О Донском торговом пути и других дорогах - 4

Мария Соловьева 3
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ.  "Любовь, братство, вечный миръ" и новые  дорожные пути.

Несмотря на то, что в 1494 году Литовский великий князь Александр стал зятем Ивана III, а 5 февраля 1494 года между ними был заключён «Вечный мир», год 1500-й ознаменовался конфликтом великого князя Иван III  против Великого княжества Литовского. 
Победа Ивана III в 1487 году над Казанским ханством и другие его внешнеполитические успехи, сподвигли ряд уделов бывшего Черниговского княжества, находившихся в вассальной зависимости от Литвы, перейти на службу к московскому князю: в  конце 1499 – начале 1500 гг. великий князь Иван Васильевич принял в свое подданство  князей:  С. И. Бельского, В. И. Шемячича и С. И. Можайского с их уделами. Это означало нарушение «вечного мира» 1494 года. В апреле 1500 г. война была объявлена - русские войска выдвинулись для занятия перешедших к русскому государству уделов.
Судя по всему, Александр пытался вести дипломатические переговоры, но результата они не давали.
Крымский царь Менгли-Гирей и Великий князь Иван в это время были в крепком союзе. Менгли-Гирей, назвавший в своем ярлыке Великого князя Ивана "братом", давший "кр;пкое слово, шерть (клятву)" в дружбе и взаимопомощи,  прислал к Великому князю список грамоты, полученной им от обиженного Александра. В ней было сказано: «коли онъ намъ, зятеви своему, слова своего, докончаніа и присяги не дръжалъ: чи бы пакъ онъ им;лъ теб; то долго держати? а онъ што и братьи своей роженой под;лалъ также черезъ присягу свою, и какою ихъ смертію уморилъ? и инымъ сус;домъ своимъ то чинитъ» (Д;ла Крымск. No 2, стр. 762).
 Менгли-Гирей пишет къ Иоанну: «ко мн; съ пустыми р;чми посылаетъ (Александр), а въ Орду посла послалъ, и мои люди того въ Азов; вид;ли» (Д;ла Крымск, стр. 758).
"Стефанъ Молдавскій (въ 1501 году) вызывался быть посредникомъ между Вел. Княземъ Литовскимъ и Менгли-Гиреемъ; но посл;дній никакъ не хот;лъ заключить мира безъ своего друга, Іоанна."- отмечал историк Карамзин.
 1500 года, августа, 11 было послано Посольство от  великого князя Ивана Васильевича - к  царю крымскому Менгли-Гирею с сообщением, что на условиях, которые ставил Менгли- Гирей,  "... князь велики Александр миру не хочет, а с нашими недруги с Ахматовыми детми ссылается, наводит их на нас. А которые послы Ахматовых детей и ныне у него, и он тех послов в орду отпущает, да и своих послов к ним посылает, а в своем слове не стоит, что к нам приказывал, с тобою миру хотел; и коли с тобою с нашим братом миру не хочет, ино и яз с ним миру не хочю тебя деля, а хочю с тобою с своим братом, по своей правде, на него быти заодин. И пришлет к тебе князь велики Александр о миру, и ты бы с ним миру не имал; а кого к тебе пришлет и ты бы того изымал. "
Более того, Иван III, ссылаясь на то, что Литовский великий князь находился в союзе с Ливонией и Большой Ордой Ахматовичей, призывал и Менгли-Гирея идти  на литовские земли войною, чтоб он шел "за Днепр [315] к Слуцку, к Пинску", а к Чернигову и Рыльску не ходил, потому что эти города теперь уже принадлежат великому князю" (Д. Крымск. № 2, стр. 726-737).
Перечисляя литовские города, "которые поимали воеводы великого князя" войной, Иван III сообщал далее царю крымскому о городах, перешедших добровольно в подданство  великого князя Ивана Васильевича :
"Брянск, город Мченеск, город Серпееск, город Дорогобуж, город Опаков, город Почап, город Радогощы и иные городы и волости. А князь Семен княж Иванов сын Андреевича приехал с городы: с Черниговым, с Стародубом, да с Гомьем, да с Любичем. А князь Василей княж Иванов сын Дмитреевича Шемячичь приехал с городы: с Рылском, да с Новымгородком с Северским и со многими волостями. А Трубецкие князи с городом с Трубецком и с волостми. А Масалские князи с городом с Масалском и с волостми. А князь Семен Иванович Белской с своею отчиною."
В результате значительного расширения территории, у русского государя открывались возможности для развития западных дорожных путей на отошедших от Литвы вотчинах, по северским землям, в обход Муравского шляха, на котором промышляли разбоем "Ахматовы дети".   И уже с начала 16 века в подорожных грамотах и наказах послам, посланным в Крым, появляются записи, подобные приводимой ниже, по которой можно отследить новые пути перемещения посольских миссий и торговых караванов:
" А первой стан послам от Москвы в манастырском селе в Симановском в Сосенском; а другой в Спаском селе в Сакове; а третей на Лопасне, в Феодорове селе Василчикова, или в Хрущова селе; а четвертой в Грабыни в Серпоховском; а пятой на Полее в Торуском; а шестой в Лисине, в Колужском; а семой в Колузе, а осмой в Воротынску; а девятой в Серенску; а десятой на Брыни..."    Далее послов провожали через города : Брянск, Трубетск, Стародуб и в вотчину князя Шемячича , в Новгород Северский , с наказами каждому князю этих городов:  "чтобы по своей отчине велел послом корм давати, да и людей бы своих послал ...проводити  послов...да и на путь бы велел корму дати великого князя татаром полтретьи четверти толокна а полтретьи четверти круп; а царевым Менли-Гиреевым татаром две четверти толокна да две четверти круп." " А имати  корм ... на станех во чиих селех ни буди; а где прилучится стан на яму, ино имати у ямщиков; а на Брыни у князей у Мезетских, у князя у Семена и у князя у Михайла и у Говдыревских князей...А во Брянску ... взяти корм на яму, а от Брянска по дорозе, где лучится им стати на стану, ... давати корм потомуж и до Трубетска; а в Трубетску взяти  корм у князей у Трубетских, у князя Андрея с братьею и с братаничи. Да отколе будет пригож, и  ехати с грамотою ко князю к Семену к Стародубскому, да от великого князя ему поклон правити и грамота подати и речь говорити, чтобы по своей отчине послом велел корм давати, где ся лучит, да и людей бы своих послал ...послов проводити. А оттоле  ехати ко князю к Василью Шемячичу, да от великого князя ему поклон правити, да грамота подати, да и речь говорити, чтобы по своей отчине велел послом корм давати, да и людей бы своих послал ...проводити  послов, да и на путь бы велел корму дати великого князя татаром полтретьи четверти толокна а полтретьи четверти круп; а царевым Менли-Гиреевым татаром две четверти толокна да две четверти круп."
Кроме того, из данного текста отчетливо видно, что в каждой вотчине, присоединенной к Москве,  в проводники для русских посольских миссий назначались свои, местные провожатые, что вполне логично для  разделенной на отдельные малые "государства" территории. Проводники, по всей видимости, были не только указателями для правильного направления перемещения путешественников, но и отслеживали перемещение приближающихся татар-грабителей, прочих "военных людей", и охраняли от шалостей местных разбойных шаек, т.е. выполняли все те функции, которые в конце 16 века были централизованно оформлены  в государственную систему станичной и сторожевой службы московского государства.
Крайне удивительно мнение отдельных современных исследователей на тему "проводники (вожи) на просторах Муравского шляха" , да и о самом Муравском шляхе. Например, исследователь и блогер Андрей Словохотов, (активно позиционирующий себя единственным на сегодня знатоком Муравского шляха, на практике и по документам изучающего шлях), со ссылкой на мнение В. Г. Загоровского, который  заметил, что по Муравскому шляху на Русь  "весной 1507 г. войско крымских татар, возглавляемое Муххамед Гиреем,  вели литовцы" , делает очень неоднозначные выводы следующего содержания:
1."Муравский шлях раньше противостояния Крыма и Москвы не существовал . То есть до 1507 года. Впервые упомянут в 1555 году";
2. "не только "крымские татары пути к Московскому государству не знали, но и  москвичи. Его придумали заново с помощью литовцев" .
Свое "революционное" мнение этот исследователь подкрепляет документом от 1501 года:
 "В марте 1501 г. князь Мосл Загрязский получил следующие инструкции:
А о князе же о Федоре послал князь велики ко князем Мосла Загрязского:
Говорити от великого князя князю Семену Ивановичу Стародубскому Мослу Загрязскому. Князь велики повелел тоби говорити: послал есми посла своего князя Федора Ромодановского к Менли - Гирею царю в Перекоп: и ты бы съехался с князем с Васильем с Шемячичем, где будет пригоже, да с ним есте поговоря выбрали своих людей таких, которые гораздо знают на поле: ты бы выбрал своих людей, колко будет пригож, и князь Василий своих людей, да послали бы есте их проводити посла вашего князя Федора до Перекопи. А не будет у тебя таких людей, ино бы князь Василей выбрал у себя таких людей, Путивльцов ли, Рылян ли, кои гораздо знают на поле, да посласли бы есте их проводити посла нашего князя Федора до Перекопи. А наказали бы есте тех людей, чтобы нашего посла провели такими дорогами, чтобы как дал Бог им здорово его допровадити до Перекопи, да то есми положил на вас. И вы бы нам тем послужили, чтобы есте однолично выбрав послали с ним таких людей, чтобы дал Бог здорово нашего посла князя Федора допроводили до Перекопи; а выбрали бы есте тех людей неславно, чтобы ся про нашего посла не отзозвало в Киев и в Черкасцех, как бы им на пути пакости не учинили... Да как те ваши люди, проводив князя Федора, к вам приедут, и вы бы одново из них, или дву, прислали ко мне часа того на подводах."

То есть Андрей Словохотов утверждает, что русского посла Федора Ромодановского в 1501 году везли в Перекоп  к Менли - Гирею   именно Муравским шляхом, весьма опасным из-за набегов "Ахматовых детей",  протяженных и безлюдных просторов которого москвичи не знали, поэтому они и нанимали в проводники (вожи)... литовцев,  с которыми русское государство на тот момент было в противостоянии! Видимо, Андрей Словохотов просто не допускает существование других дорог из Москвы к Перекопу,  альтернативных Муравскому шляху, но,  при этом, и самого шляха на  тот момент, по мнению исследователя... не существовало !  Исследователь Муравского шляха запамятовал, что князь Семен Иванович Стародубский был в 1501 году в подданстве  великого князя Ивана Васильевича, как и князь Загрязский, т.е. "литовцами", в вассальной зависимости от Великого княжества Литовского, они  уже не были!
Не подозревает Андрей Словохотов и что Муххамед Гирей шел весной 1507 года к  Москве вовсе не с дружественной целью по Муравскому шляху, поэтому он нанял для похода на Русь своих союзников, литовских проводников (вожей), а не русских. 
И, наконец, главный знаток Муравского шляха не может даже допустить мысли, что еще более чем за 600 лет до его исследований, из Крыма Муравским шляхом в Елецкое княжество пришли орды Мамая, прошли сакмой  княжество и, форсировав Красивую Мечу и Птань, проникли  в междуречье Дона и Мечи, в современные земли Лебедянского и Данковского районов, Липецкой области, где и произошло знаменитое Донское сражение (Куликовская битва).

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ )