И на века

Рая Кучмезова
«Озду-кетди деме да, ычхындырдым де»
«Не говори-мимо все прошло, скажи - я упустил».
О времени, о том, что в нем исчезло бесследно, о слабости, привычке человека искать виноватого не в самом себе, о неизменности и бессмысленности этих поисков так изящно, иронично, легко.
И на века.

«Къулну къулакъ толу сезю болур, уялмагъан бети болур»
«Слов  раб иметь столько, что ущелья может заполнить, а со стыдом не знаком.»
У балкарцев много пословиц о разном проявлении клейма слуги, лакея, раба и речь в них редко  о сословии.
О человеке без стыда, чести, но с сундуком из слов.
 Собрал, подобрал их много, научился расставлять, в ударениях не ошибаться и машет ими , трубит - а  ущелье слушает, или делает вид, что слушает.

«Кошда ие болмаса, ит тереге минер»
Если нет хозяина в коше, на почетное месте сядет собака.
Кош у балкарцев часть мира, жизни и в ней - собака, необходимое для защиты от волков, воров существо. Но за порог она не переступит никогда. А может и на почетное место сесть, если поймёт, что её час, что  хозяин силу растерял, или потерялся где-то.
 
-Кто не смотрит — не увидит, кто не испытает — не узнает, - сказал  давным-давно безымянный балкарец.
Къарамагъан —кермез, сынамагъан — билмеймез
Дорогие мои люди и да будет в увиденном вами —утешение, в узнанном — спасение, дорогие мои, только справится нам с этой зимой и будет май и молитва большого дерева, вновь зацветшего будет посвящена всем нам  тоже...
Аллах, болуш абзырагъанлагъа.

-Аллах тюз эштсин. Айтханымы угъай - айталмай къалгъан, айтыргъа  керекли, алай айтыргъа жарамагъан сезлерими.
 (Пусть Аллах правильно услышит не то, что сказала, а то что, сказать не сумела и то, о чем сказать надо было и сказать нельзя)
Услышала эту просьбу мамы случайно. Давно. Забыла. И так часто теперь вспоминаю её.
Многого не говорю.  Вот этому научилась — молчать. Потому, что каждый своё слышит. И видит своё. И жить хочет. Хорошо жить. А вокруг  одни зеркала кривые. И  чума, и пир, и серость в ярких перьях,  и превращения  внезапные и не узнаешь знакомых…
Чему жизнь долгая не научила — делать вид, что узнаю, говорить нужные слова, не отворачиваться при встрече с мутными, пустыми глазами.
Должна была ведь научиться.



"Мен десенг - эринлеринг окъуна бирге тиедиле"-
"Когда говоришь - я (мен) и губы прикасаются друг к другу".
Не радует это правда. Но она живет в народе.
Неоспоримо — прикасаются даже губы.
 Зримо, сжато, художественно кто-то вычеканил  такую формулу любви к себе.
Огорчает она.

«Къулну къулакъ толу сезю болур, уялмагъан бети болур»
«Слов  раб иметь столько, что ущелья может заполнить, а со стыдом не знаком.»
У балкарцев много пословиц о разном проявлении клейма слуги, лакея, раба и речь в них не о сословной  их принадлежности
О человеке без стыда, чести, но с сундуком из слов.
 Собрал, подобрал их много, научился расставлять, в ударениях не ошибаться и машет ими , трубит - а  ущелье слушает, или делает вид, что слушает.


Оглядываюсь на октябрь.  Не был таким он или я не помню.
Обливал светом, теплом, золотом.
Звал и ты понимал - преступление не отозваться на такой зов. И навстречу. От всего отмахнувшись  - навстречу.
Шелесту, шопоту, звону в тягучем, янтарном времени.
Последний день. Каждый приходил, как последний день на земле.
Все сегодня - огромность неба, танцы облаков белых на густой сини,  новизна выбеленных трав, листьев опасное пламя, опасное до самозагорание, высота и глубина, полнота, прочерченность смыслов во всем, что встречало тебя, если выходил ты к тому, что плескалось, звенело в октябре ушедшем.
С его протянутыми подарками и высотой в глубине, и глубиной в высоте...

Курман байрама в переводе с арабского праздник жертвы.
Жертвы во имя.
Всевышнего, сына, рассвета тихого на земле, внучки — у каждого имя своё.
Когда есть это - Во Имя - жертва имеют смысл.
Только тогда и имеет.
Не большая жертва за малое,
— большая за большое.
Меньшее за огромное.
Заклание животных происходит всегда.
Только один день в году в мусульманском мире эти действия освящены особой молитвой и посвящением.
И да будет всегда Имя в душе и спасение будет не запоздалое...
Сознательно, бессознательно, вольно, не вольно человек жертвует, он обречён на жертвенность.
Иначе бы была бездомность одна.
И пусть будет ему дано увидеть праздники своих жертвоприношений, которые задерживают смерть.
Один из смыслов Курман байрама, думается и в этом. Он заложен и в само поздравление:
Оразагъыз къабыл болсун, ажалыгъыз сабыр болсун.