Глас вопиющего в пустыне

Илья Уверский
О чем Евангелие от Пилата, и каковы коды его расшифровки?
Что за расследование убийства Иуды из городка расследует Пилат?
Почему он точно знал, что его зарежут?
Как он пытался его спасти?
И что за нож бородатого мужика Левия Матвея?
Об этом писал не только я, это известно булгаковедам.

Евангелие от Пилата - это винегрет из произведений Ф.М.Достоевского. Его пятикнижия. Соответственно коды надо искать там. Про связи поэмы Ивана Карамазова про Великого инквизитора и связь поэмы Ивана Бездомного про того же самого инквизитора я повторяться не стану. Оба Ивана получили белую горячку, оба Ивана встретились с чертом, устроили бардак в Грибоедове (Горе от ума), кричали "Убил!Убил!"... Кто убил? Кого убил? Оба Ивана искали черта под столом. А затем разбирались с мокрыми и сухими полотенцами в своем сне. И самое главное: "Он знал! Он знал!".

Так что он знал?


****


Давайте посмотрим. Это отрывок из главы "Как прокуратор пытался спасти Иуду".

"  — Ах так, так, так,  так.  — Тут прокуратор умолк,  оглянулся, нет ли кого  на балконе,  и потом сказал  тихо: — Так вот в чем  дело — я получил сегодня сведения о том, что его зарежут сегодня ночью.

     Здесь  гость  не  только метнул свой  взгляд  на  прокуратора,  но даже немного задержал его, а после этого ответил:

     —  Вы, прокуратор, слишком лестно отзывались обо  мне. По-моему, я  не заслуживаю вашего доклада. У меня этих сведений нет.

     — Вы достойны наивысшей награды, — ответил прокуратор, — но сведения такие имеются.

     — Осмелюсь спросить, от кого же эти сведения?

     —  Позвольте мне пока этого не  говорить, тем  более что они случайны, темны и  недостоверны. Но  я обязан предвидеть все. Такова  моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо  никогда оно еще меня не обманывало.  Сведения  же  заключаются в том, что  кто-то  из тайных  друзей Га-Ноцри, возмущенный чудовищным  предательством этого менялы, сговаривается со своими  сообщниками убить его сегодня  ночью,  а  ДЕНЬГИ,  полученные  за предательство,  подбросить первосвященнику с запиской:  "ВОЗВРАЩАЮ ПРОКЛЯТЫЕ ДЕНЬГИ!"

     .....

     — И тем не  менее его зарежут сегодня, — упрямо  повторил Пилат, — у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло, — тут судорога прошла по лицу прокуратора, и он коротко потер руки.

     —  Слушаю, —  покорно отозвался  гость, поднялся,  выпрямился и вдруг спросил сурово: — Так зарежут, игемон?

     —  Да, — ответил Пилат,  — и вся  надежда только на  вашу изумляющую всех исполнительность".


***


Теперь заглянем в роман Ф.М.Достоевского, где роль России вместо Маргариты играет Настастья Филипповна.

Это первый эпизод. Пророческий.

  "-Так вам нравится такая женщина, князь? -- спросил он его вдруг, пронзительно смотря на него. И точно будто бы у него было какое чрезвычайное намерение.
   -- Удивительное лицо! -- ответил князь, -- и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!
   -- А женились бы вы на такой женщине? -- продолжал Ганя, не спуская с него своего воспаленного взгляда.
   -- Я не могу жениться ни на ком, я нездоров. -- сказал князь.
   -- А Рогожин женился бы? Как вы думаете?
   -- Да что же, жениться, я думаю, и завтра же можно; женился бы, а чрез неделю, пожалуй, и зарезал бы ее.
   Только что выговорил это князь, Ганя вдруг так вздрогнул, что князь чуть не вскрикнул".

****

Теперь важно вернуть проклятые деньги.

"- Разве только тысчоночка какая-нибудь поиспортилась, а остальные все целы, - с умилением выговорил Лебедев.
   - Все его! Вся пачка его! Слышите господа! -- провозгласила Настасья Филипповна, кладя пачку возле Гани. -- А не пошел-таки, выдержал! Значит, самолюбия еще больше, чем жажды денег. Ничего, очнется! А то бы ЗАРЕЗАЛ, пожалуй... Вон уж и приходит в себя. Генерал, Иван Петрович, Дарья Алексеевна, Катя, Паша, Рогожин, слышали? Пачка его, Ганина. Я отдаю ему в полную собственность, в вознаграждение... ну, там, чего бы то ни было! Скажите ему. Пусть тут подле него и лежит... Рогожин, марш! Прощай, князь, в первый раз человека видела!".

***

И все же. Мы отвлеклись. Зарезал или нет?

"-- Прощай, - проговорил Рогожин, крепко, несовершенно машинально сжимая протянутую ему руку.
   Князь сошел одну ступень и обернулся
   -- А насчет веры, -- начал он, улыбнувшись (видимо не желая так оставлять Рогожина) и, кроме того, оживляясь под впечатлением одного внезапного воспоминания, -- насчет веры я, на прошлой неделе, в два дня четыре разные встречи имел. Утром ехал по одной новой железной дороге и часа четыре с одним С--м в вагоне проговорил, тут же и познакомился. Я еще прежде о нем много слыхивал и, между прочим, как об атеисте. Он человек действительно очень ученый, и я обрадовался, что с настоящим ученым буду говорить. Сверх того, он на редкость хорошо воспитанный человек, так что со мной говорил совершенно как с ровным себе по познаниям и по понятиям. В бога он не верует. Одно только меня поразило: что он вовсе как будто не про то говорил, во всё время, и потому именно поразило, что и прежде, сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, всё мне казалось, что и говорят они и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то. Я это ему тогда же и высказал, но, должно быть, неясно или не умел выразить, потому что он ничего не понял... Вечером я остановился в уездной гостинице переночевать, а в ней только что одно убийство случилось, в прошлую ночь, так что все об этом говорили, когда я приехал. Два крестьянина, и в летах, и не пьяные, и знавшие уже давно друг друга, приятели, напились чаю, и хотели вместе, в одной каморке, ложиться спать. Но один у другого подглядел, в последние два дня, часы, серебряные, на бисеpном желтом снурке, которых, видно, не знал у него прежде. Этот человек был не вор, был даже честный и, но крестьянскому быту, совсем не бедный. Но ему до того понравились эти часы и до того соблазнили его, что он наконец не выдержал: взял нож и, когда приятель отвернулся, подошел к нему осторожно сзади, наметился, возвел глаза к небу, перекрестился и, проговорив про себя с горькою молитвой: "Господи, прости ради Христа!" -- зарезал приятеля с одного раза, как барана, и вынул у него часы.
   Рогожин покатился со смеху. Он хохотал так, как будто был в каком-то припадке. Даже странно было смотреть на этот смех после такого мрачного недавнего настроения.
   -- Вот это я люблю! Нет, вот это лучше всего! -- выкрикивал он конвульсивно, чуть не задыхаясь. -- Один совсем в бога не верует, а другой уж до того верует, что и людей режет по молитве... Нет, этого, брат князь, не выдумаешь! Ха-ха-ха! Нет, это лучше всего!".

****

Так зарезал или нет? Или Пилат ошибся?
Надо с ножом Левия Матвея разобраться....

 "- Слушай, Парфен, если ты так ее любишь, неужто не захочешь ты заслужить ее уважение? А если хочешь, так неужели не надеешься? Вот я давеча сказал, что для меня чудная задача: почему она идет за тебя? Но хоть я и не могу разрешить, но все-таки несомненно мне, что тут непременно должна же быть причина достаточная, рассудочная. В любви твоей она убеждена; но наверно убеждена и в некоторых твоих достоинствах. Иначе быть ведь не может! То, что ты сейчас сказал, подтверждает это. Сам ты говоришь, что нашла же она возможность говорить с тобой совсем другим языком, чем прежде обращалась и говорила. Ты мнителен и ревнив, потому и преувеличил всё, что заметил дурного. Уж конечно, она не так дурно думает о тебе, как ты говоришь. Ведь иначе значило бы, что она сознательно в воду или под НОЖ идет, за тебя выходя. Разве может быть это? Кто сознательно в воду или под НОЖ идет?
   С горькою усмешкой прослушал Парфен горячие слова князя. Убеждение его, казалось, было уже непоколебимо поставлено.
   -- Как ты тяжело смотришь теперь на меня, Парфен! -- с тяжелым чувством вырвалось у князя.
   -- В воду или под НОЖ! -- проговорил тот наконец. -- Хе! Да потому-то и идет за меня, что наверно за мной НОЖ ожидает! Да неужто уж ты и впрямь, князь, до сих пор не спохватился, в чем тут всё дело?
   -- Не понимаю я тебя.
   -- Что к, может, и впрямь не понимает, хе-хе! Говорят же про тебя, что ты... того. Другого она любит, -- вот что пойми! Точно так, как я ее люблю теперь, точно так же она другого теперь любит. А другой этот знаешь ты кто? Это ты! Что, не знал, что ли?
   - Я!
   - Ты. Она тебя тогда, с тех самых пор, с именин-то, и полюбила. Только она думает, что выйти ей за тебя невозможно, потому что она тебя будто бы опозорит и всю судьбу твою сгубит. "Я, говорит, известно какая". До сих пор про это сама утверждает. Она всё это мне сама так прямо в лицо и говорила. Тебя сгубить и опозорить боится, а за меня, значит, ничего, можно выйти, -- вот каково она меня почитает, это тоже заметь!
   -- Да как же она от тебя ко мне бежала, а... от меня...
   .....

   -- Всё это ревность, Парфен, всё это болезнь, всё это ты безмерно преувеличил... -- пробормотал князь в чрезвычайном волнении. -- Чего ты?
   -- Оставь, -- проговорил Парфен и быстро вырвал из рук князя НОЖИК, который тот взял со стола, подле книги, и положил его опять на прежнее место.
   -- Я как будто знал, когда въезжал в Петербург, как будто предчувствовал... -- продолжал князь. -- Не хотел я ехать сюда! Я хотел всё это здешнее забыть, из сердца прочь вырвать! Ну, прощай... Да что ты!
   Говоря, князь в рассеянности опять было захватил в руки со стола тот же НОЖИК, и опять Рогожин его вынул у него из рук и бросил на стол. Это был довольно простой формы НОЖИК, с оленьим черенком, нескладной, с лезвием вершка в три с половиной, соответственной ширины.
   Видя, что князь обращает особенное внимание на то, что у него два раза вырывают из рук этот нож, Рогожин с злобною досадой схватил его. заложил в книгу и швырнул книгу на другой стол,
   -- Ты листы, что ли, им разрезаешь? -- спросил князь. но как-то рассеянно, всё еще как бы под давлением сильной задумчивости
   -- Да, листы.
   -- Это ведь садовый нож?
   -- Да, садовый. Разве садовым нельзя разрезать листы?
   -- Да он... совсем новый.
   -- Ну что ж, что новый? Разве я не могу сейчас купить новый нож? -- в каком-то исступлении вскричал наконец Рогожин, раздражавшийся с каждым словом.
   Князь вздрогнул и пристально поглядел на Рогожина.
   -- Эк ведь мы! -- засмеялся он вдруг, совершенно опомнившись. -- Извини, брат, меня, когда у меня голова так тяжела, как теперь, и эта болезнь... я совсем, совсем становлюсь такой рассеянный и смешной. Я вовсе не об этом и спросить-то хотел... не помню о чем. Прощай...".


****

Так зарезал или нет?

"Но он выбежал из воксала и очнулся только пред ЛАВКОЙ НОЖОВЩИКА в ту минуту, как стоял и оценивал в шестьдесят копеек один предмет, с оленьим черенком. Странный и ужасный демон привязался к нему окончательно и уже не хотел оставлять его более. Этот демон шепнул ему в Летнем саду, когда он сидел, забывшись, под липой, что если Рогожину так надо было следить за ним с самого утра и ловить его на каждом шагу, то, узнав, что он не поедет в Павловск (что уже, конечно, было роковым для Рогожина сведением), Рогожин непременно пойдет туда, к тому дому, на Петербургской, и будет непременно сторожить там его, князя, давшего ему еще утром честное слово, что "не увидит ее" и что "не затем он в Петербург приехал". И вот князь судорожно устремляется к тому дому, и что же в том, что действительно он там встречает Рогожина? Он увидел только несчастного человека, душевное настроение которого мрачно, но очень понятно. Этот несчастный человек даже и не скрывался теперь. Да, Рогожин давеча почему-то заперся и солгал, но в воксале он стоял почти не скрываясь. Скорей даже он, князь, скрывался, а не Рогожин. А теперь, у дома, он стоял по другой стороне улицы, в шагах в пятидесяти наискось, на противоположном тротуаре, скрестив руки, и ждал. Тут уже он был совсем на виду и, кажется, нарочно хотел быть на виду. Он стоял как обличитель и как судья, а не как... А не как кто?".


****

Так что же? Зарезал?

"Два давешние глаза, те же самые, вдруг встретились с его взглядом. Человек, таившийся в нише, тоже успел уже ступить из нее один шаг. Одну секунду оба стояли друг перед другом почти вплоть. Вдруг князь схватил его за плечи и повернул назад, к лестнице, ближе к свету: он яснее хотел видеть лицо.
   Глаза Рогожина засверкали, и бешеная улыбка исказила его лицо. Правая рука его поднялась, и что-то блеснуло в ней; князь не думал ее останавливать. Он помнил только, что, кажется, крикнул:
   -- Парфен, не верю!..
   Затем вдруг как бы что-то разверзлось пред ним: необычайный внутренний свет озарил его душу. Это мгновение продолжалось, может быть, полсекунды; но он, однако же, ясно и сознательно помнил начало, самый первый звук своего страшного вопля, который вырвался из груди его сам собой и который никакою силой он не мог бы остановить. Затем сознание его угасло мгновенно, и наступил полный мрак.

....
   
Надо предположить, что такое впечатление внезапного ужаса, сопряженного со всеми другими страшными впечатлениями той минуты, -- вдруг оцепенили Рогожина на месте и тем спасли князя от неизбежного удара ножом, на него уже падавшего. Затем, еще не успев догадаться о припадке и увидев, что князь отшатнулся от него и вдруг упал навзничь, прямо вниз по лестнице, с размаху ударившись затылком о каменную ступень, Рогожин стремглав бросился вниз, обежал лежавшего и почти без памяти выбежал из гостиницы".

****

Ничего не понятно. Зарезал или нет?

"-- Слушай... -- спросил князь, точно запутываясь, точно отыскивая, что именно надо спросить, и как бы тотчас же забывая, -- слушай, скажи мне: чем ты ее? Ножом? Тем самым?
   -- Тем самым.
   -- Стой еще! Я, Парфен, еще хочу тебя спросить... я много буду тебя спрашивать, обо всем... но ты лучше мне сначала скажи, с первого начала, чтоб я знал: хотел ты убить ее перед моей свадьбой, перед венцом, на паперти, ножом? Хотел или нет?
   -- Не знаю, хотел или нет... -- сухо ответил Рогожин, как бы даже несколько подивившись на вопрос и не уразумевая его.   
   -- Ножа с собой никогда в Павловск не привозил?
   -- Никогда не привозил. Я про нож этот только вот. что могу тебе сказать, Лев Николаевич, -- прибавил он, помолчав, -- я его из запертого ящика ноне утром достал, потому что всё дело было утром, в четвертом часу. Он у меня всё в книге заложен лежал... И... и вот еще что мне чудно: совсем нож как бы на полтора... али даже на два вершка прошел... под самую левую грудь... а крови всего этак с пол-ложки столовой на рубашку вытекло; больше не было...
   -- Это, это, это, -- приподнялся вдруг князь в ужасном волнении, -- это, это я знаю, это я читал... это внутреннее излияние называется... Бывает, что даже и ни капли. Это коль удар прямо в сердце...".


****

Предлагаю теперь внимательно посмотреть на этот нож. Это глава "Пгоребение".

"— Зачем же лгать? — спросил тихо Пилат, —  ты ведь не ел целый день, а может быть, и больше. Ну, хорошо, не ешь. Я призвал тебя, чтобы ты показал мне нож, который был у тебя.

     —  Солдаты отняли его у  меня, когда  вводили сюда,  — сказал Левий и добавил  мрачно:  — Вы мне его верните, мне  его надо отдать хозяину, я его украл.

     — Зачем?

     — Чтобы веревки перерезать, — ответил Левий.

     — Марк! — крикнул прокуратор, и кентурион вступил под колонны. — Нож его мне дайте.

     Кентурион вынул из одного из двух чехлов на поясе грязный хлебный нож и подал его прокуратору, а сам удалился.

     — А у кого взял нож?

     — В хлебной лавке у  Хевронских ворот, как войдешь  в город, сейчас же налево.

     Пилат поглядел на широкое  лезвие,  попробовал  пальцем  остер  ли  нож зачем-то и сказал:

     — Насчет ножа не  беспокойся, нож вернут  в лавку".

....

  "—  Ты, игемон,  знай,  что я  в Ершалаиме зарежу  одного человека. Мне хочется тебе это сказать, чтобы ты знал, что крови еще будет.

     — Я  тоже знаю, что она еще будет, — ответил Пилат, — своими словами ты меня не удивил. Ты, конечно, хочешь зарезать меня?

     —  Тебя  зарезать мне  не  удастся, —  ответил  Левий,  оскалившись и улыбаясь, — я не  такой  глупый человек,  чтобы на это  рассчитывать, но  я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни.

     Тут наслаждение выразилось в глазах  прокуратора, и  он, поманив к себе пальцем поближе Левия Матвея, сказал:

     — Это тебе  сделать не удастся, ты себя  не беспокой. Иуду этой  ночью уже зарезали.

     Левий отпрыгнул от стола, дико озираясь, и выкрикнул:

     — Кто это сделал?

     — Не будь ревнив, — оскалясь, ответил Пилат и потер руки, — я боюсь, что были поклонники у него и кроме тебя.

     — Кто это сделал? — шепотом повторил Левий.

     Пилат ответил ему:

     — Это сделал я".

****

Так как же Прокуратор хотел спасти Иуду? Давайте посмотрим кульминационный момент в романе Ф.М.Достоевский.

"-Я вошел сюда с мукой в сердце, -- продолжал князь, всё с каким-то возраставшим смятением, всё быстрее и быстрее, всё чуднее и одушевленнее, -- я... я боялся вас, боялся и себя. Всего более себя. Возвращаясь сюда, в Петербург, я дал себе слово непременно увидеть наших первых людей, старших, исконных, к которым сам принадлежу, между которыми сам из первых по роду. Ведь я теперь с такими же князьями, как сам, сижу, ведь так? Я хотел вас узнать, и это было надо; очень, очень надо!.. Я всегда слышал про вас слишком много дурного, больше, чем хорошего, о мелочности и исключительности ваших интересов, об отсталости, о мелкой образованности, о смешных привычках, -- о, ведь так много о вас пишут и говорят! Я с любопытством шел сюда сегодня, со смятением: мне надо было видеть самому и лично убедиться: действительно ли весь этот верхний слой русских людей уж никуда не годится, отжил свое время, иссяк исконною жизнью и только способен умереть, но всё еще в мелкой, завистливой борьбе с людьми... будущими, мешая им, не замечая, что сам умирает? Я и прежде не верил этому мнению вполне, потому что у нас и сословия-то высшего никогда не бывало, разве придворное, по мундиру, или... по случаю, а теперь уж и совсем исчезло, ведь так, ведь так?
   -- Ну, это вовсе не так, -- язвительно рассмеялся Иван Петрович.
   -- Ну, опять застучал! -- не утерпела и проговорила Белоконская.
   -- Laissez le dire, он весь даже дрожит, -- предупредил опять старичок вполголоса.
 
   Князь был решительно вне себя.
   -- И что ж? Я увидел людей изящных, простодушных, умных; я увидел старца, который ласкает и выслушивает мальчика, как я; вижу людей, способных понимать и прощать, людей русских и добрых, почти таких же добрых и сердечных, каких я встретил там, почти не хуже. Судите же, как радостно я был удивлен! О, позвольте мне это высказать! Я много слышал и сам очень верил, что в свете всё манера, всё дряхлая форма, а сущность иссякла; но ведь я сам теперь вижу, что этого быть не может у нас; это где-нибудь, а только не у нас. Неужели же вы все теперь иезуиты и обманщики? Я слышал, как давеча рассказывал князь N.: разве это не простодушный, не вдохновенный юмор, разве это не истинное добродушие? Разве такие слова могут выходить из уст человека... мертвого, с иссохшим сердцем и талантом? Разве мертвецы могли бы обойтись со мной, как вы обошлись?
   Разве это не материал... для будущего, для надежд? Разве такие люди могут не понять и отстать?

   -- Еще раз прошу, успокойтесь, мой милый, мы обо всем этом в другой раз, и я с удовольствием... -- усмехнулся "сановник".
   Иван Петрович крякнул и поворотился в своих креслах; Иван Федорович зашевелился; генерал-начальник разговаривал с супругой сановника, не обращая уже ни малейшего внимания на князя; но супруга сановника часто вслушивалась и поглядывала.
   -- Нет, знаете, лучше уж мне говорить! -- с новым лихорадочным порывом продолжал князь, как-то особенно доверчиво и даже конфиденциально обращаясь к старичку. -- Мне Аглая Ивановна запретила вчера говорить и даже темы назвала, о которых нельзя говорить; она знает, что я в них смешон! Мне двадцать седьмой год, а ведь я знаю, что я как ребенок. Я не имею права выражать мою мысль, я это давно говорил; я только в Москве, с Рогожиным, говорил откровенно... Мы с ним Пушкина читали, всего прочли; он ничего не знал, даже имени Пушкина... Я всегда боюсь моим смешным видом скомпрометировать мысль и главную идею. Я не имею жеста. Я имею жест всегда противоположный, а это вызывает смех и унижает идею. Чувства меры тоже нет, а это главное; это даже самое главное... Я знаю, что мне лучше сидеть и молчать. Когда я упрусь и замолчу, то даже очень благоразумным кажусь, и к тому же обдумываю. Но теперь мне лучше говорить. Я потому заговорил, что вы так прекрасно на меня глядите; у вас прекрасное лицо! Я вчера Аглае Ивановне слово дал, что весь вечер буду молчать.
   -- Vraiment? - улыбнулся старичок.
 
   -- Но я думаю минутами, что я и не прав, что так думаю: искренность ведь стоит жеста, так ли? Так ли?
   -- Иногда.
   -- Я хочу всё объяснить, всё, всё, всё! О да! Вы думаете, я утопист? Идеолог? О нет, у меня, ей-богу, всё такие простые мысли... Вы не верите? Вы улыбаетесь? Знаете, что я подл иногда, потому что веру теряю; давеча я шел сюда и думал: "Ну, как я с ними заговорю? С какого слова надо начать, чтоб они хоть что-нибудь поняли?". Как я боялся, но за вас я боялся больше, ужасно, ужасно!
   А между тем мог ли я бояться, не стыдно ли было бояться? Что в том, что на одного передового такая бездна отсталых и недобрых? В том-то и радость моя, что я теперь убежден, что вовсе не бездна, а всё живой материал! Нечего смущаться и тем, что мы смешны, не правда ли? Ведь это действительно так, мы смешны, легкомысленны, с дурными привычками, скучаем, глядеть не умеем, понимать не умеем, мы ведь все таковы, все, и вы, и я, и они! Ведь вы вот не оскорбляетесь же тем, что я в глаза говорю вам, что вы смешны? А коли так, то разве вы не материал? Знаете, по-моему, быть смешным даже иногда хорошо, да и лучше: скорее простить можно друг другу, скорее и смириться; не всё же понимать сразу, не прямо же начинать с совершенства! Чтобы достичь совершенства, надо прежде многого не понимать! А слишком скоро поймем, так, пожалуй, и не хорошо поймем. Это я вам говорю, вам, которые уже так много умели понять и... не понять. Я теперь не боюсь за вас; вы ведь не сердитесь, что вам такие слова говорит такой мальчик? Вы смеетесь, Иван Петрович. Вы думаете: я за тех боялся, их адвокат, демократ, равенства оратор? -- засмеялся он истерически (он поминутно смеялся коротким и восторженным смехом). -- Я боюсь за вас, за вас всех и за всех нас вместе. Я ведь сам князь исконный и с князьями сижу. Я, чтобы спасти всех нас, говорю, ЧТОБЫ НЕ ИСЧЕЗЛО СОСЛОВИЕ ДАРОМ, В ПОТЕМКАХ, ни о чем не догадавшись, ЗА ВСЕ БРАНЯСЬ И ВСЕ ПРОИГРАВ. Зачем исчезать и уступать другим место, когда можно остаться передовыми и старшими? Будем передовыми, так будем и старшими. Станем слугами, чтоб быть старшинами.
   Он стал порываться вставать с кресла, но старичок его постоянно удерживал, с возраставшим, однако ж, беспокойством смотря на него.
   -- Слушайте! Я знаю, что говорить нехорошо: лучше просто пример, лучше просто начать... я уже начал... и -- и неужели в самом деле можно быть несчастным? О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! О, я только не умею высказать... а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят...
   Он давно уже стоял, говоря. Старичок уже испуганно смотрел на него. Лизавета Прокофьевна вскрикнула: "Ах, боже мой!", прежде всех догадавшись, и всплеснула руками. Аглая быстро подбежала к нему, успела принять его в свои руки и с ужасом, с искаженным болью лицом услышала дикий крик "духа, сотрясшего и повергшего"
несчастного. Больной лежал на ковре. Кто-то успел поскорее подложить ему под голову подушку.


****

Так значит он заранее знал?

  "-- Ну да, школьное слово! Дрянное слово! Вы намерены, кажется, говорить завтра всё такими словами. Подыщите еще побольше дома в вашем лексиконе таких слов: то-то эффект произведете! Жаль, что вы, кажется, умеете войти хорошо; где это вы научились? Вы сумеете взять и выпить прилично чашку чаю, когда на вас все будут нарочно смотреть?
   -- Я думаю, что сумею.
   -- Это жаль; а то бы я посмеялась. Разбейте по крайней мере китайскую вазу в гостиной! Она дорого стоит; пожалуйста, разбейте; она дареная, мамаша с ума сойдет и при всех заплачет, -- так она ей дорога. Сделайте какой-нибудь жест, как вы всегда делаете, ударьте и разбейте. Сядьте нарочно подле.
   -- Напротив, постараюсь сесть как можно дальше: спасибо, что предупреждаете.
   -- Стало быть, заранее боитесь, что будете большие жесты делать. Я бьюсь об заклад, что вы о какой-нибудь "теме" заговорите, о чем-нибудь серьезном, ученом, возвышенном? Как это будет... прилично!
   -- Я думаю, это было бы глупо... если некстати.
   -- Слушайте, раз навсегда, -- не вытерпела наконец Аглая, -- если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что "мир спасет красота", то... я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но... предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза! Слышите: я серьезно говорю! На этот раз я уж серьезно говорю!
   Она действительно серьезно проговорила свою угрозу, так что даже что-то необычайное послышалось в ее словах и проглянуло в ее взгляде, чего прежде никогда не замечал князь и что, уж конечно, не походило на шутку.
   -- Ну, вы сделали так, что я теперь непременно "заговорю" и даже... может быть... и вазу разобью. Давеча я ничего не боялся, а теперь всего боюсь. Я непременно срежусь.
   -- Так молчите. Сидите и молчите.
   -- Нельзя будет; я уверен, что я от страха заговорю и от страха разобью вазу".

****

Посмотрите лучше фильм "Матрица", где Нео разбивает вазу у Пифии и понимает, как и князь, что он не избранный.