Навеянное Питером

Оксана Койсина
Не знаю, насколько это моё, точнее из памяти души, и насколько привнесённое полем питерских улиц, набережных и домов... Есть несколько картин, образов, персонажей, навеянных прогулками по Питеру.

Период революционного Петрограда. Образ учёного, из класса российской интеллигенции, который подвергаясь гонениям и невозможности работать, заниматься любимым делом, вынужден где-то прятаться, отсиживаться и думать о побеге из родной страны, из любимого города. В нём копится гнев, зреет ненависть к пролетариату («будь он проклят!») и ко всему революционному порядку, а точнее беспорядку.

Образ барышни, начитанной, играющей на фортепьяно, владеющей хорошими манерами и знающей все тонкости светского этикета, как и подобает выпускнице Смольного института благородных девиц. Она гуляет по питерским набережным, вдоль каналов и мостов, проезжает в карете по Невскому проспекту, часто бывает в Большом театре.

Девочка, а потом девушка-балерина, которая очень любит танцевать и вся её жизнь – это балет. Она очень много и усердно трудится, занимаясь у станка. Благодаря такому упорству её замечают и включают в балетную труппу. Живёт она очень скромно, в маленькой комнатке, под крышей театра. Она счастлива, потому что может дышать одним воздухом с любимой Мариинкой.

И снова я задаю себе вопрос: И где здесь я? Меня разрывает на тысячи кусочков бесконечное Нечто, сотканное из тысячи осколков памяти души или множества душ, заключённых в одном круговороте судеб.

Среди питерских образов много военных морских. Есть морской офицер, служащий Кронштадта, с печалью созерцающий нынешнюю Петропавловскую крепость, ставшую доступной на обозрение всем, превратившуюся в потешные ряды. Есть другой – прибывший из дальнего плаванья и спешащий с отчётом в Адмиралтейство. Он горд и наполнен волнительной радостью, своей сопричастностью к достижениям Отчизны. И есть простые моряки: палубные матросы и боцманы, кочегары и юнги, русские и советские. Они исправно служили, боролись за справедливость, защищали город и ходили в дальние походы.

И вот теперь, Господи, помоги мне найти себя в этой круговерти судеб. Я знаю, мой друг скажет: почисти каналы, очисти поле, создай для себя пространство... Но ведь нельзя же жить в постоянной изоляции. И потом, удержание такого пространства энергозатратно. Оно также лишает способности чувствовать. Я это поняла в Самаре. Тоска по утерянному – утерянным вещам, жизням, людям, временам, утерянному неоднократно – пронизывает меня насквозь. И я не хочу ничего с этим делать. Я не хочу убегать от этого. Это будет тогда звучать как предательство. Я хочу это помнить, принять, дать этому место, отпустить и идти дальше...

8.06.18.
Санкт-Петербург

©Ales