Почему Мюнхен называют Римом в Баварии
В католических храмах исторической части Мюнхена (M;nchen–Altstadt) хранится большое количество раннехристианских реликвий. Культ поклонения западных христиан костным останкам известных библейских персонажей и раннехристианских святых начался задолго до основания Мюнхена. Город возник в 1158 году по обеим берегам реки Изар на месте монашеского поселения "Мунихен". Однако архивные раскопки в центре города в в 2021 году обнаружили многие керамические и и деревянные изделия, возраст которых позволяет утверждать, что жизнь зародилась здесь на 60 - 70 лет раньше. Святые мощи, состоящие из останков тел (костей), принято называть у западных христиан «реликвиями» (лат. – reliquiae). К ним относятся и свято хранимые и почитаемые предметы, связанные с атрибутами жизни евангельских персонажей и христианских святых. Почитание германцами реликвий считалось «формой проявления народного благочестия», созвучной древним обычаям баварцев. Наибольшего расцвета культ реликвий достиг в XII–XIII столетиях, когда паломничества в Европе стали массовым явлением, а крестоносцы в большом количестве привозили реликвии из Святой Земли и Константинополя в германские земли. В храмах для них изготавливали из дубового дерева или драгоценных металлов специальные ковчеги, называемые на Западе "реликвариями".
В XVI–XVII веках в Мюнхене возрос интерес правителей города и служителей церкви к собиранию и почитанию реликвий. Их перенесение в Баварию знаменовало собою распространение среди городского населения святости и одновременно повышало статус тех церквей, где они находились. Одним из самых богатых собраний реликвий обладает иезуитская церковь Санкт-Михаэльскирхе (Jesuitenkirche St. Michael), расположенная на улице Neuhauser Strаsse 6. Большая коллекция реликвий («Heiltuemer») в этой церкви возникла как ответ католического движения Контрреформации на реформаторские идеи Мартина Лютера. Протестанты подвергали критике мюнхенские церкви, хранившие реликвии, обвиняя католиков в "поклонении костям". Благодаря правящему в Баварии герцогу Вильгельму V Благочестивому (1548 – 1626) Санкт-Михаэльскирхе превратилась в духовный центр Контрреформации, куда многие реликвии доставлялись в основном из Рима. Собирание мощей для верующего народа Мюнхена благословил и Папа Римский Павел IV (1476 – 1559). Епископы Рима поддерживали начинания баварских герцогов, направленные против тезисов протестантов, а потому щедро передавали Мюнхену реликвии раннехристианских святых. Ценные реликвии специально приобретали в Трире, Ахене и Кельне.
Имеются и другие важные обстоятельства, побудившие католиков Мюнхена приобретать в середине XVII столетия реликвии. В 1648 году Санкт-Михаэльскирхе объявила верующему народу о приобретении ею великой святыни – мощей святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана. Это было время завершения Тридцатилетней войны (1618–1648), и горожанами еще не были забыты страшные последствия эпидемии чумы (1632–1634), уничтожившей треть населения Мюнхена. Измученные бедствиями войны жители Мюнхена, воочию увидевшие покровительство Божией Матери своему городу и его людям, стали особо поклоняться христианским святыням. Благодаря большому количеству реликвий, хранившихся в мюнхенских храмах, город на Изаре приобрел в Европе славу "Рима в Баварии".