Подвиг Великого Народа и история Полуторки

Эммануэль Терешкин
Многое меняет время… Лишь неизменными остаются – чувство любви к своей Родине, дорогому сердцу Отечеству и память о героических подвигах наших людей.
Отрадно, что 2022 год является юбилейным для Горьковского Автомобильного Завода. 29 января 1932 года началось серийное производство Легендарного грузовика Великой Победы – ГАЗ-АА, под колёсами которого была раздавлена гидра фашистской идеологии.
Вспоминая о первых ГАЗ-АА –  знаменитых полуторках, невольно представляешь непростой путь этой машины. Она вытянула вместе с СССР все масштабные стройки страны, тяжелые годы Великой Отечественной Войны и послевоенный период восстановления народного хозяйства, вплоть до 1970-х годов. Всего, начиная с 1932 года и, до 1950 года с конвейеров четырех автозаводов нашей Страны сошли 985 тыс. грузовиков, ставших гордостью отечественного автопрома.
Великая Отечественная война… Полуторка прошла модернизацию, её военная версия вошла в историю под обозначением ГАЗ-ММ-В. Но и отсутствие при сборке одной фары, равно как отсутствие тормозов на передних колесах (тормозными колодками оснащались только колеса задней оси), а также отсутствие бампера и другие упрощения в конструкции – не мешали полуторке заявить о себе, как о уникальном, легендарном грузовике, приближающим с каждым годом, днём и минутой – Победу! И пусть, дефицитные стартеры и аккумуляторы быстро изнашивались – машина заводилась вручную, методом вращения коленвала через металлическую рукоять. Не каждый автомобиль того времени мог «похвастаться» такой ремонтопригодностью, как легендарный ГАЗ-ММ-В, он же военный ГАЗ-АА. Двигатели мощностью 42 л.с. и 50 л.с. обладали повышенной тяговитостью, были устойчивы к морозам и повышенной влажности, легко разбирались и собирались в полевых условиях. Машины ездили на бензине, лигроине и даже на… керосине! Этому способствовала низкая степень сжатия – 4,2/1.
Легендарный грузовик Великой Победы – производили не только в Горьком… Московский КИМ, Ульяновский автозавод, Ростовский автосборочный – вот «география» конструкторской работы и постоянных усовершенствований, круглосуточного труда гражданского населения – наряду с мужчинами в одном с ними бешеном темпе, с предельной самоотдачей на сборке трудились женщины и не по возрасту повзрослевшие тогда подростки!
Благодаря собственной малой массе автомобиля и его хорошей грузоподъемности, перевозка грузов через замерзающее зимой Ладожское озеро в блокадный Ленинград была возложена именно на полуторку ГАЗ. В ходе операции были спасены сотни тысяч жизней граждан! Это был единственный путь, позволивший осаждённому Ленинграду выжить. Нормы продовольствия в городе были снижены до трагических – 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 грамм для всех остальных. Люди умирали от голода тысячами. Всего лишь 3% населения погибло – от бомбардировок вражеской авиации, а 97% жителей – от голода. Город выстоял благодаря подвигу водителей, который невозможно чем-либо измерить – его нужно помнить всегда! Каждая четвёртая машина не вернулась из рейса, провалившись в полынью или попав под орудийный огонь фашистов. Отвага и профессиональное мастерство шоферов – приблизили прорыв блокады нашими войсками.  Свой стих я посвятил их бесстрашию и самоотверженности:

ДОРОГА  ЖИЗНИ

Лишь только мороз держит лёд,
И снег засыпает ступицы,
Военное время не мёд,
Мы вместе в победном единстве.

Колонной идём с расстояньем,
Дистанция край, как важна,
Дорога живёт ожиданьем –
Здесь жизни и смерти черта…

Гул в небе... Конечно же, Мессер…
Строчит с под крыла пулемёт
Разбитая фара и мимо пуль десять,
Слегка продырявлен капот.

И вражеский вновь артобстрел,
Крошится под взрывами лёд,
Но знают водители дело –
Вираж, снега хруст, поворот…

…На Ладожском озере тихо,
Прошла уж давно та Война,
Вот только я как-то заметил –
Полуторка в дымке видна,

Она, растворяясь в тумане,
Прощаясь, замедлила ход:
Запомните внуки – мы с вами,
Враг здесь никогда не пройдет!

Сегодня, на параде Победы – легендарная полуторка продолжает нести своё боевое дежурство, напоминая нам о стойкости и мужестве ветеранов! Труд и подвиг стали воплощением образа этого автомобиля, прошедшего горнило сражений, огонь и воду, жару Азии и мороз Севера, ожесточенные бои с врагом на территории оккупированной фашистами Европы.
Наше время… Город Донецк… Снежинки кружат в воздухе, укрывая площадку чистым, белым ковром перед Музеем Военной Техники, расположенным на территории КАМАЗ Центра. Легендарный грузовик Победы бережно восстановлен умелыми руками сотрудников этого предприятия. Иванченко Сергей, работающий в КАМАЗ Центре со дня его основания, поведал историю создания Музея, подчеркнув патриотический дух и настрой мастеров, которые не только воссоздали военную технику Победы, но и принимают участие в качестве водителей на Праздничных Парадах Донецкой Народной Республики!
Грядёт весна… И будет очередной Парад Победы, в котором вновь примет участие полуторка, которая гордо несет знамя нашей Республики. Помня о великом подвиге наших дедов, мы – свободолюбивые внуки, труженики несгибаемого Донбасса – напоминаем всему Миру о русских корнях и славной истории многонационального Советского Союза! Наш дом – Россия и мы это сумели доказать!
Взрослые и дети искренне благодарны руководству и всем сотрудникам КАМАЗ Центра, возродившим технику Победы. И ещё… для самых маленьких построены из б/у авточастей грузовиков – Роботы Великаны, которые приветливо встречают гостей и всегда рады видеть юных посетителей!
Эммануэль Терешкин