Пациент клиники Стравинского

Илья Уверский
Но предлагаю вернуться к одному из главных персонажей романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", к Ивану Бездомному.

Еще раз напомню, что это очень странный персонаж. Он проживаете в психиатрической больнице профессора Стравинского, а в определенные дни ему снится какая-то очень странная казнь. По описанию она совсем не похожа на казнь, описанную в Евангелии. Казнимые находятся в двойном кольце оцепления, они никому не интересны, их докалывают палачи, чтобы потом спрятать их голые тела так, чтобы не было ни слуху, ни духу. Рядом с местом казни прячется никому не видимый грязный старец с тянущимися к небу руками.

Что все это значит? Посмотрите фильм "Цареубийца", он все объясняет. Там вы найдете психически больного пациента со шрамом на шее, которого преследуют приступы в определенную ночь и даже самого профессора, который пытается расследовать казнь Царской семьи.

У вас даже есть возможность посетить эту клинику и познакомиться с самим профессором Стравинским. Недавно я пересматривал один из роликов Э.Радзинского. В конце этого ролика Э.Радзинский вспоминает как после публикации в журнале "Огонек" на него двинулся Бирнамский лес писем читателей, готовых помочь историки в его историческом расследовании. Автор ролика так и говорит. Это мои клиенты.
Там же он рассказывает и таинственном пациенте одной из клиник, который отчего то знал многие детали жизни царевича Алексеия, там же он рассказывает о Анастасии.


****


Давайте еще раз посмотрим главу романа М.А.Булгакова "Поединок между профессором и поэтом".

" — Так что же делать? — спросил он на этот раз уже робко.

     —  Ну  вот  и славно!  — отозвался  Стравинский,  —  это резоннейший вопрос. Теперь я скажу вам, что, собственно, с вами  произошло. Вчера кто-то вас сильно напугал и расстроил рассказом про Понтия Пилата и прочими вещами. И   вот  вы,  разнервничавшийся,  издерганный   человек,  пошли  по  городу, рассказывая  про Понтия Пилата. Совершенно естественно, что вас принимают за сумасшедшего. Ваше спасение сейчас  только в одном — в полном  покое. И вам непременно нужно остаться здесь.

     — Но его необходимо поймать! — уже моляще воскликнул Иван.

     — Хорошо-с, но самому-то зачем же  бегать? Изложите на бумаге все ваши подозрения  и  обвинения  против  этого  человека.  Ничего  нет  проще,  как переслать ваше заявление куда  следует, и  если, как вы полагаете,  мы имеем дело с преступником, все это выяснится очень скоро. Но  только одно условие: не  напрягайте головы  и старайтесь поменьше думать о Понтии Пилате. Мало ли чего можно рассказать! Не всему надо верить.

     — Понял! — решительно заявил Иван, — прошу выдать мне бумагу и перо.

     —  Выдайте  бумагу  и  коротенький карандаш,  — приказал  Стравинский толстой женщине, а Ивану сказал так: — Но сегодня советую не писать.

     — Нет,  нет, сегодня же, непременно  сегодня, — встревоженно вскричал Иван.

     —  Ну хорошо. Только  не  напрягайте мозг. Не  выйдет сегодня,  выйдет завтра.

     — Он уйдет!

     —  О нет,  — уверенно возразил Стравинский,  —  он никуда  не уйдет, ручаюсь вам. И  помните, что здесь у нас вам всемерно помогут, а без этого у вас ничего не выйдет.  Вы меня  слышите? —  вдруг многозначительно  спросил Стравинский  и завладел обеими руками  Ивана Николаевича. Взяв их в свои, он долго, в упор глядя в глаза  Ивану,  повторял:  —  Вам  здесь помогут... Вы слышите  меня?..  Вам здесь  помогут...  вам  здесь помогут...  Вы  получите облегчение. Здесь тихо, все спокойно. Вам здесь помогут...".


****

Так что же, получилось что-то у нашего пациента изложить как все было на самом деле?

Давайте посмотрим. Это глава "Раздвоение Ивана".


"Бор на противоположном  берегу  реки, еще час назад освещенный  майским солнцем, помутнел, размазался и растворился.

     Вода сплошной  пеленой валила  за  окном.  В небе то и  дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату больного заливало трепетным пугающим светом.

     Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядя на мутную, кипящую в  пузырях реку. При каждом ударе грома  он  жалобно вскрикивал и закрывал лицо руками. Исписанные  Иваном  листки валялись  на полу;  их сдуло ветром, влетевшим  в комнату перед началом грозы.

     Попытки  поэта сочинить  заявление  насчет  страшного  консультанта  не привели  ни к  чему. Лишь только он получил от толстой фельдшерицы,  которую звали Прасковьей  Федоровной,  огрызок карандаша и бумагу, он деловито потер руки и торопливо пристроился к столику. Начало он вывел довольно бойко:

     "В  милицию. Члена МАССОЛИТа  Ивана Николаевича Бездомного.  Заявление. Вчера вечером я пришел с покойным М. А. Берлиозом на Патриаршие пруды..."

     И сразу поэт запутался, главным образом из-за слова "покойным". С места выходила  какая-то  безлепица:  как это так — пришел  с покойным?  Не ходят покойники! Действительно, чего доброго, за сумасшедшего примут!

     Подумав  так,   Иван  Николаевич  начал  исправлять  написанное.  Вышло следующее: "...с М.  А.  Берлиозом,  впоследствии  покойным...".  И  это  не удовлетворило автора. Пришлось применить третью редакцию, а та оказалась еще хуже первых  двух: "...Берлиозом,  который попал под трамвай..." —  а здесь еще прицепился этот  никому  не известный композитор-однофамилец, и пришлось вписать: "...не композитором..."

     Намучавшись с этими двумя Берлиозами, Иван все зачеркнул и решил начать сразу  с  чего-то  очень   сильного,  чтобы   немедленно  привлечь  внимание читающего,  и написал, что кот садился в трамвай, а потом вернулся к эпизоду с отрезанной головой".