Положение женщин в Италии эпохи Возрождения

Ковалева Марина 2
Положение женщин в Италии эпохи Возрождения

Текст опубликован официально: • Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии) • №4 (18) 2021


 Эпоха Возрождения в Италии была переходной эпохой, поэтому и положение женщин сохраняло многие черты средневековья, на фоне которых робко проявлялись ростки новых веяний.

Итальянская семья эпохи Возрождения была патриархальной. Всю свою жизнь женщины находились в зависимости сначала от отцов, затем от мужей, а в старости – от сыновей. Считалось, что они не способны к серьёзной деятельности и без присмотра по слабости натуры обязательно собьются с пути добродетельной жизни. В психологическом, моральном и юридическом плане они оставались на уровне, как отмечает Л. Вентури, «никогда не выраставшего ребёнка». В случае, если отдельные женщины пытались вырваться из очерченных для них обществом рамок, их поведение встречало со стороны мужчин открытую и явную враждебность. Однако, если такая женщина обладала влиянием, ей доставались преувеличенные лесть и похвалы. [Venturi, 2020:102]

Воспитание девочек было подготовкой к вступлению в брак или поступлению в монастырь. В первом случае им нужно было приданое, во втором – деньги на взнос для поступления. Приданое предназначалось для того, чтобы муж содержал на него жену. В XV в. в Флоренции был основан муниципальный банк «Монте делле доте», куда родители перечисляли средства на приданое дочерям.

Тяжелой была участь бедных сирот. Они должны были сами зарабатывать себе на жизнь в условиях, когда доступ женщин к профессиям был сильно ограничен.  Женщины могли быть разного рода прислугой, то есть занимать уязвимое и неустойчивое положение. Если они совершали жизненные ошибки,  то скатывались до падших женщин. Богатые горожане в искупление грехов создавали капиталы для выдачи приданого бедным сиротам, чтобы они могли выйти замуж и избежать кривой жизненной дорожки. Именно поэтому безвозвратные «заимствования» правителя Флоренции Лоренцо Медичи из капитала, предназначенного на приданое для бедных девушек, считались таким большим преступлением: отнимая у самых обездоленных, он толкал их тем самым на путь, который должен был привести их к погибели души.

Девочки должны были воспитываться целомудренными, послушными и скромными, опрятными, сдержанными, честными, владеть прядением, ткачеством, шитьём, умением вести хозяйство (сохранять продукты, управлять домом, ухаживать за детьми, знать основы домашней медицины). В некоторых семьях среднего достатка и знати их учили читать, писать, считать в хозяйственных целях. Отдельным девушкам из знатных семей позволяли изучать языки, науки и игру на музыкальных инструментах.
Оказаться без мужской поддержки семьи означало остаться абсолютно без защиты и средств к существованию. Иногда собственные родственники могли попытаться отнять у женщины имеющиеся источники к существованию  напрямую или, например, затягивая после смерти отца с выдачей приданого.

Поскольку средняя продолжительность жизни людей эпохи Возрождения составляла около 40 лет, родители стремились рано пристроить своих детей и обеспечить их будущее. Чаще всего дочерей отдавали замуж в 15-16 лет. Однако если мать девочки умерла, а отец вступал в другой брак, где она была лишней, или оба родителя умерли, или по каким-то иным причинам родная семья предпочитала, чтобы опека над ней перешла к семье будущего мужа, её могли выдать гораздо раньше. Например, Джованна Малатеста была выдана замуж за Джулио Чезаре Варано, правителя Камерино, в возрасте 7 лет.  Барбара Бранденбургская прибыла ко двору Мантуи, чтобы стать женой маркиза Людовико Гонзага в возрасте 11 лет. Однако раннее вступление в брак не означало фактического его исполнения. Семья мужа ожидала, пока «жене» не исполнится 15-18 лет.[Antenhofer:67]

Как правило, в зажиточных семьях юноша вступал в брак по решению родителей в 18-20 лет. Поскольку смертность женщин была высокой, с каждым последующим браком разрыв в возрасте между мужем и женой нарастал.
Итальянская семья обычно состояла из родителей, детей и не вступивших в брак братьев и сестер. В большом доме могли изолированно жить несколько братьев. [Оке, 2014:318]
Целью брака было вхождение в новую семью и рождение многочисленных детей. Степень уважения к женщине зависела от статуса её семьи и её реализации в качестве матери. [Antenhofer,2008:76] Жена должна была беспрекословно слушаться мужа. «Мужу надлежит приказывать, а жене следует радостно и поспешно выполнять его волю», - писал гуманист Франческо Барбаро.[Абрамсон,2005:68]
Дети принадлежали отцу, который «закладывал своё семя» в лоно матери, которая принимала его, по словам Л. Вентури, подобно цветочному горшку. [Venturi,2020:102]

Мужчина мог иметь бесчисленное количество связей на стороне. Юридически права законных детей и признанных незаконных не имели большой разницы. Законные имели преимущество при наследовании власти и ведущих ролей в семейном деле, однако в случае их отсутствия или смерти незаконные могли быть узаконены и получить такие же права.

В эпоху Возрождения сложился слой активных и предприимчивых мужчин, пытавшихся с помощью военной удачи повысить свой социальный статус, а то и стать синьором небольшого государства. Одновременно возник такой же слой женщин авантюрного склада, которые были готовы рискнуть своим будущим, вступив в связь с подобным «искателем удачи». Большинство из них, конечно, рассчитывали стать законными женами, но этим дело оканчивалось очень редко (пожалуй, практически единственный случай это Изотта дельи Атти, возлюбленная синьора Римини Сиджисмондо Малатеста). Как правило, если возлюбленный был ответственным человеком, многолетняя связь оканчивалась тем, что любовница выдавалась замуж и снабжалась имуществом, способным приносить доход. Например, Пачифика Сампероли, любовница правителя Пезаро Алессандро Сфорца,  получила в качестве подарков дома в городе, мельницу, печь для обжига кирпича, башню с голубятней, небольшие сельскохозяйственные владения. [Venturi,2020:102] Женщина могла также вернуться в свою семью с ребёнком, которому отец помогал деньгами, а затем забирал к себе, чтобы позаботиться о его будущем. Не исключались случаи, когда мужчина мог заставить мимолётную любовницу просто уйти, забрав у неё ребёнка, а то и вовсе не признать младенца.

Среди женщин, становившихся любовницами удачливых кондотьеров и владетельных синьоров, были не только молодые девушки, бежавшие из дома (дочь аптекаря Кассандра Павони, возлюбленная синьора Фаэнцы Галеотто Манфреди). Это могли быть девушки и даже законные жены, которых выдвигали их семьи в надежде на будущие привилегии и материальные вознаграждения. Семья Изотты дельи Атти, возлюбленной Сиджисмондо Малатеста, синьора Римини, была осыпана недвижимостью и дорогими подарками, включая рыцарское звание для её брата. Муж Лючии Марлиани, любовницы миланского герцога Джан Галеаццо Сфорца, получил отступные деньгами и должность подесты в Комо, а две сестры были выданы замуж с хорошим приданым. [Venturi,2020:104]

По мнению Л. Вентури, большое потомство многих синьоров имело две причины:
-несовершенство средств контрацепции;
-стремление гарантировать себе наследников, поскольку каждый третий ребёнок умирал до трех лет, а каждый второй – до того, как станет взрослым. [Venturi,2020:102]

Заключенные по политическим и экономическим  причинам, часто браки объединяли людей, далеких друг от друга по возрасту и интересам. В результате возникали поиски личного счастья на стороне, которые приводили к супружеским изменам. К изменам мужа общество относилось вполне спокойно. В случае супружеской измены со стороны жены муж или семья женщины имели право на совершение убийства виновной, в том числе совместно с любовником на месте преступления (убийство любовников на месте преступления считалось смягчающим обстоятельством в уголовном законодательстве Италии до 1981 г.) [Venturi,2020:97]

Одним из самых знаменитых случаев казни за супружескую измену была история Лауры Малатеста (1404 – 1425), дочери синьора Форли Чекко Орделаффи,  прозванной Паризина («парижанка») за утонченные манеры и изысканное времяпровождение. В 1418 г. она была выдана замуж за Никколо III д’Эсте, синьора Феррары, известного своим распущенным поведением. Синьор Феррары имел многочисленное незаконнорожденное потомство. Ближайшим претендентом на престол, если бы новая молодая супруга не имела детей, был сын его любовницы Стеллы де Толомеи  – Уго Леонелло. Чтобы смягчить отношения между сыном и представлявшей для него потенциальную опасность Паризиной, Никколо III, в надежде, что манеры его жены смягчат враждебное отношение вероятного наследника, поручил Уго Леонелло сопровождать маркизу в Равенну, в гости к семье Полента. Месяц, проведённый вместе, привел к тому, что молодые люди влюбились друг в друга. По возвращении они продолжили тайные встречи, о которых обманутый муж был извещён надеявшейся на вознаграждение служанкой. Потрясенный поведением сына больше, чем изменой жены, Никколо III приказал обезглавить обоих. [Venturi,2020:96-97]

В доме мужа женщины занимали особую часть дома. В городском доме это были несколько комнат, которые хозяйка делила с приближёнными женщинами, а в загородных резиденциях это мог быть целый этаж.

Риццарда да Салуццо, жена Николо III, синьора Феррары, жила в башне дворца и имела в своем распоряжении около десяти комнат с видом на площадь Феррары, в число которых входили несколько комнат для внебрачных дочерей её мужа, спальня, комната с печью и несколько комнат для мытья. [Folin,2008:492] Придворные девушки и дамы делили помещения со своей прислугой.

Согласно римскому праву, приданое женщины поступало в распоряжение мужа, однако очень знатные особы могли иметь личный счет. Например, Элеонора Арагонская (1450 – 1453), супруга герцога Эрколе I д'Эсте, прибыла в Феррару с приданым в 60000 дукатов и владела личным счетом, доход с которого  в 1476 году  составил  более 700 лир. Впоследствии годовой доход с этого счета возрос до 25000 лир в последующие годы.[Folin,2015:116] Согласно венецианскому праву, приданое принадлежало жене. Муж обязан был хранить его без права пользования. [Оке, 2014:320]
Жены правителя имели собственные дворы. Элеонора Арагонская имела небольшой двор из 20 слуг и около 20 придворных, но большинство из них были местными, а потому их не было необходимости всех размещать во дворце.[ Folin,2008:293]
Миланская герцогиня Бьянка Мария Сфорца обладала не только личными средствами, но также канцелярией и своим двором. Её двор составлял из 195 человек, в число которых кроме 31 придворной дамы  и кавалера, входили три секретаря, 17 слуг, отвечавших за деньги и выполнявших разного рода поручения, 9 слуг, ответственных за гардероб и драгоценности, 4 музыканта и певца, слуги, трудившиеся в кухне, кладовой и прислуживавшие за столом, 9 поваров, посудомойка, 3 охранника, 17 капелланов в разных городах. Кроме того, существовал обширный штат слуг на конюшне (29 человек), который обеспечивал как развлечения герцогини, так и за отправку гонцов. Придворный штат следовал за герцогиней, куда бы она не направилась, однако некоторая часть постоянно проживала в принадлежащих ей домах в разных городах.  Двор отражал обширные связи герцогини с  представителями знатных и  влиятельных миланских семей, был  посредником в поиске ее покровительства для себя, своих родственников и друзей.[Covini,2008:257, 263] Герцогиня обычно не имела власти над назначением должностей, тем не менее, Бьянке Марии всегда удавалось добиться важных уступок для своих подопечных. [Covini,2008:272]

Обычно вся жизнь женщины, даже знатной, проходила внутри дома. Правда, за жизнью улицы можно было наблюдать с балконов, соблюдая при этом достойный вид. На римских улицах женщин можно было видеть, в основном, только когда они выходили в церковь. В Венеции женщины могли распоряжаться своим имуществом, заключать сделки купли-продажи, брать и сдавать внаем, оформлять доверенности. [Оке, 2014:323]
В случае смерти мужа, вдова синьора оставалась  регентом при своих сыновьях. При этом удержаться у власти она могла только при сильной поддержке местной знати. В случае смерти единственного сына-наследника, она должна была освободить дворец.
Бездетная вдова покидала семью мужа, получив обратно причитающуюся ей часть приданого. В Венеции она получала все приданое и всю полноту прав. Если сын отделялся от отца, то не мог претендовать на его наследство. При отсутствии другого сына наследство переходило вдове при условии, что она больше не выйдет замуж. [Оке, 2014:324-325]

 Вдова могла вернуться в свою семью или семью родственников, если те были согласны принять её. Если женщина не умела сама позаботиться о поддержании и сохранении оставшихся ей денег, и у неё не было никого, кто мог бы о ней позаботиться, надежнее всего было внести взнос и поступить в монастырь.
От вдовы ждали скромной и незаметной жизни. Некоторые вдовы организовывали нечто вроде монастырей в своих домах, где собирались подобные им, оставшиеся незамужними и разного рода несчастные женщины. Они проводили вместе время, занимаясь рукоделием, посвящали свой досуг делам милосердия и благотворительности. Анналена Малатеста, потеряв сына и мужа, не захотела связывать себя другим браком: «Дом свой она превратила в монастырь, где к ней присоединилось немало других благородных женщин, и, запершись в нем, в святости прожила так до скончания своих дней. Основанный ею и названный именем её монастырь доныне хранит и вечно будет хранить её память.[Макьявелли, 1973:225]
Эпоха Возрождения расширила круг образованных женщин. Они переписывали священные книги в монастырях, помогали вести деловые  документы и счета в лавках и компаниях своих родственников, иногда подрабатывали переписчицами. Некая венецианка Марина, жена цирюльника Джованни, оформила завещание в виде страницы бухгалтерской книги. [Plebani,2007:250-251] Женщинами составлялись книги по вышивке и кружевоплетению, сборники рецептов, которые стали выходить в печатном виде. Например, сохранились кулинарные записи сестры Марии Виттории делла Верде из доминиканского монастыря Сан-Томмазо в Перудже. Издавались  руководства о сохранении продуктов питания, домашнем хозяйстве, изготовлении косметики (книга «Секреты» Изабеллы Кортезе, переизданная много раз).[Plebani, 2007:253]
В эпоху Возрождения появились женщины-поэтессы. Среди них выделяются Виттория Колонна (1492 – 1547),  Вероника Гамбара (1485 – 1550),  Изабелла ди Морра (1520—1545/1546).

Женщины могли самостоятельно составлять завещания, включая в них краткие сведения о своей жизни и наставления детям.[Plebani, 2007:256]
В конце эпохи Возрождения появились женщины, занятые необычными для своего положения профессиями.

Прославленной ученой была Кассандра Федели  (1465-1558), дочь богатого литератора Анжело Федели и Барбары Леони. Проявив с детства яркие способности, она выучила греческий язык, философию, диалектику, разные науки, умела импровизировать стихи под аккомпанемент цитры. Кассандра преподавала в университете, хотя ей не присвоили ученой степени. В 1487 г., в возрасте двадцати двух лет, она произнесла на латыни знаменитую в свое время речь с похвалой наукам и искусствам (De literaturarum laudibus) в Падуе. Кассандра активно участвовала в общественных философских и богословских дебатах со студентами и профессорами, несколько раз выступала в присутствии дожа Агостино Барбариго и венецианского сената, в частности, с речью за право получать высшее образование для женщин. Восемь лет она переписывалась с членами королевской семьи Испании, в частности с Элеонорой Арагонской, которая пригласила ее продолжить университетскую карьеру. Кассандра дружила с Беатриче д’Эсте, женой Людовико Моро, художником Джованни Беллини, который создал ныне утраченный ее портрет..
В возрасте 34лет Кассандра Федели вышла замуж за доктора Джованни Мария Мапелли из Виченцы.  Брак прервал её ученые занятия. Кассандра жила со своим мужем в Кандии с 1515 по 1520 годы. У супругов не было детей. Возвращаясь на родину, супруги пережили кораблекрушение и потеряли всё своё имущество. Вскоре муж Кассандры умер. Она обратилась за помощью к папе Льву X Медичи, но он не ответил ей, затем к папе Павлу III, который нашёл для неё место настоятельницы приюта при монастыре Сан-Доменико в Кастелло. Лишь в 1556 г. Кассандру Федели пригласили произнести речь в честь королевы Польши Боны Сфорца во время её визита в Венецию. Бона была так взволнована, что сорвала со своей шеи драгоценный камень и надела его на шею Кассандры. Кассандра никогда не падала духом и трудилась в приюте до самой смерти в 1558 г. в возрасте девяноста трех лет.

К сожалению, работы Кассандры Федели мало ценились. Её книга «Deordiniarum»  была утрачена. Сохранился лишь том из 123 частных писем и трех молитв, опубликованный в Падуе в 1636 году Джакомо Филиппо Томазини (Речи и послания Кассандры Федели). [Venturi, 2015:168-169]

 Тарквиния Мольца (1542 - 1617) была старшей дочерью из знатной семьи, происходившей из Модены. В детстве её сильно тянуло к книгам, которые она тайно уносила к себе, даже ещё не зная алфавит. Мать не одобряла её, а отец наслаждался этим. С его разрешения она с младшими братьями выучила греческий, латынь, иврит, астрономию и философию, получила музыкальное образование. После смерти отца девушке запретили учиться, и она продолжила совершенствовать образование через несколько лет с разрешения мужа. После смерти мужа в 1582 г. она поступила на службу к герцогу Альфонсо II д'Эсте Феррарскому в качестве фрейлины его невесты. При дворе она заслужила большую известность как певица-виртуоз в компании с двумя другими дамами. Тарквинию изгнали в 1589 г. из-за любовной связи  с композитором Жаком де Вертом,  который считался лицом низкого происхождения и неподходящей  парой для женщины ее положения. Она вернулась в Модену, окружив себя людьми искусства. В 1601 г. Тарквиния Мольца стала почетным гражданином Рима,  и это был единственный раз, когда данная привилегия была предоставлена женщине.  Она умерла в 1617 г. в возрасте 75 лет, оставив после себя завещание, оформленное на латинском, греческом и итальянском языках.[Riley,1988: 470-493]

Литература
Абрамсон,2005 – Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения. / М.Л. Абрамсон. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. 428 с.
Макьявелли, 1973 – Макьявелли Н. История Флоренции./ Н. Макьявелли. Ленинград: Наука, 1973. 439 с.
Оке Жан-Клод. Средневековая Венеция./ Жан-Клод Оке. – М.: Вече, 2014. 383 с.
          Antenhofer, 2008. -  Antenhofer Christina. Il potere delle gentildonne: l’esempio di Barbara di Brandenburgo e Paula Gonzaga. / Christina Antenhofer. //
Donne di potere nel Rinascimento. A cura di Letizia Arcangeli e Susanna Peyronel
Collana: I libri di Viella, 2008. Р. 67-87.
         Covini , 2008 - Covini  Nadia .Tra patronage e ruolo politico: Bianca Maria Visconti (1450-1468)./ Nadia Covini. //Donne di potere nel Rinascimento a cura di Letizia Arcangeli e Susanna Peyronel. Prima edizione: ottobre 2008. С.247-280
        Folin,2008 - Folin, Marco. La corte della duchessa: Eleonora d’Aragona a Ferrara./ Marco Folin //Donne di potere nel Rinascimento a cura di Letizia Arcangeli e Susanna Peyronel. Prima edizione: ottobre 2008. С.481-512
      Folin,2015 - Folin Marco. Spazi femminili nelle dimore signorili italiane DEL Quattrocento: il caso di Ferrara. / Marco Folin. // Viglevanum. Miscellanea di studi storici e artistic. – 2015. - № 25. Р. 106-119.
     Plebani, 2007 - Plebani Tiziana. Scritture di donne nel Rinascimento italiano. /Tiziana Plebani //IL Rinascimento italiano el’Europa. Volume secondo. Umanesimo ed educazione a cura di Gino Belloni e Riccardo Drusi. Fondazione Cassamarca - Angelo Colla Editore, Treviso - Costabissara (Vicenza),  2007. - Р.243-263
     Riley ,1988 - Tarquinia Molza (1542-1617): A Case Study Of Women, Music And Society In The Renaissance./ Joanne M. Riley. // The Musical Woman. Ed. Judith Zaimont, Catherine Overhauser, Jane Gottlieb. New York: Greenwood Press, 1988. Р.470-493.
     Venturi, 2020 - Venturi Luciano Baffioni.  Sante e cortigiane  nel palazzo di Alessandro Sforza signore di Pesaro. Storie degli Sforza pesaresi. Volume secondo. Youcanprint, 2020. 221 p.
     Venturi, 2015 - Venturi Luciano Baffioni. Storie degli Sforza pesaresi: la quadreria perduta: Giovanni Sforza Signore di Pesaro e l'arte a Pesaro all'epoca degli Sforza. Metauro, 2015.189 p.