Комсомольский значок

Алексей Мельков
Иван Петрович сидел в кресле и просматривал областную газету «Красное знамя».
У его ног мурлыкал рыжий кот Васька. На кухне в это время жена Мария пекла свои «фирменные» пироги. Время предобеденное, самое много обещающее в смысле общения за кухонным столом. Внучка Ева в этот день пришла к старикам в гости. Она всегда приходила в свободные от школьных занятий субботние дни.
Как будто почувствовав, что Иван Петрович вспомнил о внучке, она тут же шумно вбежала в большую комнату-зал, где дед уютно  сидел в своём любимом зелёном кресле.
- Дед, смотри что я нашла в ящике твоего письменного стола! – радостно провозгласила Ева.
- Что ты там нашла, внуча? – оторвавшись от газеты, спросил Иван Петрович.
- А вот взгляни! Значок с изображением Ленина. И буквы: ВЛКСМ. На, посмотри.
Ева положила значок на раскрытую ладонь деда. Иван Петрович поднёс значок поближе к глазам, хотя он и так уже понял, что речь идёт о комсомольском значке.
- Это, внученька, комсомольский значок. Символ принадлежности комсомольской организации.
- Да, слышала про такую. А ты что, был комсомольцем? – любопытствовала Ева.
Дед посмотрел на внучку тёплым, ласковым взглядом. Она ведь как раз входила в пору того возраста, когда уже могли принять в комсомол.
- Что ж, расскажу тебе, Ева, о том, где и как я вступил в комсомол – коммунистический союз молодёжи. Ведь и я когда-то был молодым… Обычно в комсомол в наши дни принимали в школе, когда подходило время расставаться с пионерской организацией. Перед этим дети, в младших классах, были октябрятами. Носили на груди октябрятские звёздочки. Дети с самого раннего возраста не были предоставлены сами себе. Октябрята, пионеры, затем комсомольцы…
Иван Петрович взглянул на лицо Евы.
- Тебе это интересно?
- Да, рассказывай, дед.
Внучка присела на кресло к деду и слушала его рассказ о том далёком прошлом, в котором её ещё не было.
- С комсомолом в школе у меня не сложились отношения. Даже и с пионерией. Веришь ли, в школе я не был примерным мальчиком. Пошаливал на переменах, иногда на уроках доставлял учителям неудовольствие. Особенно на уроках немецкого языка. Ведь я очень эмоционально переживал недавно закончившуюся войну с гитлеровской Германией. И эта «каркающая» как мне казалось речь была мне глубоко неприятна. Возможно, та война таким образом повлияла на мою дальнейшую судьбу.
- Ну, дед, не знала, что ты с детства был диссидентом.
- Вот какие словечки ты знаешь! – сказал удивлённый Иван Петрович.
- Мог бы и не рассказывать внучке эти подробности, - произнесла неслышно подошедшая баба Маша. – Идите обедать!
- Ну, баба! Хочу дослушать рассказ про комсомол.
- Ладно, только недолго, а то жаркое стынет, - сказала уступчиво Мария Григорьевна, и пошла на кухню.
- Так что было дальше, дед?
- Было, было. Помню, купила мне мама новенький, шёлковый, ярко-красный пионерский галстук. Я с гордостью носил его на шее. Но однажды, на пионерском собрании, пионер-вожатая вызвала меня перед всем классом к доске. И тут стали меня отчитывать перед всем классом за моё плохое поведение и «двойки» по некоторым предметам. Даже кто-то из учеников поднимался и осуждал меня. Это было особенно обидно, до слёз. И тут прозвучало: «За плохое поведение и неуспеваемость, Иван исключается из пионерской организации».
- Сними и отдай галстук, Иван! – громко сказала пионер-вожатая.
- Я галстук свой не отдам! – сказал тогда со злобой я, и, развязав галстук, сунул его в карман брюк. - Мне его мама купила!
- Ну ты герой, дед! – восхитилась Ева.
- Да какой там герой. Хулиган. Человек не должен противопоставлять себя коллективу. Это сейчас я понимаю, что всё делалось с целью воспитания нашего поколения… Поэтому в комсомол меня принять не могли, так как я не был членом пионерской организации, предварительной ступеньки для вступления в комсомол, который, в свою очередь, был ступенькой для вступления в дальнейшем  в коммунистическую партию СССР.
- Так откуда у тебя в ящике этот значок? Он что, бабушкин был? – любопытствовала Ева.
- Нет, внуча, это мой значок. Я всё же недолго, но являлся членом комсомольской организации. Это уже после школы, в период моей работы в одной Томской организации. В наш цех тогда пришёл молодой, энергичный человек по имени Виктор Попов. Он возглавил комсомольскую организацию предприятия. Все мы, рабочие цеха, очень симпатизировали новому начальнику. И потому я тогда с радостью вступил в комсомол. Был у меня и комсомольский билет, и этот вот значок. Помню, как изменилось моё отношение после этого к работе. Любое поручение начальника цеха выполнялось с большим воодушевлением. Всё же, роль личности имеет огромное значение в руководстве цехом, в руководстве страной. Но, к сожалению для нас в те дни, яркого руководителя рано заметили и продвинули вверх по карьерной лестнице. Не стало у нас начальника цеха в лице Виктора Попова.
- И ты после этого вышел из комсомольской организации? – задала Ева провокационный вопрос.
- Да, это так и случилось. В скором времени мне  пришлось уволиться с этой работы по ряду причин. А устраиваясь на новую, уже в другом населённом пункте, я скрыл свою причастность к ВЛКСМ.
- Ну вы идёте обедать?! – раздался из кухни голос бабы Маши.
- Идём, идём, - сказал Иван Петрович. – Айда, внуча, отведаем жаркое.

12.01.22