Значение идеала в жизни общества

Игорь Вайсман
       «Принципы и система ценностей, в соответствии с которыми человек выстраивает свою жизнь, зачастую формируются под воздействием идеалов, к которым стремится человек, – сообщается на сайте «Ваш психолог». – Следование своему идеалу может привести ребенка к тому, что он и сам повторит судьбу своего кумира.
       Аристотель обращал особое внимание на то, что совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурных поступков и стремится к прекрасному ради прекрасного.
       В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести.
       Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца.
       Но каковы бы ни были различия, все народы сходятся в одном: идеалом человека является национальный герой, обладающий крепким здоровьем, силой духа, умом, трудолюбием, смелостью и отзывчивостью».
       Советский Союз отличался от нынешней России не только тоталитаризмом, навязанной бесчеловечной идеологией и пустыми прилавками, как это с удовольствием живописуют либералы, но и четко прописанным идеалом, к которому полагалось стремиться каждому человеку. Символом этого идеала стал образ Павла Корчагина из романа Николая Островского «Как закалялась сталь» и статуя Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
       Как бы горячие поборники прав и свобод не злословили в адрес упомянутых образов, но они были высоко оценены даже идеологическими противниками на Западе. Роман Островского стал бестселлером при жизни автора, статую Мухиной признали шедевром на Всемирной выставке в Париже.
       Самое главное, что советские идеалы работали – создавали реальных героев эпохи: Стаханова, Чкалова, папанинцев, многочисленных героев Великой Отечественной войны, Юрия Гагарина, Алексея Леонова, выдающихся спортсменов и многих других. Весь мир, а не только «оболваненный» идеологией советский народ рукоплескал этим героям, восторгался и завидовал – таков результат действия обозначенного идеала и политики его пропаганды, чем не без успеха занималось советское государство.
       «При отсутствии в народе положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли», которая всегда имеет место среди представителей социума, говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». И это сказано про нынешнее российское  руководство.
       В самом деле, какой идеал оно предлагает своему горячее любимому народу?
       Во-первых, он не доводится до населения так последовательно и настойчиво, чтобы дошло до самых примитивных умов, как в СССР.
       Во-вторых, российские СМИ, не заявляя откровенно прямых лозунгов, тем не менее навязчиво пропагандируют уже в течение 30 лет некий весьма сомнительный с нравственной точки зрения образ для подражания. С ним знакомят как многочисленные телесериалы, так и разные ток-шоу. Мужчина, как правило, бизнесмен, политик или чиновник. Женщина нередко стерва, предпочитающая красивую жизнь созданию семьи, или предмет для развлечений олигархов. Успех в жизни, под которым понимается исключительно слава и деньги, преподносится в качестве главной жизненной ценности. О традиционных добродетелях, по которым человечество существовало тысячелетия, напрочь позабыто. И хотя немалое число героев нашего времени, реальных и киношных, причисляют себя к христианам, с христианством у них нет ничего общего.
       В-третьих, российские власти во втором десятилетии текущего века спохватились и принялись изобретать российский идеал. Но народу явили какого-то уродца – агрессивного патриота, весь патриотизм которого заключается в ненависти к Западу и русофобам. Россиянин, по мнению властей, должен в первую очередь уважать армию и военную мощь нашей державы. Должен сознавать, что живет в великой стране, стране-победителе, как окрестил ее какой-то ловкий пропагандист.
       Только представителю молодого поколения весьма сложно понять, почему в такой-то стране победители жили исключительно в прошлом, в том числе критикуемом советском, хотя по идее должно быть наоборот. Но это обстоятельство нисколько не смущает пропагандистов и они продолжают громко кричать в телекамеру: «Великая Россия! Великая Россия!»
       Вот, пожалуй, и все, что касается духовности в предложенном российскому народу образце. А дальше привычный перечень: успешность, высокий уровень достатка, «джентльменский набор» (хорошая квартира, престижная машина, загородный коттедж, отдых на приличных курортах).
       Не представляется ли описанный идеал убогим и ничтожным в сравнении с советским?
       Тут даже те, что согласятся с поставленным вопросом, возразят. Дескать, советское время безвозвратно ушло, его уже никак не вернуть, поскольку народ стал шибко грамотным и в «ярмо» снова пойти откажется. Но что нам мешает провозгласить новый идеал, высокий, благородный и соответствующий проблемами нашего времени? А они ни много, ни мало гамлетовского масштаба, именно: жить или не жить? Причем не одному человеку, а всему человечеству.
       Попытаюсь вкратце его обрисовать. Идеал человека первой трети ХХI века, когда мир охватила повальная деградация человека как вида и над всей нашей планетой нависла реальная угроза исчезновения жизни именно в этом веке, по совести и здравому смыслу должен предпочитать общественные интересы личным. То есть он должен отдавать много сил и времени борьбе с нависшими мировыми угрозами, выбрав наиболее подходящую для себя область приложения сил, именно ту, где может принести максимум пользы обществу и биосфере, в соответствии со своими способностями.. Из этого следует, что он должен быть профессионалом в своей области, быть высоконравственным и ответственным, не боящимся брать инициативу в свои руки.
       Идеальный человек нашего времени чувствует себя частью целого и соответственно строит свою жизнь. Причём не только в отношении своей семьи, племени, рода. Но и в отношении нации, страны, природы и всей планеты.
       Роскошная богатая жизнь, развлечения и удовольствия, пустая трата времени, пустопорожние разговоры никоем образом не могут занимать голову идеального человека нашего времени.
       В личной жизни он придерживается разумного аскетизма с оглядкой на экологию и собственную душу. Ценность своей жизни определяет не нажитым состоянием, а личным вкладом в общество и природу.
       Его жизненные девизы: «Земля – наш общий дом», «У Бога не других рук, кроме твоих» и «Встал по утру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Если на смертном одре он и будет в чем-то и раскаивается, то лишь в том, что мог сделать больше, но что-то ему помешало.
       Идеал нашего времени осознает себя хранителем Земли во всем ее природном разнообразии. Он понимает, что наша планета – единственно обитаемая на огромном пространстве и должна быть сохранена во что бы то ни стало. Он понимает и то, что кроме человека взять на себя обязанность восстановления биосферы и дальнейшего ее поддержания больше некому.
       Идеал нашего времени прекрасно сознает, что навязанные миру так называемые «универсальные» ценности (широкие личные права и свободы без сдерживающих противовесов) могут только ускорить процесс деградации человечества и приблизить всеобщий конец, ведь еще из древних источников известно, что подавляющее большинство предпочтет широкую дорогу вниз, к легкой жизни, узкой горной тропинке преодоления себя и своих слабостей ради высоких целей. Он понимает, что и хваленая демократия – путь в общую могилу, поскольку она провозглашает власть большинства, а большинство как раз и стремится к легкой жизни. При демократии голос идеала просто не будут услышан, ибо он – абсолютное меньшинство, просто «лох» на современном языке.
       Идеал нашего времени придерживается общечеловеческой идеологии, идущей от первооснов Бытия, от Природы и Естественного порядка вещей. Эта идеология провозглашает законы человеческого общества вытекающими из Законов Мироздания, их приложением у социуму и не более.
       Идеал нашего времени видит свою жизнь как непрерывную борьбу со всеми негативными явлениями, ведущими к апокалипсису. Всем этим явлениям мир обязан человеку и только ему, Дьявола можно и не вспоминать. Вот лишь неполный список этих явлений: идеология антропоцентризма и эгоизма (либерализма), войны, экологические преступления, бизнес (когда целью объявляются деньги ради денег), сверхдоходы и жизнь в роскоши, бессмысленное прожигание своей жизни, браконьерство, охота, рыбный промысел, паразитирование на природных «ресурсах» (у природы можно брать только взаймы), использование животных в качестве бесправных рабов и т.д. 
       Самое печальное с человеческим идеалом то, что многие и многие убеждены, что поскольку он существует, то и должен решать все мировые проблемы, а они (раз уж не настолько идеальны) будут жить как им хочется, особо не перетруждаясь. И вот специально для таких Михаил Веллер оставил послание:      
       «Каждому с младенчества надо внедрять мысль: «Ты, лично ты отвечаешь за все. И жизнь будет точно такой, какой ты ее сделаешь. И никем ты не сможешь прикрыться и оправдаться. И во всем, что происходит, если ты еще жив, а не сложил голову в борьбе за справедливость, во всем этом виноват ты лично. И не будет тебе никакого героя на белом коне, который прискачет и сделает все за тебя, пой ты хоть Лазаря, хоть «Интернационал».