В поисках княжества Тмуторокань. 05

Виктор Каменев
Продолжаем знакомиться с книгой белгородского краеведа А.Д. Жучкова «Тайны земли Бояновой. В предыдущих статьях «В поисках княжества Тмуторокань» мы рассмотрели перипетии «обретения Тьмуторокани» в царствование Екатерины Великой на Таманском полуострове, чему поспособствовал найденный там в 1792 году знаменитый «Тьмутороканьский камень» («Тьмуторокань» — старинное написание. - Авт.), вызвавший всеевропейский дипломатический скандал и споры об его подлинности. Летописное же Тьмотороканьское княжество оказывается тесно вплетено в политическую жизнь Древней Руси, междоусобиц князей Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого.

Святослав и Изяслав Ярославичи

После того, как Изяслав в 1069 году с помощью польского войска выгнал с Киевского стола князя Всеслава Полоцкого, у него началась распря со Святославом Черниговским, который был со Всеславом в дружеских отношениях.


22 марта 1073 года Святослав Черниговский выгоняет из Киева Изяслава и занимает Великокняжеский киевский стол, Изяслав бежит опять в Польшу к своему шурину королю Болеславу II. Во Владимире-Волынском, граничащем с Польшей, Святослав сажает княжить своего сына Олега Святославича, в Новгороде княжит его сын Глеб, а в Тьмуторокани — Роман Красный. Где-то неподалёку основал город Шарукань его тесть половецкий князь Шарук. Есть предположения, что Шарукань находилась у слияния рек Лопани и Харькова, где находится современный Харьков. Установилась на какое-то время Святославова держава.

27 декабря 1076 года князь Святослав Ярославич умирает от болезни, и киевский стол занимает младший Ярославич — Переяславский князь Всеволод. Весной 1078 года он получает известие, что его старший брат Изяслав выступает с польским войском на Киев, и выезжает ему навстречу. В это время сын Изяслава Святополк с польским отрядом занимает 10 мая 1078 года Новгород, убивает князя Глеба Святославича и садится на Новгородское княжение. Тем не менее братья Ярославичи встретились на Волыни и помирились, 15 июня 1078 года Изяслав Ярославич, как старший брат, занимает Великокняжеский киевский стол.

Всеволод Ярославович забирает из Владимира-Волынского княжившего там Олега Святославича и привозит его в Чернигов, который он получил, между прочим, от отца Олега — Святослава Ярославича, когда тот сел на киевский стол. Всеволод уже успел тогда посадить в Чернигове на княжение своего сына — Владимира, будущего Владимира Мономаха.

На Пасху, 10 апреля 1078 года Всеволод Ярославич и его сын Владимир приглашают на свой Красный двор в Чернигове Олега Святославича, после чего он, сообщают летописи, бежит в Тьмуторокань к своему брату Роману Красному. Братья Святославичи собирают русско-половецкое войско, идут на Чернигов и выгоняют оттуда Всеволода с его сыном Владимиром, которые бегут в Киев к Великому князю Изяславу Ярославичу.

Польское войско Изяслав к этому времени, видимо, распустил, и он повелевает собрать ополчение от мала до велика, войска Ярославичей и их племянников Святославичей сходятся 3 октября у села Нежатина (город Нежин), и войско Святославичей терпит поражение, но не безусловное. В сражении погибает Великий киевский князь Изяслав, а братья Святославичи укрываются в Тьмуторокани.

После этого Великокняжеский киевский стол, уже на законных основаниях, занимает Всеволод Ярославич, и он отказывается от продолжения войны с тьмутороканьскими Святославичами. В 1079 году у Переяславля Всеволод заключает мир с половцами, подкупает их, и 2 августа 1079 года они неожиданно подошли к Тьмуторокани, с которой были в дружественных отношениях, видимо, воспользовались этим и во время переговоров убивают Романа Святославича Красного.

Другой отряд наёмников, в летописи стоит «козаре», захватывает как-то в степи Олега Святославича и переправляет в Константинополь, где правил тогда Никифор Вотанаид, родственник жены Всеволода Ярославича, который ссылает его на остров Родос. Так уже в 1079 году Всеволоду Ярославичу удаётся покончить с обоими князьями Святославичами, княжество Тьмутороканьское было обезглавлено. И в это же самое время княгиня Всеволодова покупает «землю Боянову».

Великий киевский князь Всеволод и Великий Никон

Князь Всеволод, можно сказать, взял Киевский стол не мечом, а умом и хитростью. Садясь в январе 1079 года на великое княжение, он, конечно же, совершил традиционный обряд богослужения и пожертвования в монастыри и в церкви. Но осенью этого же года, причём в связи со своей победой над тьмутороканьскими Святославичами, он оказывается в очень непростых отношениях с церковью.


После гибели в сражении Великого князя Изяслава, Киево-Печерская монашеская братия отстранила от игуменства ставленника Изяслава и Феодосия (умер в 1074) — игумена Стефана, и избрала игуменом Великого Никона, который пользовался большим авторитетом как основатель Тьмутороканьско-Печерского монастыря. Он был также епископом, духовным наставником Тьмутороканьской земли и княживших там сыновей Святослава. Таким образом, монастырско-церковная власть переходит к сторонникам разгромленных Святославичей. Всеволоду нужно было достичь согласия с Великим Никоном, и он сумел это сделать.


В тексте о продаже «земли Бояновой» на стене Святой Софии перечислены 12 свидетелей из священнослужителей, но не указано ни одно из лиц, продавших землю и получивших огромную сумму денег. Из этого наш краевед делает вывод, что деньги за «Боянову землю» получили эти самые священнослужители, вернее, их высшее духовенство, то есть Великий Никон. Почему?

Всеволоду нужно было принести большие пожертвования в традиционный оплот сторонников Святослава — церковь Святой Софии, чтобы задобрить Никона. Эти пожертвования и были им вручены «пред Святою Софиею, пред попами» под предлогом покупки осиротевшей тьмутороканьской земли, единственным представителем которой оставался тогда игумен Великий Никон. То есть княгиня Всеволодова купила «Боянову землю» у Великого Никона, а также Вещего Бояна — это одно лицо, считает краевед Анатолий Жучков.

Деньги, полученные Великим Никоном за «Боянову землю», пошли, видимо, на строительство женского Свято-Андреевского монастыря, в котором в дальнейшем станет игуменьей дочь князя Всеволода Ярославича — Анна (Янка). А монастырь станет называться «Янчин».

Последние годы Тьмуторокани

Великий князь Всеволод Ярославич посадил в Тьмуторокани своим наместником некоего Ратибора, его в скором времени сместили князья Давыд Туровский и Ростислав Перемышльский.

В 1081 году произошёл госпереворот в Константинополе, родственники княгини Всеволодовой теряют власть, и в 1083 году в Тьмуторокань возвращается из Родосской ссылки Олег Святославич, он с миром отпускает князей Давыда и Ростислава в их прежние владения, как сказано в летописи, «за Днепр». Из этого указания летописи историк XVIII века И.Н. Болтин делает вывод, что княжество Тьмуторокань находилось на восточной стороне Днепра.

Заняв Тьмутороканьский стол, Олег Святославич едет в Киев к Великому князю Всеволоду и игумену Великому Никону, и приходит с ними к согласию: княжит в Тьмуторокани ещё 10 лет, причём никаких конфликтов Руси со Степью в это время не отмечается: Константинополь назначил Олега ещё и архонтом вассальных ему половцев.

После смерти в 1094 году Великого князя Всеволода, Олег Святославич выгоняет из Чернигова его сына Владимира Мономаха и княжит в этой своей старой вотчине. Под 1094 годом последний раз упоминается в летописях Тьмуторокань, считается в нашей историографии, но историкам XVIII века был известен не дошедший до нас источник, в котором говорится, что некий княживший в Тьмуторокани Всеволод Олегович в 1127 году внезапно пришёл с войском к Чернигову и выгнал оттуда своего дядю Ярослава Святославича.

Исчезновение княжества Тьмуторокань из летописей в начале XII века А.Д.Жучков связывает с захватом его половцами. Тьмуторокань итак была русско-половецким княжеством, а постепенное усиление давления Степи в этом веке приводит к исходу оседлого населения с верховьев Донца в более глубинные черниговские земли. Пещеры Тьмутороканьского монастыря были засыпаны, чтобы приходящие степняки не оскверняли святые места. Действительно, из приведённых событий следует, что большинство сражений с половцами русские князья проигрывают, хан Шарук роднится со Святославичами, половцы широко участвуют в княжеских междоусобицах. Степь в это время наступает на черниговские пограничные земли.

Тогда обращение автора «Слова о полку Игореве»: «Вступите, вступите в стремя златое за честь сего времени, за Русскую землю», призывает к освобождению от половцев земель в верховьях Дона/Донца, захваченного половцами Тьмутороканьского княжества, а не только к символической защите всей Русской земли.

Тьмутороканьско-Печерский монастырь

Из «Повести временных лет» следует, что умирающий в 1074 году игумен Феодосий, ярый сторонник «византийского устава», просит Киево-Печерскую братию избрать на его место игуменом монаха Иакова. Монахи отказываются выполнить его просьбу, потому что «Иаков не здесь пострижен». Он был пришлым, из монастыря Переяславского княжества, вотчины Всеволода Ярославича, женатого на дочери византийского Константина Мономаха, а в Киеве сидел тогда Святослав Ярославич, сторонник «старого Ярославого времени».

Феодосий на это сказал: «Вот я вам, по Божию повелению, назначил Иакова, а вы по своей воле хотите сделать. Ступайте, без меня сговоритесь, кого хотите, кроме двух братьев, Николы и Игната; из прочих кого хотите, от старейших до меньших». Братья избрали Стефана, и Феодосий благословил его на игуменство.

В эти годы, хотя на великом княжении сидит Святослав, а Изяслав в изгнании в Польше, умирающий Феодосий пытается водворить на игуменство Иакова, выходца из вотчины Всеволода, то есть продвигает ортодоксальную «византийскую партию» Всеволода в церковной политике.

Крапивенское городище /возможно, здесь был Тьмутороканьско-Печерский монастырь/

Киево-Печерская братия всё это понимает, причём антивизантийские настроения «старого Ярославого времени» в них совсем не сломлены «неистовым» Феодосием. Через четыре года, после гибели в 1078 году в междоусобице Великого князя Изяслава, Киево-Печерская братия отстраняет от игуменства Стефана и избирает игуменом тьмутороканского епископа Великого Никона, а в Тьмутьрокань назначает епископом отвергнутого Феодосием Николу. Об этом рассказывается в патериках «Послание Симона к Поликарпу» и «О Никите затворнике».

Из этого следует, что во второй половине XI века существует Тьмутороканьская епархия, известны два её епископа: Великий Никон и Николай, а Тьмутороканьско-Печерский монастырь был оплотом сторонников христианской традиции «старого времени Ярославого», сопротивлявшихся введению ортодоксального «византийского устава», его монашеская братия пыталась найти какой-то компромисс между христианством и язычеством, «свить славу старого и нового времени»; выразителем их чаяний и был Великий Никон, возможно, он же и Вещий Боян. Тогда в пещерах Тьмутороканьского монастыря могли храниться и священные реликвии языческой культуры «старого Ярославого времени».

Возможно, за свою свою поддержку «старого Ярославого времени», «старого двоеверия», Тьмутороканьско-Печерский монастырь и пострадал в дальнейшем — был вымаран церковными переписчиками из летописей, основательно вымарали из летописей и его основателя Великого Никона.

(Продолжение следует)

Виктор Каменев,

лауреат премии им. Бориса Полевого журнала «Юность» за 2006 год

17.01.2022

P.S. В своей книге А.Д.Жучков рассказывает, что написал тмутороканские «Тайны земли Бояновой» (19.06.1993) для белгородского краеведческого сборника «Истоки», издание которого было анонсировано.

Машинописный текст статьи пролежал у редактора сборника Ф.П.Тройно больше года, когда автор попросил вернуть статью, Тройно сказал... «что она пропала». Посылать «Боянову землю» на рецензию знакомым московским археологам Жучков не стал, не видел в этом никакого резона, и опубликовал её потом в своей книге.