6. 1. 4. Пушкин. Рок, 4

Поль Читальский
РОК – драма идей
«Каждый ангел ужасен» («Jeder Engel ist schrecklich») - «Элегии из Дуино»

Жакоте, тонкий ценитель Рильке — одного из тех поэтов, в ком сильнее всего в первой половине двадцатого века еще жила русская традиция3, — написал: «Кто знает, может быть “ангелов” Рильке не было рядом с ним в его смертный час». Жакоте приходит в голову, «что для жизни и смерти нам нужны сегодня разные ангелы»
Ангелы-хранители, они же — ангелы-мстители Пушкина говорят с ним «о тайнах счастия и гроба» одновременно.
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес…                («Евгений Онегин», VII, XXIV, 7–8)
Беньямин Вальтер: Тот, кто испытывает отвращение перед животными, больше всего боится, что в прикосновении они признают его своим.
Из Шутиловой Т.: стих из 84-го псалма: Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84: 11).Это сюжет о 4-х дочерях Бога — Мире, Правде, Справедливости и Милости, которые спорят о судьбе Человека (Человечества). Правда и Справедливость настаивают на необходимости наказания, а Милость и Мир — на необходимости спасения. 

Итак:
1. АСП приговорен на казнь.
2. Он ищет спасения.
3. Он обращается к классическим сюжетам истории, эпоса и мифа…
4. Он обращается к духовным текстам.
5. В разрешении  Дилеммы Евтифрона он видит свое Спасение. Оно – в Милости. Этим он хочет парировать приговор Старцев как противоречащий Суду Божьему.  Стих из 84-го псалма - это центр.место ... в этот спор или диалог (симпозий - лучше) встревает Церковь то в лице Великих Инквизиторов, то в лице Старцев ... и наводит порядок = как Анджело у АСП ... Вот АСП и аппелирует к Суду Божьему = Нравственности и заключаемой в ней Милости = и  начинается долгая мольба (КЦ) о Милости, приведшая его к  Приглашению на Казнь (Набоков), подвигу Духа и самопамятнику "Я памятник себе ..."
Памятка мол.бойцу: Великий Инквизитор - см главу Легенда о ВИ в Братьях Карамазовых  и, в случае глюков в мозгах, в комментах у Розанова.
Анджело = это рассуждения АСП о пути к месту казни после Приговора Старцев... Духовная жизнь пиита-проказника началась. О снисхождение Благодати верное свидетельство - человек на смертной тропе. Все – он пошел на казнь, а уж жертвоприношение это или просто Смерть пришла = у каждого свое ...
Платона! Это ключ к Анджело(Ангел) - ключ к началу духовных исков АСП к Богу и власти. Это начало истории поиска решения: Как надуть Старцев, избежать казни и продолжать проказни ...   
Знаменитая Дилемма Евтифрона : по-народному - эта дилемма - в расхожей "казнить нельзя помиловать"...
Что важно: поэмой Анджело АСП говорит своему личному цензору Ник1: ты не можешь меня судить и казнить, ибо этого не может делать тот, кто сам преступник, прелюбодей и бастард! Поэтому раз осудил (опять же преступил!) - так будь логичен и реально богоподобен (наместник же ты Его!) - милуй!  А Шекспира АСП  в мысли (идее) драмы М за М  шибко превзошел. Но пока он еще по инерции думал иронией отмахнуться от Старцев. А Смерть уже костлявой дланью ухватила АСП и потянулась к горлу, чтобы сдавить и не дать Душе пиита выскользнуть и реанкарнировать ...

РОК жертвы  - рассказ о подготовке дуэли ее автором

остается тайной: что это "вдруг" к концу окт. 1833 АСП озадачился дилеммой Евтифрона, кинулся к Шекспиру, стал искать аналогии, уперся в тему греха, преступления и Меры за Меру (МЗМ) = мера преступления и его наказание, которое на проверку неизбежно оказывается преступлением … и как можно избежать его: а) проявлением в Наказующем Божественности = Милости  или б) Жертвоприношением (Казнь - ритуальная Жертва) и ушел потом в духовность   alex: а когда Анджело написано? если подумать, что АСП знал, что АЛ1 жив и хотел до него донести Анджело, то как-то слабоват конец  : хотя может в простоте и сила? serjeo: конец окт 1833 - старт пушкинских страстей: он приговорен - это для него, жизнелюба и плута, удар ниже пояса.
Темы сыска: а) надо искать встречу с человеком, способным его ошарашить и пробудить в нем духовность или иное настроение  или встречу с  утаенной любовью = ЕА=ВМ - астрологический приговор Судьбы;  б) надо искать встречу со Старцами – она после приговора ЕА, т.е. утверждающий приговор мирской властью Духовников после аппеляции-сомнения АСП: Дюк ПРОЩАЕТ (и " Дук его простил.") = Дук проявляет не судебный Закон, а Милость = Закон Божий - божественное в наместнике Бога на Земле = божественное в мирской власти ... если ты правильный престолонаследник и Его наместник по части Мирской власти и в тебе есть искорка Б-га, то ты проявишь Милость! Вот о чем говорит пиит. Ему после двух приговоров остается уповать на Милость - на Божий Суд ... но он знает: Милость прописана только для 12000 из 12 колен (даже из потерянных) = 144 тысячам!  alex: к кому он обращается? к Николаю?  serjeo: И поскольку с 1833 г  АСП все более убеждается - нет у Самовластных в Рашке таких наместников = нет истинных Рюриков и даже Романовых (Кобыл) с Прусской стороны Великого Новгорода (представители знати Вел.Новгорода - столицы Вост. Провинции Атлантической Цивилизации - истинной родовой Руси!) : то он все более погружается в мрак неизбежности исполнения приговора ... Итак вплоть до суицида: Ник1 - это Анджело = временное существо. Фабула повести  Анджело такова = грех и преступление - в Природе вещей (как и Нравственность с 4 главы ЕО!) - существование этой пары взаимообусловлено = диалектично и ест-но = одного нет без другого, как Добра без Зла... Закон наказывает за грех (проступок или даже помысел?). Но в Наказании заложена преступность (а) наказующий тайный любодей, преcтупник (б) само наказание преступно - неадекватно  проступку, ритуально итп.  Т.е. Преступление наказауется преступлением = цепная реакция Греха. Разорвать это кармическое тело греховных Дел может только Творец всего сущего своей божественной Милостью. Поэтому обращение с мольбой и напоминанием о Милости идет к Дюку = Герцогу = местному наместнику, а к временщикам идти, в коих по роду нет божественности, это что быка доить - бессмысленно  - и об этом  АСП говорит Алу1 и Нику1 = каждому свое. Но Ал1 оказался не тем Дюком - без Бога, Милости и Благодати, он и не собирался быть вернувшимся на Трон Дюком. Он реален, а не мифически литературен. Ника1 же этот укор в подлом происхождении еще более оскорбил и сделал его месть Пушкину неотвратимой. alex: всё понятно, но не Ник1 получается приговорил АСП? а по стиху, как будто он. Не слишком просто для него? serjeo: «АСп и Дюк» - мы версию «Старцы - Ал1 - ЕА – АСП»  топчем уже месяц!  Ник1 = это офицеришка. Это не игрок. Игроки – Старцы инквизиторы, Ал1 - еще кое-как = Наполеон в нем лукавство Скифа признавал ... ну ЕА - это агент АЦ. Приговор - дело Старцев. ЕА = это их приманка для АСП: она ему лукаво - ты меня сгреб, иди в гроб (а сама искала замену любимому Ангелу = Ал1). Ну АСП, как всегда, и  влип ... а остальное (как говорил Бодлер) = ЛИТЕРАТУРА!  alex: ну слабоват тогда Анджело. Да, там просьба к Ал1, но ищет защиты от Ник 1. Может там ещё что то было и не думал АСП, что приговорил его Ал1? serjeo: откуда ты взял, что от Ник?  alex: ну у него всё автобиографично  serjeo z: Анджело да - слаб, ибо он никто = чиновник Закона и не понимает природы и кайф Милости, как проявление Б-жественности ...да в нем ее и нет и даже подыграть ей он не способен. Ничтожество на троне не от Бога – по случаю как Ник1... и взывать к нему - смешить попов ... alex: нет, он взывает к Ал1, но жалуется на Ник1. serjeo: АСП понимал - на Милость способно только лицо с реальным (богоданным) правом престолонаследия. Это ген Бога в человеке с правами Престолонаследия и наследия по образу и подобию черт ... Поэма замечательна и АСП взял за основу МЗМ Уильяма-нашего-понимаете ли -  не потому, что сам был слаб на выдумки, а, наоборот, чтоб спрятать свой автобиографизм жертвы и реальную проблему-ситуацию, за ширмой сцены Шекспира! alex: так что там из автобиографии?
serjeo: во всей галиматье (от аглицкого горлопанства собравшихся крикунов на марктплац) о шексперизации и шексперизме АСП  никто не удосужился до такого додуматься  ...а ведь все прост, если не мудрствовать. "Шекспировская ширма трагедии АСП"! Из биографии все есть в Анджело: Дук ушел (это Ал1), поставлен Анджело (реально - Ник1). Он – преступник - приговаривает оступившихся в грехе казнью-преступлением итд = все реально и биографично по истории царства. А уж по семейной драме АСП = ну так будто он все провидел: Ник1 увел НН, но вслед за судом Старцев (казнь как жертвоприношение за Ангела - Ал1) также приговорил на казнь АСП, но уже мирской властью. И ни в ком нет Милости! Неоткуда взяться. Вот и вся поэма - матрица его жизни. alex: ты говоришь, что когда был написан Анджело всей драмы ещё не было и АСП просто предвидел что будет?  serjeo : драма уже началась ... в пушкинистике 1834 год забит как год уже состоявшейся семейной драмы - разрыва, раскола, блудства фиксированного ...1833 - начало всей "дуэльной истории АСП". История имеет неск страт: дуэль со Старцами и Роком, дуэль с Ник1, дуэль с Ал1 в затворе, дуэль с идеей семьи и НН... итд, завершившаяся суицидом – казнью - пистолетными выстрелами в сумерках... духовными страданиями на смертном одре ...и Милостью АСП к остающемся в грехе. Кому он поцеловал руку на оном? Да, драмы житейской еще не было, но Посвященный (звание) ее увидел и описал. Клаудио соблазнил Джульетту, но был прощен Дуком. Это д_Антес. Дж-тта = не обязат. НН, это могла быть любая им ... тут важен мифический смысл, а не строгая логическая адекватность она (адекватность - не суть, суть = Казнь и Милость = орел или решка в игре АСП).
Александрина была у постели агонизирующего лишь 1 раз и с детьми. Цепочку ее он вернул чрез Вяземскую - ее он любил в Одессе... руку он поцеловал Карамзиной... за  ней он послал спесьяльно, когда ему увиделось  = Смерть идет: буду дедком из Сказки о Золотой Рыбке (это сказ о несостоявшейся надежде АСП на укрытие от Грехов мира в семейной жизни). К 1833 прозрел (см. его стих повесть Анджело), а в 1834 г уже осознал - быть ему казненным без надежды на Милость.  Тут начинается уже финальная Дуэльная история (в шир смысле) и духовный Каменноостров. цикл стихов и настроений (см. Странника и далее). Есть мнение - АСП знал Сенеку Луция - он вполне своей моралистикой мог "достать "Наше Все» и  литфон пополнился Письмами Сенеки и его Философскими трактатами. Совсем в тему "О милосердии", в коем тема Милости  делает из нас скальп: к концу болдинской осени воспаленный Музой мозг АСП дошел до крайности, за коей виден иной Мир...там Духи бродят и в даль зовут. На горизонте видимости АСП увидел Старца и узрел свой Рок. Все стало ясно и страшно. Уже осенью 1833 АСП сам себя казнил. Это уже просто суицид.  Все остальное = горделивая театральная поставка = за мастерством он обращается к штудиям Уильяма -н-п-ли - ... вот и все.  А просто сигануть в Неву или сойти как Херманн с ума = гордыня Гения мешала. Вот и решил подуэльничать: Луций Анней Сенека. Письма о жизни и смерти. Начитался АСП в тиши осенней болдинской глуши таких письмен = крыша то неподготовленная и поехала... помчался к ЕА=ВМ и огреб у оной по полной ... поскакал к Старцам = услышал приговор духовников = Бери крест - будешь священной жертвой - плата за Милость на скором Божьем Суде. А НН его все шляется - на Шпалерной кувыркается ... а д-Антес все наслаждается... А мож просто АСП поразило стих-ние декадента: А. Вертинский. Самой нежной любви наступает конец.  Что так вдруг АСП осенью поздней 1833 бросается на МЗМ Шекспира и, ухватив ее смысл (не справившись с переводом), переиначивает его... делает прогнозом своей биографии? В чем причина? И отчего такой ясный финал = литературного героя милуют, а значит реального – вряд ли? На этот вопрос ответа иного, чем моего, дать пока не могу. Но вряд ли Анджело просто забава. И вряд ли тема Суда и Милости не автобиографичны для АСП. Поизмывались над Анджело подслеповатые мозгами литературоведы интертекстуалисты и прочие ажаны мысли: да какое нам дело какой это жанр, шексперизм это или шекспердизация. А понять ЧТО и ЗАЧЕМ пиит сказал о своем прозрении, что он увидел в прогнозной астрологии и почему возопил о Милости = всем из кабинетов, педсоветов и методкабинетов  НЕДОСУГ.  Смысл: с 1833 у АСП в письменах стал присутствовать Старец ... и Бес.

Путь на Голгофу - РОК и Нерукотворенный

Анри Грегуар: Я памятник воздвиг НЕРУКОТВОРНЫЙ. Эпитет АСП чисто религиозный (духовный) и узко специфический: НЕРУКОТВОРНЫЙ = acheiropoietos у греков и дается в православии опр. иконам. Это икона ключевая – Христа. По преданию ее не писала рука человека – она запечатлелась на холсте, приложенном к Лику ЕГО – это  НЕРУКОТВОРНЫЙ СПАС.  Эпитет сей взят из прямой речи Христа (Ев.от Марка 14, 58):

57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
Ранее это слово у греков не встречалось.
Петр избрал себе в качестве ЛИЧНОЙ СВЯТЫНИ именно эту икону (нах-ся ныне в Спасо-Преображенском соборе СПб). Внутри Зимнего нах-ся собор НЕРУКОТВОРНОГО образа. АСП отпевали (как сына Петра?) в Конюшенной ц., посвященной Нерукотворному образу! 
Может поэтому и заменил Петр на знамени росс воинства Образ  НЕРУКОТВОРНЫЙ на образ Андрея Первозванного!?