Внутренний зажим

Людмила Файзуллина
I

НАЧИНАЮТСЯ БЕДЫ С ГОЛОВОЙ.

Запись от 12 ноября 2020-го года.

Одно из расстройств моей души – это соседи алкоголики. И я давно волей-неволей прислушиваюсь к их пьяным крикам на лестничной клетке и хлопанию их двери.
И что-то мне действительно от этих соседских звуков в последнее время стало совсем нехорошо. И я начала постоянно испытывать тревожность и плохо спать. Похоже, во мне уже закрепилось это нервное состояние, которое не перешло бы в депресняк.

Дома плохо, тревожно из-за того, что я часто слышу голоса маргиналов. Ведь стены-то у нас всего ничего. А выходишь в подъезд, там ещё хуже: вонь и опять же «любимые» соседи могут сидеть на этаже.

Куда лучше на улице. И я чаще старалась уходить из дома туда. Но не будешь же всегда находиться на улице. Ты всё равно возвращаешься домой. А дома очень и очень неуютно.

Во второй раз у меня такое состояние. Первый раз после родов меня накрыло.
И никому я о своём состоянии не расскажу, только вам, уважаемые читатели. Почему больше никому? Я сейчас же вам всё объясню.

После первого своего нервного расстройства я очень здорово похудела. И как раз в этот период повстречала на улице свою одноклассницу Наталью.

Одноклассница Наталья сразу же поинтересовалась, как я так здорово исхудала. А я ответила ей, что у меня очень плохо сейчас с нервами. Потому и похудела так сильно.

– А мне, кажется, ты с жиру бесишься, – только и сказала Наталья.

И мне после этих её слов стало совершенно ясно, что о душевных своих неполадках лучше никому и не говорить. НЕ ПОВЕРЯТ! НЕ ПОЙМУТ! СКАЖУТ, ЧТО ДУРАКА ПРОСТО ВАЛЯЕШЬ!

Но, тем не менее, состояние это совсем не легкое и не весёлое. И длится оно порой не неделями, а долгими и тяжёлыми месяцами.

II

НЕ ХОЧЕТСЯ ПРОСЫПАТЬСЯ ПО УТРАМ.

18 ноября 2020 года.

Теперь мне просыпаться по утрам совершенно не хочется. Чего мне делать в этом новом дне? Там всё равно всё не так, как я хочу. И ничего мне с этим не поделать.

Думаю, что депрессия и начинается тогда, когда человек осознаёт, что изменить обстоятельства не в силах. А я пыталась их изменить. Я старалась не обращать внимания на вопли алкашей за стеной. Но, кажется, они опять орут. Да, так и есть. И мне становится страшно. Озноб пробегает по всему моему телу.

Да, уже во второй раз у меня психическое расстройство.

Зазвонил телефон.

Звонил муж. Поинтересовался, ела ли я сегодня хоть что-нибудь.

Нет. Не ела. И ничего не хочу. Хотя нужно всё-таки пойти на кухню. И хоть чего-нибудь да пожевать. И я кое-как сажусь на диване, надеваю тапки и плетусь к плите. Кое-кое-как выпиваю полкружки чаю с одной печенюшкой. И всё, хватит есть. Более всё равно в меня не влезет.

И я снова ложусь на диван.

III

СТРАШНЫЕ СНЫ.

19 ноября 2020 года.

9 утра. Звонок и стук в дверь.

Это служба газа. Я на днях видела объявление в подъезде. Ну их на фиг. Не открою. А лучше посплю ещё.

Как и всегда теперь, просыпаться мне по утрам совершенно не хочется. Хотя сплю я тоже нехорошо, беспокойно. Но всё же порой забываюсь.

Через час я всё-таки встаю. Кое-как умываюсь. И задумываюсь, а не довериться ли мне психотерапевту. Хотя особо я в этих специалистов и не верю. Но в первую свою депрессуху я курс психотерапии прошла. И кое-чему полезному я, в общем-то, научилась.

Помню, я тогда много болела и очень боялась умереть. И из-за этой моей боязни возник сон. Один и тот же сон снился мне каждую ночь.

Вот я пробираюсь сквозь кладбищенские оградки, пытаясь найти выход. Мне страшно. Но я говорю себе: «Ничего. Рано или поздно выход найдётся. Нужно только идти»

Но идти не так-то просто. Я стараюсь не смотреть на памятники, но... в некоторых местах могилки находятся так близко друг от друга, что протиснутся между ними нет никакой возможности. И мне приходится останавливаться и осматриваться по сторонам.

И вот тогда мне на глаза попадаются могилки моих знакомых и родственников.

Вот, к примеру, холмик Славика. Со Славиком мы учились в одной школе. И я ясно вижу его дату рождения 1971 год. Но совершенно не могу разобрать дату смерти. Она чем-то заляпана. И я слышу при этом жуткий смех. Кто-то смеётся над тем, что я ничего не могу разобрать. Да на самом деле, у Славика нет никакой могилки. Славик жив и здоров.

И я иду дальше. И натыкаюсь на холмик ещё одного знакомого. И со мной происходит та же история. Знакомый жив. И дата его кончины так зачёркнута, что её тоже не разобрать. И опять этот смех!

Наконец, я вижу свою могилку. Здесь моя фотография, есть дата рождения. Да и дата смерти тоже есть, но она начинает расплываться на моих глазах. И, конечно же, я слышу издевательский смех!

После этого я просыпаюсь в поту. И мне ещё долго не по себе. Хотя тогда мне постоянно было не по себе. Впрочем, как и сейчас.

IV

КАК ПРЕКРАТИТЬ СТРАШНЫЕ СНЫ.

Я рассказала об этом страшном и каждую ночь повторяющемся сне своему психотерапевту.

– Самый простой способ прекратить такие сновидения – это превратить сон в съёмку фильма. Будто бы ты актриса и ты идёшь по этому кладбищу. И это всего лишь съёмка. Снимаются всего лишь несколько кадров.

И психотерапевт посоветовала мне, проснувшись, снова закрыть глаза и вернуться на кладбище. Но уже представляя себя актрисой. И прокрутить этот сон.
И сон должен уйти. Уйти навсегда.

Но на деле вышло совсем не так. А вышло ещё лучше.

Мне опять приснился этот сон. И опять кто-то смеялся надо мной. Но я прямо во сне вспомнила, что это снится мне уже много раз. И этот кто-то много раз уже смеётся надо мною.

«Да как же ты достал!» –подумала я. И крикнула:
– Надоел! Немедленно показывай мне вторую дату, дату смерти! И никуда я не уйду, пока не покажешь!

И я впилась глазами в памятник. И о чудо! Я вижу обе даты!

1975-206...

Последняя циферка всё-таки расплылась!

– А последнюю цифру! – что есть мочи крикнула я.

– Нет уж. Последнюю никак не положено, – немного грустно сказал голос.

И я проснулась.

И этот сон оставил меня навсегда. Я перестала бояться смерти. Ведь если предположить, что последняя циферка самая маленькая – ноль. То выходит, что я буду жить до 85-ти лет. А если не ноль, то проживу ещё и дольше. Так чего же тогда бояться?

Вот так вот вышло тогда. Может быть, и психотерапевт правильный совет дала. Может, тоже её методика работает. Но у меня, повторюсь, вышло по-своему.
Сходить что ли и в этот раз к специалисту? Надо подумать.

V

ПРИШЛА К ПСИХОТЕРАПЕВТУ.

И всё-таки я потащилась в поликлинику. Спросила в регистратуре, есть ли у них на данный момент какой-нибудь психотерапевт. А девушка-регистратор почему-то улыбнулась, и тут же захихикав, сказала:
– А! Вам нужно Фиалкина. Есть у нас такой.

И назвала номер его кабинета.

Лицо психотерапевта Фиалкина оказалось презабавным. Наверное, потому регистраторша и засмеялась. Немалая лысина. Но по бокам кудрявые и светлые волосёнки. Большие голубые глаза. Смешное какое-то лицо. Смешное, как у Юриев: Гальцева и Никулина. А может быть, и ещё смешнее.

И я рассказала психотерапевту Фиалкину про своих соседей алкашей и призналась в том, что боюсь оставаться дома одна. Одной мне дома становится очень и очень тревожно. Именно тогда я начинаю прислушиваться к звукам. И я очень боюсь выходить в подъезд.

VI

КУЛЬТ ЧИСТОТЫ.

– Может я сумасшедшая? – спросила я Фиалкина.

– Да нет, – ответил он. – Сумасшедшие так хорошо не выглядят. Они редко моются, мало следят за своим внешним видом. А у вас, мне видится, даже какой-то культ чистоты. И пока вы у меня сидите, уже несколько раз руки влажными салфетками протерли. И меня это сначала раздражало. Но потом я разрешил вам, конечно же, про себя, руки салфетками вытирать.

– И что? Перестало раздражать?

– Конечно. Я же разрешил вам.

И с тех самых пор я стала поступать точно так же. Если меня что-то в людях раздражало, будь то швычканье носом, кашель или шарканье ногами, то я несколько раз проговаривала про себя: «Шаркай, шаркай себе на здоровье. Я разрешаю тебе» И на сколько-то, это нужно сказать, друзья, помогает.

VII

ИЗЛИШНЯЯ СУЕТЛИВОСТЬ.

Я рассказала Фиалкину, что тревожность моя возрастает, когда я нахожусь дома. Вне дома я тревожусь меньше.

– А чего, собственно, вы дома делаете? Ну в большей мере? – тут же поинтересовался у меня Фиалкин.

– Да без конца домашние дела выполняю. Не могу без дела сидеть.

– Излишняя суетливость, – отметил Фиалкин. – А так не должно быть. Вы ведь сами, наверное, это понимаете?

Да понимать-то я понимаю. Но поделать-то с этим пока ничего не могу. Как только приткну свою пятую точку к стулу, сразу же мысли тревожные ускоряют ход в моей бедной голове. Конечно, когда я дела какие-то делаю, тревожные мысли у меня тоже есть. Но они текут как-то медленней, чем когда отдыхаю.

Помнится, моя первая психотерапевт Светлана говорила, что в идеале мысли нужно научиться приостанавливать, тормозить эту словомешалку.

– И что? Вы так умеете? – спросила Светлану я.

– Умею. Я могу выполнять какое-то простое дело и совсем ни о чём не думать.

А я не умею. И я аплодирую Светлане стоя. А вы так умеете, уважаемые читатели?

VIII

СЛОВА НЕУВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.

– Да и над лексиконом вашим не мешало бы поработать. А то проскакивают у вас разные такие неуверенные слова: вроде бы, наверное, может быть, – продолжил Фиалкин.

И, нужно сказать, что это замечание в мой адрес ой, как верно! Знающим специалистом оказался этот психотерапевт!

Вот теперь и слежу за тем, чтобы не проронить неуверенных в разговоре слов. К чёрту все эти «наверное»! Я теперь твёрдо обозначаю в диалоге всё, как есть. Стараюсь, по крайней мере. А то эти слова, знаете ли, похуже матерных. Спасибо, Фиалкину! Научил!

IX

БОЛЯЧКА.

Утро 25 ноября 2020-го года. Я по-прежнему в нервном расстройстве. Потому и лежу на диване, уже долгое время глядя в потолок, и совсем не думаю вставать.
Но хотя лежу я не совсем просто так. Я думаю.

А думаю я вот о чём. Есть у меня давняя болячка. Слава богу не болезнь, а просто болячка. Но она у меня уже давно. И иногда пропадает. Но потом медленно, но верно всё-таки возвращается ко мне.

«Я должна избавиться от неё! – по-прежнему глядя в потолок, вдруг решаю я. – Ведь она мне надоела!»

И моя рука тянется к планшету. И я ныряю в интернет, и нахожу всем известную таблицу болезней Луизы Хей, которая мне и подсказывает, что эта болячка происходит у меня из-за боязни оказаться не на высоте.

X

И ЧТО ЖЕ ЭТО МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ? ЧЕГО Я БОЮСЬ?

И вот, после некоторых совсем не коротких размышлений, я предполагаю, что

1. Я сторонюсь людей потому, что боюсь получить от них негатив.
2.  Я не устраиваюсь на работу, по сути, по той же причине. Боюсь коллег, боюсь начальство. Боюсь, что опять ничего не сложится.

И мне, я так понимаю, нужно как-то поменять своё отношение к людям. Мне стоит думать о людях более хорошо, более позитивно.

Однажды мы с психотерапевтом Фиалкиным уже разбирали эти жизненные позиции. Вот они.

1. Я – минус. Вы – плюс.
2. Я – минус. Вы – минус.
3. Я – плюс. Вы – минус.
4. Я – плюс. Вы – плюс.

И уж расписывать я их, конечно, здесь не буду. А уж кому, уважаемые читатели, эти позиции интересны, возьмите в руки книгу В.В. Макарова «Психотерапия нового века» и прочтите.

Скажу только, что на данный момент я занимаю позицию я – «+», а вы «-». Я – благополучна, а вы нет.

А нужно какую? Нужно я – «+» и вы тоже «+»

XI

Я ВЫСОКОМЕРНА.

А как было бы хорошо, если бы я считала и себя, и всех остальных людьми достойными, и обязательнейшим образом, благополучными. Я бы тогда и на работу не боялась устроиться, и знакомства не боялась бы заводить. А на сегодняшний день и на нынешний момент очень даже боюсь. Боюсь оказаться не на высоте.

Но Люда, Люда, Люда! Не все же твои коллеги и знакомые были сложными и отвратительными людьми! Вспомни! Вспомни хороших коллег!

XII

ВСПОМИНАЮ ХОРОШИХ КОЛЛЕГ.

И сразу же первыми вспоминаются: Маргарита Николаевна, Людмила Л. и Екатерина.

Екатерина Румянцева.

Эта девушка никогда не смеялась над чужой бедой. Все порой над кем-то, как дуры хохотали, а она никогда. Сидела, молчала, всегда, о чём-то задумавшись.

Таня К.

Тоже очень хорошая коллега. Добрая и интеллигентная.

А ещё Нина Семёновна – инструктор по плаванию.

В лифтёрском коллективе Соня, и две Тани неплохими коллегами мне были. А ещё лифтёр Нина Субботина понравилась.

А про Нину Субботину у меня так вообще две истории есть в книге «Жизнь Люды» Это истории: «Моя напарница лифтёрша Нина» и «Моя напарница лифтёрша Нина и её дочь»

Да. А ещё начальницы Маша и Галя тоже неплохими управляющими были. И к нам, работницам, хорошо относились.

С Олей К. мы работали кассирами на АГЗС (автоматической газовой заправочной станции). И хоть Оля алкоголем и злоупотребляла, но относилась ко мне всегда достаточно хорошо. И всячески мне помогала.

Кстати, вспомнилось, что Оля с двадцати трёх лет пельмени не ест.

Детство Оли К. прошло где-то на юге. А в нашем городе Оленька оказалась потому, что замуж за нашего парня вышла.

Так вот, Олина мама считала, что дома в холодильнике, обязательнейшим образом, должны быть пельмени. И вся их дружная семья: мама, папа и Оля каждую субботу их лепили.

– Мы готовили много пельменей. И ели их, конечно же, часто. Представляешь, Люд, как они мне надоели! И после того, как я вышла замуж и уехала из родного городка, я больше никогда пельменей и не ела. И вот уже больше десяти лет я пельмени не ем.

– И что совсем не хочется?!

– Не хочется. Я в детстве наелась.

А ещё на этой АГЗС заправщик-пенсионер Фазыл Васылович был. А также кассир Мартюшева Наташа. Она же меня на эту заправку и устроила.

Вот эти трое коллег с заправки очень мне понравились и очень помогли мне в работе.

XIII

ВСПОМИНАЮ ДАЛЬШЕ.

Швейный цех. И конечно же, мне вспоминается моя одноклассница Оленька Ложкина. Помню, пришла поработать я в швейный цех и встретила там свою одноклассницу. А Оленька Ложкина не просто душевным человеком была, но и ещё лучшей работницей в этом цехе.

А потом я в спортивной гостинице дежурной по этажу работала. И из коллег мне очень начальница Марина Николаевна понравилась. Спокойная и добрая. Одна из самых лучших моих начальниц.

А ещё я около года проработала в газете. И там мне тоже начальница Нина Васильевна по душе пришлась. Чем-то даже на предыдущую Марину Николаевну она похожа.

Идём дальше. Метеостанция. Там мне не понравился, определённо, никто.

Служба такси. Иришка-таксистка мне понравилась. Прикольная очень девчонка.

Да вот и всё. Служба такси была последним моим местом работы. А потом я всё в интернете да по шабашкам работала.

XIV

ИТОГ ПО КОЛЛЕГАМ.

Сначала по начальникам. Мест работы у меня было, потрудилась- посчитала, ни много ни мало, а одиннадцать мест. Но начальников больше одиннадцати было. Сами ведь понимаете, что иногда мы и от двух, и от трёх начальников сразу зависим.

Итак, начальников у меня было 16. И из этих шестнадцати мне, пожалуй, пятеро понравились. Много это или мало, пять из шестнадцати? Это получается, что примерно каждый третий начальник у меня хороший был. Думаю, не так уж это и мало.

Самодурных, нужно отметить, всего двое было. Остальные так, сяк. Поэтому, делаю вывод я, начальников особо бояться нечего.

Теперь о коллегах-работягах. Сколько же коллег у меня было? Тут, конечно же, не сосчитаешь. Много. Но я вспомнила окромя своих начальников ещё двенадцать приятных человечков. Это уж совсем мало. Но всё же есть.

Теперь о неприятных.

Пятнадцать человек за всю мою трудовую деятельность были мне совсем не по душе. Остальные нейтральные. Потому думаю, что на каждой работе есть один человек, который портит тебе жизнь.

Вот такая у меня получилась статистика.

Выходит, что более всего коллег нейтральных. Но и приятные коллеги в любом коллективе тоже есть. А к сложным коллегам неплохо было бы найти подход. Потому и не стоит особо бояться нового коллектива. Но я всё равно боюсь.

XV

А ЧТО ЖЕ ГОВОРЯТ О КОЛЛЕГАХ И КОЛЛЕКТИВАХ ПСИХОЛОГИ?

Мой психолог:
– Мы являемся своеобразным магнитом. О чём думаем, то и притягиваем. И если представление о коллективе далеко не позитивное, лучше мысли изменить. Следует думать: хорошие коллективы есть и люди хорошие тоже есть. И тогда и первое, и второе к нам обязательно притянется.

XVI

ЕЩЁ РАЗ О ЛУИЗЕ ХЕЙ И О КОЛЛЕГАХ.

Прочла у Луизы Хей, что вместо того, чтобы критиковать людей, нужно хвалить их. И тогда якобы в нас в течение месяца произойдут небывалые перемены.

«Да, эта задача для меня, конечно же, трудная», – тут же подумала я. Но всё же решила попробовать кого-то похвалить.

И первою мне вспомнилась бывшая коллега девушка Настя. Препротивная! И не только я так считала. Многим эта Настюша совершенно не нравилась.

Итак, попробую что-нибудь хорошее о ней говорить. На старт, внимание, марш!

Э-э-э...Ну... мало ли, что нам, другим коллегам, Настя не нравилась. Наверняка, мама, папа и сестра очень любят её. А ещё у Насти молодой человек был. И он уж точно видел в ней много прекрасного.

А ещё Настя довольно хозяйственной для своего возраста была. Уборку хорошо в нашей кондейке делала. Не вся молодёжь такая старательная.

О! Это ж надо! Я о Насте что-то хорошее смогла сказать! Даже и не верится! Но ведь сказала же!

Продолжаю упражнение. На очереди племянница моей мачехи Наташа.

Наташа всегда любит мне какую-нибудь гадость сказать. Да и не только мне. И за спиной о других она нередко гадости говорит.

Ну, Наташе, на самом деле, можно здорово посочувствовать. Потому как совсем не сложилась её личная жизнь. Но вот за внешность её, пожалуй, можно и похвалить.

Мне очень нравится кожа лица Наташи. Очень ухоженная и в Наташины пятьдесят без единой морщины.

Вот и про мачехину племянницу хорошо сказала.

XVII

ХОРОШЕЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ ТРЕВОГИ.

Я порой, когда возрастает тревога, курю одну сигарету за другой. И не очень-то, нужно сказать, это помогает. И лучше это нехорошее действие на упражнение-расслабление заменить. Действительно, хорошее. Попробуйте кому интересно.

Удобненько ложимся на спину. Руки и ноги вытянуты. И пытаемся расслабить тело. Порой, конечно же, при нервяке это трудно сделать, но всё равно пытаемся. Рот приоткрыт.

Направим внутренний взгляд между бровей, а затем на корень языка.

Представим тепло между бровями. Затем внутренним взглядом направим его на щёки.

Представим тепло на плече. Направим его на середину груди. Потом на другое плечо.
Ощутим тепло на плече, пропустим его через руку до самых кончиков пальцев. Хорошо, если почувствуем в пальцах лёгкое покалывание.

Потом аналогично другое плечо и другая рука.

Затем ощутим тепло сбоку на талии. И прогоним его до позвоночника. И так с обеих сторон.

Теперь представим тепло на бедре. И пропустим его по ноге, и до самых кончиков пальцев. И опять желательно ощутить покалывание. Но если уж нет покалывания, то нет.

Теперь другое бедро и другая нога.

Поработаем с шеей. Ощутим сзади шеи тепло. Пропустим тепло по позвоночнику до самого копчика.

Ну и хватит представлять тепло. Представим теперь прохладу на висках и представим её на наших щёках.

И вздыхаем. При вздохе говорим: «Я» При выдохе: «Спокойна и уверена»

И так пять раз.

Да немножечко полежим теперь.

XVIII

НЕ ДЕЛАТЬ НИКОМУ ГАДОСТЕЙ.

Мы гуляем с мужем по лесу и рассуждаем о том, как следует жить.

– Жить нужно просто, как велят нам святые заповеди, – говорит муж и начинает перечислять, – не убей, не укради, не вреди другим людям.

«А я порою вредила, – стыдливо признаюсь я себе. – И иногда даже специально. А может именно поэтому я сейчас и наказана нездоровьем. В том числе и душевным. И вдруг кто-то из тех, кому я навредила, навёл на меня какую-нибудь порчу? Хотя... Если представить, что кто-то взял мои волосы или фотку и произнёс над этими предметами какие-то заклинания...

Ну так и что? Ничего с того не выйдет.

Но всё же, чтобы впредь не думать, что тебя кто-то из людей испортил, не нужно делать им никаких гадостей»

XIX

НАША ЖИЗНЬ СОСТОИТ НЕ ИЗ ЧЕГО-ТО ОДНОГО.

А из нескольких её частей. У каждого человека есть: здоровье, работа, семья, хобби и т.д.

Но у одиноких людей части «семья» нет. У неработей нет части «работа». Ну вы сами, уважаемые читатели, всё это прекрасно понимаете.

И вот, когда человек на какой-то части своей жизни уж слишком зациклен, у него начинаются проблемы именно там. Я в последнее время не столько думаю о соседях-алкашах, сколько думаю о здоровье.

Поэтому мне сейчас нужно бросить силы... Думаю, на работу и общение.

XX

ЧТОБЫ ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ МРАЧНЫХ МЫСЛЕЙ, НАШЛА РАБОТУ.

И для начала я обратилась к бывшей своей начальнице Екатерине. Она имеет свою службу такси. И когда-то я у неё почти что год диспетчером отработала. Ну и пошла я, значит, к ней обратно диспетчером напрашиваться.

– Возьму, – говорит, – конечно. И обязательно тебе позвоню.

А сама и не звонит вовсе.

Да, вообще-то, и не надо. Я ведь чуть позже поняла, что совсем не хочу сидеть в диспетчерской в четырёх стенах. А чего же я хочу?

А хочу я по улицам ходить, людей видеть и что-нибудь при этом ещё и делать. А! Тогда мне стоит попробовать рекламки по почтовым ящикам разносить. И принялась я по объявлениям разным звонить, да в магазины заходить и спрашивать, не нужно ли кому рекламу разнести.

И двух человечков, которые занимаются рекламой, я всё же нашла. И приступила к разноске.

А когда ходила с листовками по подъездам, то аффирмации (положительные убеждения) себе под нос бормотала. Мол, здорова я и всё у меня в жизни хорошо.

И здорово, нужно сказать, от мрачных мыслей себя отвлекала.

XXI

ПЫТАЮСЬ НАЛАДИТЬ ОБЩЕНИЕ.

Мне срочно нужно наладить общение. Вспомнить старых своих подруг или завести новых, чтобы выбраться из этого нервно-неустойчивого состояния. Новых, думаю, завести сложнее. Что ж, вспомним, про старых.

И напрашиваясь на старое своё место работы, я пыталась задружиться с начальницей Екатериной.

– Я к тебе иногда заходить буду, – сообщила я ей. – А то у меня большие проблемы с настроением.

– Да заходи, конечно, – согласилась она.

И мне показалось, что она даже рада меня видеть. Хотя вид её на меня несколько грусть навёл.

Катя призналась мне, что сама больна. Её щитовидная железа начала вырабатывать слишком много йода. И теперь ей всегда предстоит пить таблетки. И выглядела Катя некрасиво и уныло, и в кабинете её было скучно.

– Не красишься и не завиваешься! – заметила Кате я. – Хотя и у меня ни на что настроения нету.

– Нету, – согласно вздохнула Катя.

Нет, Катя мне настроение вряд ли поднимет. Не буду к ней часто заходить.

XXII

МИНУТ СОРОК ДРУЖИЛА С НАТАШЕЙ.

А Наташа Т. окликнула меня сама. Я стояла у подъезда дома, что по улице Камской.

– Люда, а ты чего тут делаешь?!– услышала я за своей спиной.

– Наташка! Я тут газетки по ящикам раздаю.

И Наташка, моя бывшая коллега, пригласила меня к себе в квартиру чай пить. И я с удовольствием согласилась, потому что работали мы с Наташкой, помнится, весело и дружно. Почему бы не повидаться и чайку не попить?

Но после Наташа Т. меня огорчила. Оказывается, что через месяц она ложится в больницу на удаление желчного пузыря. Да и по-женски у Наташи Т. тоже есть проблемы.

– Ну, дорогая моя, чего уж ты так! – сразу расстроилась я.

Вот ведь. Хотела, чтобы подружки меня от болезней отвлекли, а они ещё сами больнее моего. Неудача!

XXIII

ЗАШЛА НА РАБОТУ К ТЁЗКЕ.

Я раздавала рекламки в микрорайоне Уральская и решила зайти к своей старой знакомой, косметологу Людмиле.

– Куда пропала? – спросила она меня.

– У меня нервяк, Людмила Васильевна, – сразу же призналась я. – Вот я и пришла попросить, чтобы вы за меня помолились. Сама-то я молиться не умею.

Тогда косметолог Людмила достала из шкафа Псалтырь и ещё какую-то книжицу:
– Вот и читай. Что-то на душу да ляжет.

– Да я здесь ничего не пойму, – ответила я, но книжки взяла. – Но вы за меня всё же помолитесь.

– Помолюсь, помолюсь, – пообещала она.

И тут к ней пришла клиентка. А я, в свою очередь, с облегчением попрощалась и ушла.

XXIV

ОЧЕНЬ ЗАХОТЕЛОСЬ УВИДЕТЬ ОДНОКЛАССНИЦУ ОЛЮ.

С одноклассницей Олей мы не виделись очень давно. Ведь живём мы в разных районах. И вот я в её подъезде, и стучу в её железную дверь. Но мне никто эту дверь не открывает.

Странно. Оленька такая домоседка! Ну что ж, может в магаз за продуктами пошла. А вдруг она переехала? И здесь больше не живёт? Но нет, это же Оля, которой выйти из квартиры в выходной день также сложно, как мне балет станцевать. А спрошу-ка я всё-таки у её соседей.

И бабушка из соседней квартиры сообщила мне, что Оля здесь больше не живёт, и что квартира их сейчас пустует. А уехала Оля в Петербург. И всё потому, что её старшая дочка Маша решила в медицинский в Питере поступить. Вот все туда и уехали: Оля, Маша и младшая Аня.

Вот это да! Оля переехала жить в Питер! Да ушам своим не верю! От кого-кого, а от Оли я никак такого не ожидала!

И мне стало очень грустно. Быть может, я уже никогда более не увижу Олю. И вот ведь, опять общение сорвалось.

XXV

УРА! Я УДАЧНО ОБЩАЮСЬ.

Позвонила старой своей знакомой, своей хорошей однокласснице Наташе М. Умная такая девушка и муж у неё врач-стоматолог. Вот к ним-то я в гости и пошла.
И вот сидим мы на их большой кухне и пьём чай.

– У меня страшная хандра, – сообщаю я.

– А из-за чего? – спрашивает Наташа.

– Да из-за всего понемногу. Сначала я тревожилась из-за соседей алкашей, а теперь вот переживаю из-за своего здоровья. Болею я часто.

– И чем ты болеешь?

– Да нет у меня определённых диагнозов слава богу. То тем, то другим болею. Устала от этого и потому захандрила.

И тогда Сергей М. посоветовал мне посмотреть видео доктора Шишонина. И даже записал фамилию доктора на бумажечку:
– Думаю, что-нибудь полезное для себя ты обязательно найдёшь.

XXVI

И ЧТО ЖЕ ДОКТОР ШИШОНИН?

Набрав в поисковике «доктор Шишонин о депрессии», я нашла вполне познавательный видеорол.

В этом видеоролике доктор Шишонин говорил о том, что страхи и тревоги рождаются в нас от недостатка кислорода в мозге. И чтобы этот кислород в достаточном количестве в мозг поступил, нужно для начала его гимнастику для шеи сделать. Она почти 21 минуту идёт. А после следует быстренько надеть пальтишко и идти в лес. Сосновый лес у меня, слава богу, рядом.

И я именно так и стала при тревожности поступать. Быстренько делаю зарядочку, а потом иду в лес гулять.

Там хожу, природой любуюсь и дышу глубоко 30 раз. И в общем-то, неплохо всё это, я вам скажу, помогает. Попробуйте обязательно, дорогие мои читатели.

XXVII

И ВСЁ ЖЕ ИДТИ К ПСИХИАТРУ?!

После Шишоненской гимнастики я гуляла по лесу, дышала фитонцидным воздухом и насколько-то меня всё это успокаивало, но я понимала: этого недостаточно и придётся мне идти и сдаваться невропатологу или даже психиатру.

И вскоре я спросила совета у заведующей отделения нашей городской поликлиники. И зав. отделения запросто так и вполне по молодёжному мне ответила:
– Психиатр-то покруче будет.

– А вы думаете, он разберётся в моих проблемах?

– Разберётся. Если захочет.

Вот так мне она и ответила. Ну прямо слово в слово.

Хорошо. Пойду к психиатру. И я записалась к нему на приём. Правда приём этот намечался только через десять дней.

XXVIII

У ПСИХИАТРА.

Но ничего, эти десять дней прошли. И вот сижу я у стола этого специалиста, и врач мне замечает:
– Жаловаться-то, как я понимаю, вы совершенно не умеете.

– Да вроде бы я вам всё в общих чертах уже рассказала.

– Да ладно. В общем-то, я поняла. И вижу в глазах ваших тревожность. И тревожность эта у вас уже давно. А тревожность жить человеку нормально мешает. Ну ничего, выпишу сейчас таблетки. И будете их принимать по одной штучке на ночь. И через недельку ко мне.

И мне тут же выписали два вида антидепрессантов. Один нужно принимать на ночь, а другой только при особо тревожном состоянии. Да ещё медсестра записала меня на приём к психологу. Сказала, что тесты мне там нужно будет пройти. И вся эта канитель часа полтора займёт.

XXIX

А ВИДАЛИ ВЫ ТО, ЧЕГО ДРУГИЕ НЕ ВИДЯТ?

Психолог положила передо мной несколько листочков с вопросами. И всего вопросов сто, наверное, было. И среди них такие:

А не видите ли вы то, чего другие не видят?
А не слышите ли вы голоса?
А хотите ли вы жить?

Голоса мне, нужно сказать, слышались, лишь когда я маленькая была и с большой температурой хворала. Но это, я думаю, нормально.

Ну а видать... Кое-чего я вообще-то видала.

XXX

ПРИВИДЕНИЕ.

Это случилось, когда я училась в первом классе и находилась дома одна. Было утро, и я только что проснулась. И некоторое время не вставала, а лежала в своей кровати, страшно ленясь. А напротив моей кровати стоял посудный шкаф со стеклянными полками и зеркалами.

И я лежала, и смотрела на многочисленные хрустальные вазочки, совсем недавно купленные моею мачехой. В зеркалах шкафа отражалась наша прихожая.

И вдруг, я увидела в зеркало, что в прихожей нашей мужчина стоит! Я очень испугалась и зажмурила глаза. И некоторое время в зеркало не смотрела. А потом, когда глянула снова, никого в нашем зеркале не увидела. И я потихонечку встала и обследовала прихожую, кухню и туалет – никого.

XXXI

И ЧТО ЖЕ ТЕСТ?

Но такое видение у меня было слишком давно. И я, конечно же, в психологическом тесте ответила: нет, ничего подобного не было.

А жить так мне всегда нравилось и сейчас тоже.

В общем, результат теста: депрессии у опрашиваемого нет.
И мне порекомендовали идти домой и выписанные антидепрессанты полгода принимать.

XXXII

ПОДРУГА НЕ ХОЧЕТ ОБЩАТЬСЯ.

Через месяц мне стало значительно легче. И я снова засобиралась к однокласснице Наташе. Ну у которой я уже в гостях была. И Наташа, расставаясь, мне так и сказала:
– Плохо будет – приходи.

– Ну часто уж я приходить к тебе не буду. Я всё же понятливый человек. А вот через месяц, пожалуй, приду.

И вот месяц прошёл, и я засобиралась к Наташе. Но я, нужно сказать, помню, что одноклассница моя ярко выраженный интроверт.

Общения ей мало нужно. На частые встречи с ней рассчитывать не приходиться. И я подумала: номер Наташи наберу и если трубку она не возьмёт, то во второй раз звонить не буду.

Так и вышло. Наташа на мой звонок не ответила. Тогда я через пару дней пошла к Ирине. Тоже одноклассница моя. Пришла, а Ирина говорит, что она как раз к Наташе собирается. И это, говорит, редкий случай, что они увидятся. Наташа по большей части не на связи.

– Ну ладно, – говорю, – я уж с тобою, Иринка, не пойду. Меня сегодня в гости не приглашали. И проводила Ирину до остановки:

– Наташе привет.

И нет, я не обижаюсь на людей, что трубку не берут. Наверное сейчас время такое, что слишком уж много дел у нас и уединения многим хочется. Жалко только, что вот живого общения между людьми почти что нет.

XXXIII

ГЛУШУ ТРЕВОЖНОСТЬ В БИБЛИОТЕКЕ.

Мне уже гораздо легче. Но приступы тревожности ещё есть. И совсем недавно я пыталась заглушить тревожность общением и заходила в гости к своим одноклассницам и знакомым.

И я даже не знаю, куда мне ещё ходить, чтобы быть на людях. В кино? Для меня дорого. Посещать музей? Так он у нас один и я там уже всё видела. Что? Что ещё доступно нам простому народу? И я догадалась – библиотека. Вот куда можно прийти просто так, без денег, посидеть в уютных креслах и почитать. Хотя смогу ли я читать? Вдруг у меня получится как в пословице «Гляжу в книгу – вижу фигу»

Но я всё же направилась в нашу районную библиотеку.

– Вас что-то конкретно интересует или так, какая книга понравится? – спросила меня библиотекарь, скромная молодая женщина.

– Да мне что-нибудь, чтобы читать и ни о чём не думать, – ответила я.

Кстати, фраза не моя. Я её когда-то в этой же библиотеке услышала. И её произнесла женщина средних лет и направилась к стеллажам с современными авторами.

И я тогда её не поняла. Подумала: «Чудно как говорит!» А вот и сама так сказала.

И я выбрала тогда Машу Трауб «Руками не трогать» про судьбы работниц музея. Женское такое чтиво. А читать я её прямо в библиотеке начала. Спросила у библиотекарши:
– А можно ведь у вас тут посидеть? И почитать?

Она кивнула, и я расселась у входа в низеньком и очень удобном кресле. И принялась читать. И минут сорок так читала. А через сорок минут надо было уже уходить, потому что библиотека закрывалась.

И прочитала я эту книгу Трауб за три дня. Раньше я так быстро книжки никогда не читала. Выходит, зря боялась увидеть кукиш в книге. Чтение меня вполне захватило. Поэтому советую всем, кто хочет отвлечься от неприятных и навязчивых мыслей, возьмите лёгонькую книжечку. Заумных книг не надо. Хотя, может быть, кому-то и второй вариант подойдёт.

А после я ещё прочитала книгу М. Метлицкой «Я буду любить тебя вечно» Тоже захватывает. А ещё Маргариты Южиной пару книг. Тоже женские и лёгонькие.

Вот таким вот нехитрым способом я ослабила свою тревожность.

XXXIV

МЕЧТА.

Помню, при встрече одноклассница Наташа мне сказала:
– Думаю, что тебя от проблем может отвлечь какая-то мечта. Тебе нужно осуществить то, что ты давно хочешь сделать.

А кстати, да. Есть у меня мечта. Я хочу довершить начатые книги на проза.ру: «Жизнь Люды» и «Счастливая жизнь Люды» Текст второй книги – это нарезка из первой. То есть выбраны самые счастливые моменты.

И эти книжки у меня в общем-то на этом сайте размещены, но как следует не доработаны. И я решила их как следует отредактировать. И в конце-то концов друзьям и знакомым представить.

Я начала перечитывать свои книги, и волосы встали у меня дыбом. Боже мой, сколько личного понаписала! И сколько критики в адрес моих знакомых. И как часто я их высмеиваю! Нет, так дело не пойдёт. И я начала убирать из текста большие куски, и много чего переписывать. И в общем-то, я сделала вывод, что редактировать куда сложнее и дольше, чем сидеть и по памяти истории строчить.

И вот итог: к концу августа 2021 года я, наконец, довела начатое два года назад дело до конца – отредактировала свои книжки.

И даже вторую «счастливую» книжку я распечатала.

XXXV

КАКАЯ Ж ЭТО ВОЗНЯ КНИЖКУ РАСПЕЧАТАТЬ!

Не с первого раза это у нас с сыном получилось. Сколько ж листов мы попортили! Но в итоге три самодельные книжечки у нас вышло. Одну я, конечно же, оставила себе, а вот другие две я решила этим самым моим одноклассницам подарить, Наташе и Ире. А другим моим знакомым только ссылочки на книжки дать.

XXXVI

ДАРЕНИЕ КНИЖЕК.

Звоню однокласснице Ирине:
– А можно я к тебе через часик зайду?

– Конечно заходи. Я как раз готовлю. Придёшь и сразу обедать будем.

И я беру две отпечатанные на принтере книжки под названием «Счастливая жизнь Люды» Одну для Ирины, а другую для нашей подруги Наташи. Иринка ведь ездит к Наташе иногда. Вот и передаст книгу.

И где-то примерно уже через час я объясняю Иринке:
– Про тебя, Иринка, есть рассказы. Название рассказов я тебе на визиточке своей записала. И чего не найдёшь в «счастливой книжке» – в книжке «Жизнь Люды» на проза.ру ищи.

Ещё конечно же говорю, что вторая книжка для Наташи. И она героиня нескольких рассказов.

XXXVII

НИЧЕГО СЕБЕ! ТЫ НАПИСАЛА КНИГИ!

– Ничего себе! – сказала Ирина. – Ты написала книги! Но хотя, надо сказать, я совсем не удивилась. Думаю, писать что-то – это вполне твоё.

А ещё она сказала, что ей очень приятно, что я про неё в своих историях написала.

– Спасибо тебе, – говорит, – за это.

– Да погоди ты благодарить, – смущаюсь, – быть может, тебе совсем моя писанина не понравится. Или вдруг ты какие-нибудь неточности в историях найдёшь. Ведь это ж давно было. Может я чего-то не точно помню.

– Ты пишешь, как воспринимаешь. Потому всё, что ты пишешь, по-твоему правильно, – ответила Иринка.

Вот такой разговор у нас с нею получился. Совсем не плохой. А я, между прочим, переживала, как Ира воспримет. А вдруг бы она сказала, что зачем, мол, ты про меня истории непонятные написала? Не надо мне всего этого. И немедленно убери!
Так что первая презентация моей книги прошла совсем не плохо.

XXXVIII

ПРЕДСТВИЛА КНИЖКУ КОЛЛЕГЕ НАТАШЕ Т.

А Наташе Т. я написала в контакте:
«Привет, Наташа! Я написала книги. Они у меня на проза.ру. И про тебя есть несколько рассказов в книжке «Жизнь Люды» И если тебе интересно, то почитай»

Написала и запереживала: как Наташа к моим рассказам отнесётся?

Но Наташа уже на следующий день мне ответила: «Прочитала твои рассказы. Очень интересно и просто написано. Молодец!»

Вот и всё. А я сомневалась.

XXXIX

НЕ СМОГЛА ПРЕДСТАВИТЬ КНИГУ ОЛЕ, СОНЕ, ЛАРИСЕ и ЛЮБЕ.

Одноклассницу Олю в соцсетях я не нашла. А дочь её Аня и брат Серёга в соцсетях есть, но на сообщения мои, и я этому очень удивляюсь, не отвечают. Поэтому Оле я пока о своих книгах не рассказала. Но это пока. Думаю, с Оленькой мы обязательно ещё встретимся.

Сони в соцсетях тоже нет. А где живёт и номер её телефона я не знаю. Так что рассказать ей о своих книгах я могу только, встретив Соню случайно на улице.

Про Ларису в книге «Жизнь Люды» есть один рассказ. Так и называется «Коллега Лариса» И Лариса, напротив, в соцсетях есть. И где она работает, знаю. Но почему-то я в последний момент... Я сама не знаю почему, передумала ей говорить об этом рассказе. И, может быть, так лучше будет. Ведь почему-то же я остановилась и не рассказала ей.

Любу я в соцсетях нашла. Но у неё, оказывается, закрытый профиль. И сообщение ей написать нельзя. Так что пока Люба тоже не сможет стать моей читательницей.

Вот так из семи выбранных мною человек о книжках узнали лишь трое. Хотя почему трое? А читатели Яндекс.Дзена? А читатели проза.ру? Уж на прозе-то вообще многие эти книжки читают. Я каждый день это вижу по списку прочтения.

XL

Я ВЫЗДОРОВЕЛА? ДА!

23 сентября 2021 года я закончила приём антидепрессантов. Полгода мне велели их принимать. Не больше. И вот 23 сентября как раз последний день был.

Выздоровела ли я? Похоже, что да. Многое из моей головы ушло.

И думаю, что таблетки сделали меня здоровой.

Беседы с психотерапевтом? Нет. Ничего волшебного со мной психотерапевты не сотворили. Легче мне не стало от разговоров с ними.

Чтение книг Луизы Хей? Тоже нет. Не сильно же они утешают.

Хорошие воспоминания? Нет. Немного отвлекают, но ощутимой помощи не дают.

Устройство на работу? Пожалуй, да.
Разноска рекламы мне понравилась. И эта работа принесла мне некоторое увлечение и облегчение, а также деньги.

Общение с людьми? Не особо.
Да и не вышло у меня стабильного общения.

Чтение книг? Да.
Здорово же лёгкое чтение от проблем отвлечь может! А также просмотр фильмов и сериалов. Но хотя здесь и минус есть – можно по ходу чтения или просмотра наткнуться на тему или сюжет, которые вас расстроят.

Писательство? Да.
Но опять же – это возможно уже при выздоровлении. Думаю, если вы ещё не выздоравливаете, написать не сможете особо ничего.

И вот такой итог: при затянувшейся нервной нестабильности идите, уважаемые читатели, не задумываясь, к психиатру. Или невропатологу. Но у невропатолога я не была, а была у психиатра. И совсем не жалею об этом. Нормальный врач. И если есть психическое нездоровье, то нужно к нему идти. И врач вам пропишет таблетки. Но никому об этом, уважаемые читатели, не рассказывайте. Так будет лучше.

А также вы можете в дополнение к основному лечению увлечься работой, читать книги и что-нибудь на бумаге творить. Например, как я, написать книгу о своей жизни или вести дневники.

И будем здоровы!

На этом свою повесть «Внутренний зажим» я заканчиваю.

Ув.читатели! С некоторыми моими публикациями вы можете познакомиться на канале Дзен «Истории девушки Люды» Пож-та, они к вашему вниманию.