Извините, мэм, Вы что-то замечали?

Даниэла Хоффманн
Я — код. Набор цифр, которые программист поставил в нужном ему порядке. Всего лишь сорок шесть фраз, три действия и один комплект одежды. Мне нравилась эта жизнь, несмотря на скудные возможности, которые мне предоставили. У меня даже мечты не было, лишь эти запрограммированные действия из раза в раз. Изо дня в день. Из года в год.

Игроки, конечно, попадались разные. Некоторые жестко тупили и скоро забрасывали новую игрушку в дальний ящик, не появляясь больше. Другие постоянно начинали сначала, не доводя дело до конца. Возможно, им было слишком сложно работать имеющимся головным мозгом, если он вообще был. А может быть им доставляло удовольствие каждый раз проходить до определенной части без ошибок, а затем снова возвращаться к началу. Третьи были моими любимыми. Упертые, непоколебимые, они уходили только когда видели финальные титры и больше никогда не возвращались. Им не нужно было возвращаться, для них было слишком много открытых миров… Миров, которые я никогда не смогу посетить, будучи кодом.

С появлением очередного игрока, я, как обычно, пекла пирог, находясь в своем светло-розовом платье в ярко-розовый горошек с белым воротничком. Повернувшись по щелчку левой кнопки мыши, вступила в один из немногих диалогов.

— О, герой! Твои подвиги говорят за тебя! Твоя слава бежит перед тобой!
— Мне приятно, скажите, мэм, Вы не видели ничего подозрительного?
— Что Вы имеете ввиду под “подозрительным”?
— Каких-то странных людей, которые спрашивали странные вещи… Возможно, странный запах.
— Нет, герой, но если что-то появится, я скажу тебе! И если что-то понадобится, я буду здесь, чтобы помочь!
— Благодарю Вас!

Отвернувшись к духовке, я продолжаю печь пирог, зная, что ближайшие полчаса меня трогать не будут… Щелчок. Разворот.

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Ну теперь уж точно смогу…

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Глубокий выдох. Решил уточнить, ну с кем не бывает?

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Хватит, парень…

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Ты начинаешь уже надоедать.

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Парень, серьезно, просто дай мне…

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Да чтобы ты игру не прошел…

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Закончил?

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Ушел. Кажется, этот с мозгом человеческим совсем не дружит. Надеюсь, в следующий раз наша встреча пройдет приятнее. Возвращаюсь к пирогам. Мне так нравится их печь! А впрочем… Я же больше ничего, кроме как печь пироги, не пробовала? Почему я так уверена, что это мое призвание, а не просто привычка, которой наделил меня создатель игры? Я просто повторяю одно действие, изредка уходя от плиты, чтобы показать игроку странные следы наверху.

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Вернулся. Быстрее, чем должен.

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

А что, если я также бешу других игроков своим постоянным однотипным действием, как он меня?

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Нецензурно выругиваюсь в своих мыслях. Если бы не код, меня бы вовсе не существовало. Но может лучше меня бы не было вовсе? Хотя вон, сапожник на другом конце города, чинит вечно ботинки и не жалуется. Что не так со мной? У меня какой-то баг? Я неправильная?

— Извините, мэм, Вы что-то замечали?
— Нет, герой!

Да перестань! Пожалуйста, перестань! Я не могу больше! Я не хочу!

— Твою мать! — завопил мужской голос и, резко подскочив, выдернул шнур из розетки. Рванув в другой конец комнаты, он вылил на системный блок бутылку воды, потушив огонь, — чертова игра… — пробурчал он и, глядя на подгоревшую технику, добавил, — все равно хотел покупать новый…