8. 10. Пушкин Роковая ошибка

Поль Читальский
8.10. Роковая ошибка Пушкина - ноябрьский отзыв вызова на дуэль д-Антеса

4 ноября Пушкин направил не мотивированный вызов Дантеса на дуэль.

6 ноября Пушкин дал согласие на просьбу ван Геккерна  о двухнедельной отсрочке стрельб.

17 ноября 1836 года по итогам переговоров сторон  (секундантом Пушкина был граф Соллогуб, а д’Антеса  - виконт д'Аршиак) с целью достижения перемирия  Пушкин написал письмо Геккерна следeющего содержания:
«Я не колеблюсь написать то, что могу заявить словесно. Я вызвал г-на Ж. Геккена на дуэль, и он принял вызов, не входя ни в какие объяснения. И я же прошу теперь господ свидетелей этого дела соблаговолить считать этот вызов как бы не имевшим места, узнав из толков в обществе, что г-н Жорж Геккерн решил объявить о своем намерении жениться на мадемуазель Гончаровой после дуэли. У меня нет никаких оснований приписывать его решение соображениям, недостойным благородного человека.
Прошу вас, граф, воспользоваться этим письмом так, как вы сочтете уместным.
Примите уверения в моем совершенном уважении. А. Пушкин.
17 ноября 1836 года» (XVI, 188, 396).

Он подтвердил то, о чем его просили секунданты.   

Почему эти несколько строк с отзывом вызова на дуэль имели уже через два месяца  такие  трагические последствия?

Барон А. Н. Вульф записал в 1842 в своем дневнике: «он…знаменитый – погиб жертвою неприличного положения, в котором себя поставил ошибочным расчетом».

По мнению Э.Герштейн (см. К истории смертельной дуэли Пушкина) этим ошибочным расчетом оказалось именно это письмо АСП об отзыве вызова на дуэль в ноябре! Интриганы умело использовали его как бумеранг для обвинения поэта в трусости. Получив анонимное известие, что его прославляют по всей стране как злобного труса, АСП понял от кого исходят теперь эти письма. 

Первый ноябрьский пасквиль не имел такого решающего значения во всей дуэльной истории, какой ему придают до сих пор. Эта пиеса с участием  Царя, НН и АСП была отыграна, все (включая гения) поняли ху-из-ху в ней и, как им казалось, сошли со сцены, сорвав жидкие аплодисменты и вызвав злобное улюлюканье черни.   
Решающим событием для «провокации вызова» через оскорбление Пушкиным Геккерена было известие, что имя Поэта поносят как труса и кокю из-за отказа от первой дуэли (письменного отзыва вызова в навязанной ЖШД редакции!).   Это взбесившее АСП окончательно известие и стало главной и решающей причиной погибельного поведения поэта, защищавшего свое оболганное и позоримое подлецами имя.

Вот какие воспоминания об это оставили современники и очевидцы:

 (здесь фотокопия двух страниц из воспоминания Смирновой-Россет ... )

 
 Не до конца продуманное письмо с отказов вызова на дуэль  стало орудием шантажа, клеветы  и интриги, завершившей всю дуэльную историю вызовом Геккернами Пушкина на дуэль.

Пока Пушкин в салонах рвал на себе волосы и метал искры гнева, его противники планомерно строили западню, готовили доспехи в виде изготовленного Жозефом д-Антесом кирас-корсета под мундир, продолжали компрометировать жену поэта и вели клеветническую компанию к удовольствию столичного бо-монда, откровенно ненавидевшего незадачливого ревнивого и смешно выглядевшего мужа-кокю
 

На дуэли 17 ноября Пушкин защищал свою честь  дворянина, обвиненного заговорщиками в трусости.