ИГПИ. Воспоминания. Борис Маслов

Татьяна Сперанская
Члены ЛТК о Маслове. Запись Таганова

А. Петров: Мне нравится, что его стихи от сердца.

Б. Алексеев: Не все равноценно в стихах Маслова.

Т. Сперанская: Борис растет!!!

Ю. Назаров (скептик) : - А вы думаете, что у Маслова все масловское?

В. Матвеев: Я завидую, что у жителей Луха есть поэт Маслов.

Л. Таганов: Я хочу, чтобы стихи Бориса знали все.

Л. А. Розанова: Мы надеемся, что круг ваших тем расширится.

И. Багажкова: молчит, но глаза говорят, что стихи очень нравятся.

 
                «Мне не идет на ум строка,
                Ужель проходит ЛТК»

Такими строками завершил Ленька Таганов последнее заседание знаменитого Литературного творческого кружка, руководимого Людмилой Анатольевной Розановой. Создан он был, когда наш курс стал третьим, и Розанова стала преподавать нам курс «Русской литературы XIX века». Преподавание – это не передача атмосферы ее лекций. Она делилась с нами самым сокровенным, посвящала нас в заветное, приобщала нас к высокому.

Мгновенно к нему примкнули и младшие курсы: Леня Шлычков, Саша Петров, Борис Алексеев.

Раз в неделю, или в специально оговоренное время, мы собирались после занятий в свободной аудитории  или в Кабинете литературы для обсуждения стихов и рассказов участников, или поэтических новинок из толстых журналов.

Мы - это, в основном, студенты нашего курса. Но тут надо объяснить, а что такое было «наш курс». Набор 1958 года на историко-филологическом факультете состоял из трех групп, одна из которых была целевой из Хабаровского края и включала в себя человек 8 корейцев. Все лекции читались нам всем вместе, а это около 80 человек, в 408 аудитории  (если мне не изменяет память). Мы были дружны, перемешаны и расставались только на практические занятия. Например, я, Юра Назаров, Ира Миловская, Бронислав Николаев – были из 1-ой группы, а Алик Таганов, Наташа Кошелева, Наташа Савельева, Эля Зебольд, Лиля Пронькова, Алла Грицова – из 2-й.

Время это было особое, появилась масса прекрасных поэтов с возможностью публикации, мы зачитывались Игорем Волгиным, Рустемом Кутуем, Кайсыном Кулиевым, Вознесенским, Рождественским, Евтушенко. А как все молодые, и сами пробовали творить.

Однажды на наш суд были представлены стихи Бориса Маслова. Очень добродушный, молчаливый, улыбчивый, с очками на кончике носа, он вызывал большую симпатию.

На лето он уезжал в родной Лух и работал там пастухом. Это видимо и наложило определенный отпечаток на его характер. Как говорил Юрка Назаров: «Пастухи общаются с природой и по душе мечтательны.»

И вот мы слушаем стихи Бориса, и в них действительно, звучат и природа и душа. А когда начинаем расходится, Борис с улыбкой протягивает мне школьную тетрадку с текстами: «На память».

Я сохранила и стихи, и память об этом светлом человеке.

 

Маслов Борис. Стихи

             1.  ***

А мне от детства, что осталось?

Остались лучшие черты.

Но только мало, очень мало

Я взял от детства теплоты.

А люди ждут моей улыбки

И нежных слов, что легче жить.

Я знаю:  мне такой ошибки

Теперь уже не совершить.

И, зову сердца повинуясь,

Как миру вешнюю зорю,

Я все тепло, что даст мне юность,

Возьму и людям подарю.

       2.   ***

Я был недавно мальчиком,

Играл в азарте мячиком,

Ходил на речку Добрицу:

А вдруг чего наловится.

Наловится, нажарится,

Отец мной не нахвалится.

Я был недавно мальчиком.

Кто звал меня обманщиком?

Кто звал меня задирою?

Я прошлому завидую.

Я был  недавно мальчиком,

Шагал я в мир заманчивый,

Весенний, обязательный,

Раскрытый, как объятие.

Чтобы расти и вырасти,

Чтоб сердце к счастью вынести,

Я был недавно мальчиком.

       3.  Осенний лист

Кленовый лист, что пожелтел,

Был сорван ветром на рассвете.

Шел человек и песню пел,

И тот осенний лист заметил.

Его он поднял и унес.

Куда? Зачем? О том не знаю.

Но понял я: милее звезд

Его душе краса земная.

       4.  Зимней ночью

И зачем столько снега?               

                А вьюга

Все метет,

        И метет,

                И метет.

Как, наверно, приходится туго

Тем, кто нынче в дорогу идет.

Вот, наверно, беднягам обидно

Вьюжной ночью скитаться во мгле.

И становится чуточку стыдно,

Что сижу я в домашнем тепле.

      5.    Первый снег

Брожу по мосткам и скверам

В тиши ноябрьского вечера.

Руками ловлю снег первый,

Как будто хочу уберечь его.

Я слышал:
            «белые мухи».

Какие слова обидные!

Выйдите, жители Луха,

На улицы,

           новью обильные.

Неужто вам ближе печка?...

Встречайте же снег,

             товарищи!               

Каждая снежинка –

              песня

О юности непролетающей.

      6.    Мосты

Мосты...

         Им крохотное место

Уделено в потоке дней.

А нет мостов –
          И нет проезда,

И нет проезда для людей.

Вчера здесь былт груды щебня,

Бетон томился до поры.

Но взлет руки рабочей щедрой

И сердца правильный порыв –

И вот уже здесь путь проложен.

И я шагаю через мост,

Который, знаю, мне поможет

Дойти до самых дальних звезд.

       7.    ***

     Я иду полями и лугами

По своей родимой стороне.

Затерялось небо в птичьем гаме,

Стало привлекательно вдвойне.

День погож.

             Он радостью разбужен.

И ему теперь цвести, цвести.

Песню жизни над родным разлужьем

Не устанет иволга нести.

Хорошо от суеты домашней

Убежать до самой темноты

В мир природы неподдельной нашей,

В мир непогрешимой красоты.

     8.    Сережа

Он на свете немного прожил:

Мальчугану всего пять лет,

И зовут его просто Сережа,

А в руках он сжимает плеть.

Всю округу мычаньем звонким

Оглашают телята в лад.

Вы не думайте о мальчонке:

Мол, несчастнее всех ребят.

Он навек подружил с туманом,

С гордой ширью родных полей.

И мечтает о самом главном:

Чтобы в школу пойти скорей.

Разгорается день погожий,

Ходит по полю пастушок.

И зовут его просто: Сережа,

И в губах у него – рожок.

       9.    ***

Где березы и сосны

Будто в сказке, стоят, -

По тропиночкам росным

Брожу наугад.

Голубое презорье,

Золотой окоем.

Кто грустинку во взоре

Заметит моем?

И воление сердца

Кто, внимая, поймет?

Милый образ из детства

Сквозь годы плывет.

Неужели неясно? –

Жду когда в тишине,

Может, Шапочкой Красной

Ты выйдешь ко мне.

        10.   ****

Летним вечером звездным

Не подумай всерьез,

Что кукушкины слезки

Я для шутки принем.

Ты возьми их на память,

Чтобы зла не иметь,

Чтоб в разлуке не плакать,

А смеяться и петь.

       11.  Песня в роще

Я это вовсе не придумал,

А так явилось в жизни мне

Среди березового шума

В моей зеленой стороне

Когда я утром в рощу вышел,

А приют залетных соловьев,

Я эту песенку услышал,

Простую песенку без слов.

Шептали травы, листья.

                С чувством

Вся роща пела о любви.

Как будто капельку искусства

Ей передали соловьи.

       12.  В июле

Тишина без конца и без края,

Затерялся июль в тишине.

Теплый ветер, в колосьях играя,

Что-то шепчет отрадное мне.

А меня за собою далеко

Увела полевая межа.

Я один.

Только здесь одинокой

Никогда не бывает душа.

Полдень. Поле. Да синее небо.

И так радостно чувствовать мне

Вкусный запах печеного хлеба

В набирающем силы зерне.

       13. Валентине

Пусть метель завивает, куролесит опять, -

Мне не надо тропинок к тебе пролагать.

Не скажу никому я:  мол живем далеко.

До тебя, не скрываю, добраться легко.

Просто знаю, не встретишь  и не скажешь: «родной»,

Не откроешь мне двери, маня за собой.

Мы когда-то дружили. Ну, а нынче хоть плачь:

Я не знаю причину моих неудач.