5. 7. Пушкин на Перекрёстке судьбы в 1826-ом

Поль Читальский
 Пушкин на Перекрёстке судьбы в 1826-ом.
Из его писем той поры:
Бунт и революция мне никогда не нравились
Я никогда не окажусь на галерах  ... и … отпустите меня ...  «в чужие краи»

С весны 1826 г после трехмесячного упорного и странного молчания Пушкин разразился потоком писем, в которых преобладает одна тема — наведение мостов с дежурной частью новой власти, взывание к милости царя, раскаяние в ошибках молодости с ее либеральным бредом (по его же определению) и покаяние …
Одним из советчиков поэтом выбран со-брат по литцеху князь-поэт П.А. Вяземский (другим был осторожный царедворец и свой человек в Доме Романовых поэт-бастард Жуковский Вас.)
I
Объект анализа:
Письмо  П. А. ВЯЗЕМСКОМУ. 10 июля 1826 г. Из Михайловского в Ревель
Коротенькое письмо твое огорчило меня по многим причинам.
Во-первых, что ты называешь моими эпиграммами противу Карамзина? довольно и одной, написанной мною в такое время, когда Карамзин меня отстранил от себя, глубоко оскорбив и мое честолюбие и сердечную к нему приверженность. До сих пор не могу об этом хладнокровно вспомнить. Моя эпиграмма остра и ничуть не обидна, а другие, сколько знаю, глупы и бешены: ужели ты мне их приписываешь?
Во-вторых. Кого ты называешь сорванцами и подлецами? Ах, милый... слышишь обвинение, не слыша оправдания, и решишь: это Шемякин суд. Если уж Вяземский etc., так что же прочие? Грустно, брат, так грустно, что хоть сейчас в петлю.
***
Твой совет кажется мне хорош — я уже писал царю, тотчас по окончании следствия, заключая прошение точно твоими словами. Жду ответа, но плохо надеюсь.
Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков.
Все возмутительные рукописи ходили под моим именем, как все похабные ходят под именем Баркова.
Если б я был потребован комиссией, то я бы, конечно, оправдался, но меня оставили в покое, и, кажется, это не к добру.  Впрочем, черт знает. Прощай, пиши.

А. С. Пушкин  Собр.соч. в10 тт.  Т.9. Прим. И.М. Семенко: Моя эпиграмма ... — по-видимому, «В его истории изящность, простота...». Кроме нее, известна еще одна эпиграмма Пушкина на Карамзина («Послушайте, я сказку вам начну...»). Кого ты называешь сорванцами и подлецами ... — возможно, эти слова являются упреком Вяземскому за невольное оскорбление декабристов, в среде которых были популярны эпиграммы на Карамзина. В том же 1826 г. в своих «Записках» Пушкин следующим образом охарактеризовал структуру «Истории государства Российского»: «Несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия, красноречиво опровергнутые верным рассказом событий».

II
Наш комментарий текста письма:
10 Июля — три дня до казни пятерки, которую Пушкин провидел еще осень 1823-го (!)
Ясно — царедворцы узнали — будет казнь пятерки бунтовщиков
Многие уже пошли по этапам в Сибирь … без чинов, званий прав и крепостных душ
Многие пошли солдатами на Кавказскую вечную войну…
Вяземский как всегда язвительно напомнил Пушкину об его эпиграммах на историографа Двора ЕИВ Н.М. Карамзина, в которых историк поруган в его идее необходимости России в самодержавии царя и кнута для его народа
НА КАРАМЗИНА
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Пушкин в ответ оправдываться, дескать всего была одна и в юности в период либерального бреда … Хотя известна по крайней мере еще одна
ЭПИГРАММА (НА КАРАМЗИНА)
«Послушайте: я сказку вам начну
Про Игоря и про его жену,
Про Новгород и Царство Золотое,
А может быть про Грозного царя...»
— И, бабушка, затеяла пустое!
Докончи нам «Илью-богатыря».
Вяземский, убежавший от греха расправ подальше в Ревель и оставшийся «декабристом без декабря», называет этих самых  «декабристов»-неудачников  сорванцами и подлецами = мол сорвались с цепи злодеи в возрасте сорванцов (т. е. озорников — проказников, шалунов и школяров) и оформили спешно подлое дело, испоганив весь замысел либерализации. Пушкин в ответ передает притчу типа не судите и не судимы будет и не творите Шемякин суд, становясь на сторону обвинения и не беря во внимания оправдания

прим. Шемякин суд-означает несправедливый суд, Название старинной русской сатирической повести, обличавшей произвол и корыстность феодального суда. Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка (ум. 1453), печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. В борьбе за московский престол одержал на некоторое время верх над своим соперником, моск. кн. Василием и ослепил его. Впоследствии московский князь получил прозвище Василий Темный (то есть слепой), под которым и вошел в историю.

Завершив полемику с князем о взаимном позиционировании относительно бунта и расправы над его участниками, Пушкин переходит к главному = мосту к царю и всей его власти:

(1) Он напоминает о своем послании от 27 мая 1826-го с известными ставшими крылатыми у либералов словами :
 « ...Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.
Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России?
если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь.
Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство.
В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.»
Коммент:
- если царь даст свободу — это памятка князю о том, что поэт вышел с перекрёстка судьбы с твердым решением пойти на сговор с властью, имеющей непреодолимую силу, и начал серию ходатайств с прошением о царской милости и просьбой прекратить мучительное для тщеславного гения  заточение
- обычно фразу «презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство» толкуют адепты «научного патриотизма» зловредно патриотически, хотя в ней откровенное презрение к Отечеству и ЛИШЬ ДОСАДА, что таково и чувство к ней засранца-иностранца с военным ранцем
-  удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится = это откровенный план узника, ставшего в заточении идейным диссидентом, понявшим, что умом РУСЬ ПРОКЛЯТУЮ не понять - ей можно только в рыло  и из оной удрать … в Париж … Незабавно умереть в Опоческом уезде!

(2) Он извещает, что уже писал царю личное прошение о МИЛОСТИ и СНИСХОЖДЕНИИ :
НИКОЛАЮ I
11 мая — первая половина июня 1826 г. Из Михайловского в Петербург
Всемилостивейший государь!
В 1824 году, имев несчастие заслужить гнев покойного императора легкомысленным суждением касательно афеизма, изложенным в одном письме, я был выключен из службы и сослан в деревню, где и нахожусь под надзором губернского начальства.
Ныне с надеждой на великодушие Вашего императорского величества, с истинным раскаянием и с твердым намерением не противуречить моими мнениями общепринятому порядку (в чем и готов обязаться подпискою и честным словом) решился я прибегнуть к Вашему императорскому величеству со всеподданнейшею моею просьбою.
Здоровье мое, расстроенное в первой молодости, и род аневризма давно уже требуют постоянного лечения, в чем и представляю свидетельство медиков:
осмеливаюсь всеподданнейше просить позволения ехать для сего или в Москву, или в Петербург, или в чужие краи.
Всемилостивейший государь,
Вашего императорского величества
верноподданный
        Александр Пушкин.

<На отдельном листе:>
Я,
нижеподписавшийся,
обязуюсь впредь никаким тайным обществам, под каким бы они именем ни существовали, не принадлежать;
свидетельствую при сем, что я ни к какому тайному обществу таковому не принадлежал и не принадлежу и никогда не знал о них.
10-го класса Александр Пушкин.
11 мая 1826.»

11 мая — великий день в Роке и Судьбе нашего всего … Он принял роковое решение идти на сговор с победившей бунт и вообще всякий протест властью и вышел с Перекрестка Судьбы в сторону Черной от мести реки …  Он стал отступником и служкой дежурной части власти.

В это время уже не грозили никакие пыточные Лубянки, Сибирь, каторга в рудниках, заточение в монастыре или солдатский паек в окопах Кавказской бойни … Власть знала, что он всего лишь мнимый вертопрах и сикарий, ложный кинжальщик, типичный болтун и шалун, но никакой не революсьонэр
Пушкина ждала аудиенция с новым царем… в дворце Чудового монастыря… На Ивановской площади Кремля:
Время встречи было выбрано после казни = унизительного для дворян ритуального повешения пятерки «как шутов» (И я бы мог как шут… резюмировал Наш Гений НВН).
Место и время встречи выбраны самим царем неспроста и большой говорящей символикой: местом встречи с отступником был намеренно выбран  Чу;дов монастырь (старинные названия — Великая Лавра, или «Чудо» [Сергиевская И. Г. Легенды и тайны Московского Кремля. — М.: Вече, 2017] - что  именован так от посвящения соборного храма монастыря — во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех  (см. Девятов С. В. Чудов монастырь. От старины глубокой — до наших дней // ВВП : Российское федеральное издание. — 2015. — № 3 (92)). На территории монастыря хоронили монахов и светскую аристократию (князей Трубецких, Куракиных, Хованских). Использовался властью  для заточения противников церкви и государства].  [Забелин И. Е. История города Москвы. — М., 1902].
Храм Чуда Архангела Михаила был разрушен в 1929 г, остальные постройки монастыря — снесены до 1932-го. В день сноса Алексиевской церкви архитектор-реставратор Пётр Барановский успел вынести из здания раку с мощами святителя Алексия, которые сперва перенесли в Успенский собор, а 1947 году — в кафедральный Богоявленский собор в Елохове , где крещен наш гений (!).
Эти время встречи и ее место имели несколько символов:
- царь стал палачом-вешателем с ритуалом казни, автором проекта которого до мелочей ( вплоть до шутовских балахонов жертв) был сам царь-император (!)
- время встречи — после страшной, сделавшей немой всю Русь, казни именно через удушение (!)
- место встречи — паперть палат, в подвалах которых были пыточные и казематы для вольнодумцев…

В итоге поэт из двух вариантов своего Пророка использовал тот, что в котором не было слов о царе - убийце…

На этом месте в Кремле теперь 14-корпус: