Тайны усадьбы Дубровицы. Вайскуле. 2. Во дворце

Наталья Банецкая
Предыдущая часть  http://proza.ru/2022/01/13/1644
    Ночь Влад провел в Дубровицах. Он с удивлением наблюдал, что актера нанятого на роль Матвея Александровича, как это сказать помягче сказать - крыша поехала. Граф метался по своей библиотеке и все говорил, говорил.
- Слушай, тут весь дом в портретах, и они за мной следят.
- Шутишь?
- А намедни сижу себе в будуаре. Вдруг с портрета сходит наша императрица, царствие ей небесное. Я оторопел. А она и говорит , что ты, дескать, конечно, на Матвея похож, но не он.
- Уж я ли сына своего не узнаю?»
- Как сына? - спросил Влад.
- А она мне говорит, что отец Матвея был её любовником. Её тогда около шестидесяти было, а ему даже тридцати не было. Представляешь? И вот она мне рассказывает:
« Ему, проказнику, велено было в минуты любви себя сдерживать , а он не смог. И я попала в своем возрасте в смешную ситуацию, но отомстить я решила по-своему. Подговорила своих фрейлин- на кого Сашенька мой клюнет, ту озолочу. А сама ему путь в мою спальню прекратила.
Он пылкий, месяца два держался. Потом на одном из утренних туалетов одна из моих фрейлин вытолкнула его на середину комнаты бухнулась в ноги и поведала мне о, том, что безумно любят они друг друга. Сашенька только краснел и конфузился. Я, конечно, её одарила, повенчала их с помпой  и спровадила подаренное Рязанское имение, куда через полгода отослала  последний подарок – нашего с Сашей сына. Разрешила молодым поселиться в Дубровицах близ Москвы, с условием, что они из губернии выезжать не будут.  Так они сразу сына в охапку и в Москву веселиться. Покрестили ребенка по дороге в Москве. В восприемники первого попавшегося прохожего взяли- зеленщика, кажется.  Уж сколько слезных писем мне Сашенька не писал- все просил вернуть его ко двору, я его не простила.
- Ничего себе история. Значит эта байка с его портретом правда? – удивился Влад.
- Что за история?
-Матвей, ты её не слышал?
- Тьфу , никак к своему новому имени привыкнуть не могу.
- Да я тоже. То Влад, То Вадим. Когда англичанин Доу, знаменитый портретист, стал писать портреты для галереи героев 1812 года, ему привели генерала Дмитриева- Мамонова для позирования. А он и говорит: «А что ему позировать?  Вон есть портрет императрицы в мундире, с него и спишу». У Александра Первого был после этого разговор с Матвеем, после чего он спешно уехал в Дубровицы и перестал выезжать в общество, бороду отрастил.
- Вот как? Так это тебя рассказ призрака привел в такое волнение?
-Не только это. Потом императрица приказала подать ей кофе. Я слуге приказал поднос у двери поставить, а слуга и спроси- У вас гости?
- А ты что?
- Послал на конюшню, выпороли. Но я не об этом, дальше пошла такая vulgarit;. Нет, мне, конечно, известно о свободе нравов при дворе, но... Поставил я кофе на стол, а она и говорит, что это её привычка, кофе до или после, как получится. И представляешь стала снимать с себя…
Тут Влад  залился таким смехом, что Матвей на него зашипел:
- Что ты так смеёшься -услышат.
- Кто? Портреты?
- Издеваешься? Так вот мне было приказано каждую ночь являться в Гербовый зал на игру в карты. Каждую, кроме полнолуния. А в полнолуние мне приказано сидеть тише мыши. Вот я тише мыши сижу в библиотеке каждое полнолуние , а управляющий мой там прислуживает кому-то. Кому?
-Ну так выясни.
— Вот ты сегодня туда со мной и пойдешь и выяснишь, раз втравил меня в эту историю.
- Я втравил? А кто мне говорил, что он- дворянин- с голоду пухнет, что имение продано за долги, что с актерства денег нет.   Нет уж, назвался груздем, так давай отрабатывай свой хлеб.
- Ну ты сегодня со мной пойдешь в Гербовый зал или нет?
- Не мне стоит смотреть на эту зарубу. Сегодня нет, извини, брат, все-таки первая брачная ночь с этой барышней.  Через неделю заеду к тебе. Кстати, её на игру в Гербовый зал ты точно можешь пригласить, она даже не удивится. Но тебе я запрещаю ходить в Гербовый зал. Слышишь? Запрещаю. Сними все портреты на фиг и живи в свое удовольствие.
- Так они дом разнесут, я тебе говорю -стены качаются.
-А надысь, на дворе, чой та грохотало, а как вышел я на двор, оно перестало, – рассмеялся Влад.
- Ты зря смеёшься, надо бороться хотя бы за свой кусок. Ты знаешь, что мне на содержание положено всего 200 рублей в год? Это мне управляющий написал в ответ на мое требование денег.
-Зачем тебе больше? Тебя кормят, одевают? 200 рублей на развлечения, достаточно.
- А  игра каждую ночь?  Я-то думал-заживу, а тут жалование мелкой сошки. А доходы от имущества графа двадцать тысяч в год. Думаешь куда эти деньги идут? Управляющий их в банк возит, сдает их в масонский банк.
Влад встал чтобы уйти, одернул сюртук одел цилиндр, к которому он никак не мог привыкнуть.
Внимательно посмотрел на Матвея, ему и в впрямь стало казаться, что он не в своем уме.
         По досужему мнению, новоявленный  Матвей вел себя странно: в свет не выезжал, почти никого не принимал, балов не устраивал — это при его-то капиталах.  А новоявленный Матвей Александрович продолжил эту традицию- днем просиживал в библиотеке, там же и спал, а ночь проводил в Гербовом зале.  Он целыми днями читал письма и дневники графа и настолько вошел в его роль, что стал заноситься и вести себя вызывающе.  Соседа, который нелестно отозвался о нем, он письмом вызвал на дуэль. А когда тот не ответил, он въехал в его дом на лошади, плетьми отхлестал его слугу, который пытался объяснить ему, что барин, де, его письма не получал, потому что отправился в полк днем раньше. Когда к нему приехала сестра, он отказался с ней встречаться (это-то как раз понятно - боялся, что она его не признает). Но зачем же выгонять сестру из дома так грубо.  А еще в ответ на письмо губернатора, который обратился к нему как к равному «Милостивый государь», а не «Ваше Сиятельство», он отправил письмо, в котором он исписал листов пятнадцать не меньше: «Милостивый Государь, Милостивый Государь, Милостивый Государь…»- и так далее на всех пятнадцати листах. В общем , вошел в роль.
Всем кроме его лакея и Влада было запрещено появляться в его доме без приглашения, из которого он не показывался днем. Свои распоряжения управляющему он передавал через лакея письменно. В общем он повторял точь-в-точь, все что совершил бы настоящий граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Это удивляло Влада, он же ему ничего не рассказывал о том, что ждет в будущем этого актера, согласившегося сыграть роль Матвея.
Однажды он застал графа в жарко натопленной библиотеке.
- Ты послушай, что я написал в своих дневниках пять лет назад, - он принялся читать ему выписки из протоколов массонской ложи « Союз Русских Рыцарей». А еще вот тут издание устав «Союза  Русских Рыцарей», список всех членов ложи. Орлов, Вяземский… тут почти вся наша знать. А еще новая Конституция России. Ограничение самодержавия, выборный совет. Представительство всех сословий.
-Ты написал? Остановись, это не твои мысли, -Влад смотрел в перевозбужденное лицо актера, до такой степени вошедшего в свою роль, что Владу сделалось за него страшно.
- Что значит, остановись? Я собираюсь продолжить его … нет, мое дело. Я написал статьи и собираюсь собрать заседание.
- Хорошо, хорошо. А что у тебя в Гербовом зале?
И тут он увидел страх в глазах актера.
- А там, там…
- Ну что там? Говори же, наконец, черт возьми.
-Каждое полнолуние сюда съезжается карет сто, не меньше, и тишина стоит до утра.  А с рассветом все разъезжаются.
- Ну, а в обычные дни?
- А в обычные дни постоянный стук по ночам, ты запретил мне туда заходить. А я вчера зашел.
-И?
- А там милая компания. Играют в карты.
- Ну хорошо.
- Чего же хорошего если каждую ночь у тебя в карты играет императрица Екатерина Вторая со своей свитой.
- И что же ты сделал?
-Что, что? Сел играть с ними.
-И как ?
- Выиграл. Думал мне привиделось, нет. Утром это золото, а там расплачиваются только золотом, я отдал в оплату расходов своему лакею. Он послал эти монеты в оплату купцам.
-Ну.
- Они приняли.
-А как ты играл с привидениями?
-В том то и дело, что это не привидения, я даже уколол одну фрейлину, булавкой. Так она закричала и у нее кровь выступила. Я прощения просил, руку ей целовал- рука теплая. Теплая.
-Забавно, меня возьмешь в игру?
- Конечно, они пригрозили, если я к ним являться не буду, они все имение разнесут. Они не шутят, предыдущую неделю вообще стены тряслись. Так что ночью я в игре, а днем отсыпаюсь и Конституцию пишу.
- Ну, ну - Влад решил, что пусть уж лучше он Конституцию пишет, чем окрестных помещиков плетьми стегать.

Продолжение http://proza.ru/2022/01/21/1141