3. Сплошные несчастия

Валерий Суханов 3
Первая декада августа. Позади нелёгкий путь от Красноярска, за кормой осталось более двух тысяч километров. Пясинский караван в составе теплохода "Красноярский рабочий", парохода "Лесник", лихтеров "Северпуть" N 3 и N 7 и пяти деревянных барж причалил к Дудинке.

В одной из кают теплохода лидера каравана плыли руководитель экспедиции профессор Варенцов и два научных сотрудника ЦНИГРИ Олег Худяков и Виктор Обоимов.
Наконец они вырвались из «цепких лап» Енисея державшие их более месяца.

Настроение руководителя было ужасное. По всем уже нарушившимся планам экспедиция должна была завершаться. А она была только в начале пути.

Ещё когда их пароход «Барнаул» проходил Большой порог, Бориса Николаевича стали одолевать сомнения, вызванные находящимся всегда «под шофе» капитаном Ермиловым. Его бравада, выражавшаяся в пренебрежительном отношении к речной обстановке, едва не стоила им крушения. В одну из дождливых ночей «Барнаул», ведомый Ермиловым, лишь чудом избежал столкновения с баржой, которую тянул вверх по Енисею туер*.

А самое неприятное произошло при прохождении Осиновского порога. В половодье, образовавшееся из-за скопления не успевших уплыть ледяных глыб, пароход, проходя узость между островами «Барочка» и «Кораблик», в утреннем тумане похожими на суда, прижало течением к «щеке». Корпус дал течь. Вода хлынула в машинное отделение. Двигатель заглох и «Барнаул» понесло дальше кормой вперёд. Через полчаса пароходу повезло, не разрушившись окончательно, сесть на мель в одной из проток.
 
Капитан Ермилов, почём зря матерясь с похмелья, связывался из радиорубки с Красноярским речным портом. Вскоре выяснилось, что заканчивается подготовка к выходу каравана судов в Пясину. Но к терпящему бедствие пароходу «Барнаул» они не подойдут, а пройдут по фарватеру. Ермилов предоставил им шлюпку, для сплава по Енисею до Сумароково, ближайшего населённого пункта. Шлюпка позволяла разместиться с минимумом снаряжения.   Остальное необходимое понадеялись раздобыть в Туруханске или Игарке.

В Сумароково полмесяца ждали Пясинский караван. Связавшись наконец из Туруханска с супругой, выяснил что у неё случился выкидыш на почве нервных переживаний перед защитой диссертации. Сквозь рыдания, прерываемые помехами на линии связи, Софья Сергеевна прокричала срывающимся голосом, что она отказалась от защиты уже готовой диссертации.
 
Драматичность ситуации усиливалась тем, что впереди участников экспедиции ждала Таймырская осень, которая уже началась. В августе температура нередко опускается ниже нуля и выпадает снег, который помешает исследовать растительный покров, а геологам бить шурфы. Таким образом можно было признать, что экспедиция 1936 года потерпела полную неудачу. В общем Борис Николаевич переживал несчастье списывая всё происшедшее с ним и с экспедицией на високосный 1936 год.

Поэтому, когда караван прибыл в Игарку, Борис Николаевич отбил телеграмму директору Ботанического института о неудаче, в которой также запрашивал разрешение вернуться в Ленинград к страдающей жене. Ответ не заставил себя долго ждать. В телеграмме подписанной Келлером и руководителем ГГРУ**  Губкиным, предписывалось экспедиции высадиться в Дудинке и проследовать к месту  строительства медно-никелевого комбината в районе речки Норилка бассейна реки Пясина, проводя при этом изучение растительного покрова и геологические изыскания полезных ископаемых.
 
Ещё издалека, на подходе к Дудинке, до каравана судов стали доноситься удары работающих сваебойных машин. Миновав устье впадающей в Енисей речки суда второй Пясинской экспедиции прибыли в порт Дудинка. На косогоре в несколько хаотичном порядке стоял ряд деревянных строений, напоминавший большую деревню. Рядом со строящимся деревянным причалом находился на полозьях небольшой дощатый вагончик, на котором красовалась надпись «п. Дудинка». Выше, прикреплённый к крыше, висел плакат:

- « дело Ленина-Сталина живёт и побеждает!»
 
Недалеко от вагончика на мачте висела полосатая «колбаса», показывающая направление ветра. Из репродуктора на столбе, раздавалось бодрое:

- «физкультура, ура! ура! И будь готов, когда настанет час бить врагов…»

Между двумя работающими портовыми кранами, среди клубов пара стучащего сваебоя, мелькала женская фигура в кожанке, затянутой ремнём и сапогах с полевой сумкой через плечо. Капитан «Красноярского рабочего» Луханский, вынув трубку изо рта, кивком головы показал Борису Николаевичу на неё и сказал:

- Островская Ксения Георгиевна. Первый секретарь окружного комитета партии. Вам надо к ней. Она тут всем управляет.

Участники экспедиции спустились по трапу на причал и направились к партийному начальству.

Поздоровавшись и представившись, Борис Николаевич попросил Островскую об оказании помощи экспедиции в выделении шанцевых инструментов, пары рабочих и провианта.
 
- Вы что, уважаемый профессор, с луны свалились. Разве не знаете о том, что строится узкоколейка на Норильский рУдник. Кирки и лопаты нам не с неба падают. Всё привозят с Большой земли речным и морским транспортом. Их постоянно не хватает. А рабочих поставляет нам Главное управление лагерей. О чём думает ваше руководство?

- Уважаемая Ксения Георгиевна. Мы выполняем ответственное задание партии и правительства, являющееся одним из направлений развития северных территорий, обозначенных в пятилетнем плане. К сожалению, часть нашего экспедиционного имущества осталась на пароходе «Барнаул», потерпевшем бедствие, - подавая копию приказа о командировке и выписку из решения СНК сказал Борис Николаевич.

- Ладно. Есть немного инструментов подлежащих ремонту. На днях прибыл пароход с Мурманска с партией заключенных Соловецкого лагеря. Почти все были направлены на строительство железной дороги. Есть с десяток больных в лазарете, - махнув куда-то в сторону видневшейся горной цепи рукой, достав папиросу из пачки «Казбека», сказала Островская.
 
Закурив, и погасив взмахом руки спичку, продолжила:

- Переночуете в школе. По продовольствию что-нибудь изыщем. А по набору рабочих и инструменту добро пожаловать к начальнику стройки товарищу Матвееву. Он сегодня здесь в Дудинке. Сейчас напишу ему записку, - доставая блокнот из планшета, с привязанным к нему карандашом сказала Островская.

*-Туер - необычный вид судна. Туер называют цепным буксиром. Суть работы туера заключается в прохождении судна вдоль троса, натянутого по дну реки. Такой тип судна был разработан для преодоления сложных участков реки, где против течения обычному судну не пройти
**- Главное геолого-разведочное управление