День строителя или праздник Нептуна

Надежда Осипенко
Окунаясь в воспоминания своего детства, я нахожу события, которые оставили неизгладимые впечатления. Вряд ли что-то может сравнится по силе эмоций, когда несколько чертей, разукрашенных, лохматых, с гиканьем подбегают к рядом стоящим людям и тащат их в озеро, что -бы утопить.
Да, да, вы не ослышались…именно чертей….

Глава 1

Много лет назад мой дедушка занял участок в посёлке Ленинградской области, который впоследствии приватизировал его сын, а на данный момент по наследству перешёл мне.
Местность была не особо обжита.  В прошлом это 101 километр, куда ссылали отсидевших. Три дома, четыре базы отдыха от предприятий и несколько участков самозахвата, в коих был и наш.
Меня привезли туда в год моего рождения, и каждое лето родители вместе с бабушками и дедом проводили по очереди отпуск, чтобы, детям был свежий воздух, купание и лес.
Время проведённое там самое счастливое для меня.
Недалеко от участка было озеро, чистое, богатое рыбой, с кромкой камыша, песчаным берегом.  Каждая база облюбовала себе участок пляжа и облагородила его, поставила пирс, провела свет, закрепила лодки. В то время озеро было полноводным. С пирса, который был метров семь-восемь от самого песчаного берега, можно было нырять взрослому.
 Сейчас в этом месте ребёнку по грудь, а взрослый даже плавки не намочит.
Самый большой, основательный, на больших чёрных понтонах, был пирс от исследовательского института БИМК. Этим пирсом пользовалась и база от СМУ 53.  Она принимала к себе на отдых работников строительно-монтажного управления, привозя их на большом автобусе в пятницу вечером, и увозя в воскресенье в три часа дня.
Неизменным водителем долгое время был колоритный рыжеволосый мужчина.
Встреча автобуса в пятничный вечер-это ещё одно незабываемое событие для того времени. Каждый его приезд ждали не только обитатели базы, но дети и взрослые, окрестных  дачных домов.
Собирались все в условленном месте, нарядные, счастливые, в каком-то возбуждающем ожидании чего-то или кого-то. Энергетика зашкаливала. Все ждали. Кто-то своих родных, друзей, кто-то просто приходил посмотреть-кто приехал.
В этот вечер по дороге, которая пересекала посёлок, гуляли люди, молодёжь слушала музыку, слышны были смех и разговоры.
Сейчас уже давно такого нет. Две базы разделены на участки. Две-модернизировались и принимают всех, кто платит, а жители дач сидят за своими заборами. Редко прокатится по дороге мотоцикл или велосипед с мальчишками, а уж гуляющих практически не встретишь. Всё на машинах. Проезжают мимо, поднимая пыль или разбрызгивая лужи, которые, несмотря на выравнивание, постоянно образуются в просевших местах проезжей дороги.

Глава 2.

С малых лет я бегала на базу СМУ 53 играть с детьми, приезжающими вместе с родителями отдыхать. Там были и качели, и песочница, и огромная столовая, манящая к себе своими габаритами, и необычный умывальник с шестью кранами и одной длинной раковиной, веранда с телевизором и таинственной лестницей на чердак. Детям не позволяли на неё залезать, а вход на веранду был только с разрешения директора базы или её помощницы.
Директором базы была худенькая, очень живая женщина, бабушка моего местного друга, Вера Ивановна. С её внуком мы в последующем сохраним хорошие отношения, даже когда он уедет с родителями в Германию. Я стала его первой любовью, чистой, детской. А он мне первый, кто подарил букет цветов. Принёс их тайно.  Он умер. Умер в расцвете сил, в 46 лет, оставив двоих малолетних детей, безутешную жену и скорбящую мать, которая не отошла от недавней смерти мужа.
Помощницей же была дама полная, сварливая, властная. Мы её боялись. Но своё дело она знала. Везде был порядок и чистота. Что бы прийти на веранду посмотреть телевизор, нужно было собрать пучок зверобоя, который она сушила как раз на том чердаке, куда вела загадочная лестница и куда был воспрещён вход детям. Каждый ребёнок и взрослый приносил ей эту травку, благо что в полях, свободных от построек, её было много.
Сейчас эту лекарственную траву в наших краях не сыскать. Пропала.
А как она спасала от болей в желудке…

Глава 3.

Каждое второе воскресенье августа начальство устраивало профессиональный праздник своим постояльцем базы. День строителя отмечался театрализованным мероприятием и вечерним застольем для взрослых.
День Нептуна…Как же мы ждали его. Готовили выступление, учили стихи и песни. Ведь будут подарки и угощения.
Суть его была такова: Морской царь Нептун, в него переодевался тот самый колоритный рыжеволосый водитель с базы, его свита-черти и русалки, приплывали из морских глубин, чтобы взять выкуп с жителей, а если не получали, то топили в озере. Выкуп был в виде выступления детей, подростков. Взрослые, если хотели, тоже могли спеть, станцевать, показать сценку. Поощряли медалькой на которой был выгравирован год и конфетами.
Я очень стеснялась выступать, но очень хотела получить медальку.
К сожалению все медальки были утеряны. Если бы мне посчастливилось найти сейчас хоть одну, я бережно хранила бы её, как величайшее из сокровищ. А в свои 17-25 лет не сумела оценить это, выбросила.
В памяти осталось только два моих выступления. На одном я пела песню «Пропала собака», а на другом читала стихотворение про колдунью.  Я до сих пор помню это стихотворение.
-Сидит колдунья, дуется
-На целый белый свет:
-Колдунье не колдуется
-И вдохновенья нет.
-Наколдовала к завтраку
-Из Африки банан,
-Вдруг видит, что из Африки
-Несётся ураган.
-Наколдовала к ужину
-В стаканчике пломбир,
-Но убедилась с ужасом:
-В стаканчике — кефир!
-Ну что за невезение,
-Ну что за наказание —
-Не радует ни пение,
-Ни даже рисование:
-Нарисовала курицу,
-А вышел пистолет...
-Сидит колдунья, дуется
-На целый белый свет.
-А может быть, кто дуется —
-Тому и не колдуется?

Нептун был обмотан сетью, на голове корона и борода из мочалки. И конечно же в руках был трезубец. Сейчас, всматриваясь в фото, видишь всю простату костюма, но тогда костюмы казались отличными.
 Чертями наряжались молодые мужчины от 20 до 35 лет, а русалочками девушки с длинными волосами и стройные.
Быть русалочкой на этом празднике –заветная моя мечта того времени. Я надеялась, что когда вырасту, мне посчастливится быть в свите Нептуна.
Я выросла, но волосы были всегда коротко подстрижены, а праздник прекратил своё существование, потому что люди, организовывающие его, состарились.
Моей сестре, которая на шесть лет старше меня, повезло. В последних годах празднования она доросла до возможности быть русалкой и у неё были длинные волосы.

Глава 4.

И вот, в жаркий августовский субботний день, жители посёлка, отдыхающие собирались на берегу озера Отрадное, на песчаном пляже возле пирса и в волнении ждали начала.
Многие заблаговременно снимали с себя одежду, оставаясь в плавках и купальниках, убирали в мешки часы. Исход был всегда один. И к нему нужно подготовиться.
На трёх или четырёх лодках, в зависимости от количества нечисти, сопровождавших морского царя, подходили к пирсу. Степенно высаживался сам Нептун, а черти и русалки кривляясь прыгали вокруг него.
Зычным голосом дядя Володя, он же Нептун, вещал о своём намеренье собрать дань. Он приглашал детей выступить, а взрослым откупиться.
Когда выступающие заканчивались, Нептун сердился и приказывал своим чертям схватить кого-то из гостей и утопить его в озере.  Черти с гиканьем прыгали на берег и хватали кого ни попадя за руки и ноги. Это могли быть как мужчины, так и женщины.
Когда я была помладше, страшнее момента я не испытывала. Я очень боялась, что меня, маму или папу схватят и потащат в воду. Ведь человек мог стоять в одежде, это не мешало его окунуть.
Все визжали, убегали, смеялись. А я в страхе жалась к маме. Детей не хватали. Это я поняла, когда подросла. И ничего страшного не было в том, что тебя в халате или брюках бросят на мелководье в воду. Но всё это я поняла позже.
 
Глава 5.

Милые сердцу люди, весёлые деньки, жаркое лето, открытые, общительные соседи и приезжающие на отдых, пыльная дорога, дощатый пирс, день строителя….
Всё осталось в прошлом. Всё изменилось. Поменялся начальник базы, сменился водитель, изменился контингент приезжающих, я выросла и у меня появились свои интересы, поля разделили на участки, построились заборы и дома, озеро обмелело, заросло, берег подмыло. Нет того общения, единства. Остались только воспоминания, эмоции и фотографии.
Я рассказываю своим детям про то, как отмечался день строителя в моём детстве. Муж удивляется, как совершенно чужие люди, на свои средства сооружали костюмы и устраивали праздник для всех живущих в округе. Сын пишет сочинение, по рассказу мамы, а у меня, вдруг снова просыпается творческая энергия и я сажусь писать, отдаваясь воспоминаниям.