и от этого мне немножко неудобно перед этой активной и доброй женщиной.
   Несколько раз я ей после отмены задуманной кадровой перестановки выписывал премии, просто так, за хорошую работу, чтобы это стало, хоть малой компенсацией за доставленные волнения и неприятный осадок от несостоявшегося назначения.
   Одной из возможных претенденток на должность Сорокиной была предложена бывшая работница этого же участка Спиридонова Екатерина Викторовна, которая работала сначала слесарем сборщиком, потом стала бригадиром, без отрыва от производства окончила техникум, после декретного отпуска по уходу за ребёнком, вернулась в цех.
   Прежняя начальница цеха, может быть из зависти, из ревности или ещё по каким-то другим причинам личной неприязни предложила ей работу опять простым слесарем, с оговоркой, мол, мы ещё посмотрим, держать тебя здесь или нет.
   От обиды за такое отношение Катя хотела уволиться, но её уговорили остаться в ОТК, заместителем начальника отдела.
   Кстати, у Греты Михайловны и Лидии Викторовны нет никакого специального образования.
   Есть лишь десять классов средней школы и личная, безоглядная преданность Мочиной Элле Александровне, которая и сделала их начальницами участков, своими верными слугами и помощницами, а если точнее сказать, пусть извинят меня за грубость, цепными собаками.
   Во всём они старались походить на неё, руководили с тем же жёстким авторитарным уклоном, подавляя любое инакомыслие, да просто любую самостоятельную мысль на своих участках.
   Меня сначала удивило, а потом сильно расстроило, что рабочие на участке Греты Михайловны даже не начинали работать, пока она не даст им задания, и выполняли его они «от и до», не перевыполняя ни на единицу, хотя на это были у них все возможности.
   - Ведь нас ругать будут, - слышал я ответ на свои вопросы о возможном перевыполнении заданий и выпуске большего количества изделий.
   Работницы, улыбаясь, рассказывали мне, что раньше, при виде Мочиной, они вжимались в стулья, опускали глаза в пол и боялись их поднять пока она не выйдет с участка.
   Пальцы их рук при её приближении начинали дрожать и выпускали детальки, так было сильно воздействие этих вампиров на бедных тружениц, превращённых в почти бессловесных рабынь.
   Важным этапом моего пребывания в сборочном цехе стало изменение мнения руководства завода в мою пользу.
   - Как Вам работается при новом начальнике цеха? - спросил во время одного из своих обходов у рабочих участка сборки замков зажигания главный инженер завода, - Хуже или лучше, чем при прежнем?
   - Стало гораздо спокойнее, - отвечали женщины, с удовлетворением, - Никто на нас не кричит, не ругает по пустякам.
   - Василий Васильевич по имени отчеству к нам обращается, - смеясь, вышла вперёд бойкая сборщица Наталья Михайловна, - А раньше только и слышали: Танька да Надька!
   Николай Михайлович Сомов довольный услышанным ушёл к себе в кабинет.
   Главный инженер завода, шестидесятипятилетний ветеран труда, небольшого роста, плотного телосложения, переживший, как он сам не раз говорил, двенадцать начальников производства и трёх директоров, всегда движется только по течению и никогда против него, если на пути попадалось два течения, он выбирает то, что шире и сильнее.
   Беспроигрышный вариант, и, что показательно, даже сейчас, проработав на заводе полтора года, я не понял, за меня он или против, так всегда непостоянна была его позиция…

   Но вернёмся к нам в цех.
   Резкий контраст в руководстве производством сборочного цеха прежнего и настоящего ещё во многом подыграл мне.
   Забота о быте рабочих, поздравления с Днём рождения каждого, с маленькой шоколадкой  женщин и с крепким рукопожатием  мужчин.
   Красочная открытка каждому Юбиляру и большая шоколадка в подарок, увеличение зарплаты почти из ничего, за ту же, что и раньше, выполненную работу.
   Возможность в любое время взять отгул с последующей отработкой и просто уважительное отношение при встрече – вот то, немногое, чем я воспользовался для улучшения морально-психологического климата в коллективе и восстановления доверия людей.
   Мои действия были понятны и приятны людям, и это в свою очередь принесло большую пользу производству и мне, как новому руководителю.
   Перед праздником восьмого марта меня, начальника производства и начальника ОТЗ вызвал к себе директор.
   - Вопрос сегодня один, - начал это знаковое совещание Петр Геннадьевич, когда все уселись за большим столом в его кабинете, - Будем мы менять начальника участка сборочного цеха или нет, и, если будем, то как? Вам слово Василий Васильевич.
   - Менять начальника участка Сорокину Лидию Викторовну на старшего контрольного мастера Спиридонову Екатерину Викторовну мы будем, - ответил я спокойно и уверенно, - Вопрос этот созрел, но сейчас, перед женским праздником, не стоит портить настроение людям, потому что будут и противники этого решения и сторонники.
   После этого я коротко рассказал, как это всё будет выглядеть, то есть изложил возможный сценарий действий для достижения поставленной цели.
   Этот сценарий одобрили все, только Тулинов Глеб Владимирович, во время всего обсуждения смотрел в стол перед собой и не промолвил ни единого слова.
   Девятого марта был выпущен приказ по заводу, в котором для усиления руководства участком изготовления  клавиш, антенн и переключателей старшему мастеру ОТК Спиридоновой Е.В. поручается руководство выпуском продукции (перечисляются номера изделий) без отрыва от основной деятельности.
   За месяц до этого дня я позвал к себе Екатерину Викторовну и спросил прямо, хочет ли она перейти на работу в сборочный цех.
   - Да, я этого очень хочу, - ответила она уверенно и, не задумываясь, - Мне интересна живая работа на производстве, тем более, что участки Сорокиной я знаю, людей тоже, ведь работала с ними пять лет.
   Беседовали мы около часа на разные темы, и я понял, что уверенность и здоровые амбиции этой молодой женщины основаны не на пустом месте, у неё действительно получится руководить производственным процессом, и будущее руководителя у неё есть.
   Как-то сразу созрело решение, сделать из неё хорошего начальника цеха на замену себе, когда захочу уйти с завода.
   Только одно меня смутило...