Отмирающие профессии как результат прогресса цифро

Станислав Исхаков
"Отмирающие" профессии как результат прогресса цифровых технологий.


Цифровые технологии сегодня дают возможность для бизнеса отказаться от услуг ряда сотрудников, поскольку технические возможности компьютеров и роботов с искусственным интеллектом позволяют выполнять работу, которую до этого традиционно выполнял живой человек. 

Теперь транспортным компаниям, оказывающим услуги по перевозке грузов и пассажиров достаточно приобретать автомобили с функцией беспилотного управления. 

 

Достаточно будет обеспечить машину или грузовик всей необходимой техникой (процессор, видеокамеры, лидары, радары и пр. ) и подключить её к сети Интернет, и водители могут вставать на биржу труда в поисках новой работы, поскольку на рынке труда их услуги уже не востребованы. 

Тоже самое касается продавцов-кассиров, которых мы привыкли видеть на кассах супермаркетов, стоя в очереди с продуктовыми тележками. Кассы самообслуживания легко заменят основную часть кассиров на новые контрольно-кассовые роботы, где покупатель может сам оплачивать свои покупки и расплачиваться с помощью безналичных систем расчётов. Достаточно приложить банковскую карту, кольцо, смартфон, смарт-часы и получить кассовый чек. Юридически вся операция и требования к сделке соблюдены. 

Уже созданы так называемые "умные тележки", которые дают возможность купить продукты в супермаркете самостоятельно. Через приложение на смартфоне устанавливается связь с умной тележкой, одновременно устанавливается связь между магазином и Вашим банковским счётом. "Умная тележка" сразу же сканирует товар, который покупатель кладёт в неё. Набрав нужное количество покупок в умную тележку можно идти к выходу и умная тележка сама спишет деньги со счета покупателя на оплату товара. Это экономит время при проходе на кассах с живыми продавцами-кассирами. В итоге они становятся практически не нужны, им тоже в ближайшем будущем придётся искать себе новую работу. 

Ситуация касается и общественного транспорта, современные электропоезда, электробусы, трамваи уже тестируют на случай работы а режиме беспилотного и автономного управления, подключив транспорт к сети Интернет. В Москве уже тестируют электропоезд "Ласточка", в экстренных случаях оператор может перевести поезд на ручное управление. В случае успешных испытаний в городах будет работать беспилотный общественный транспорт, машинистам и водителям также придётся задуматься над сменой профессии. 

Следующая профессия, – это операторы и диспетчеры, которые сидят в колл-центрах и обеспечивают консультации для клиентов банков, сотовых операторов, провайдеров и прочих компаний. Вместо человека на вопросы клиента будет отвечать робот с искусственным интеллектом, в России уже существует такая система, которая работает в 100 % режиме. Робот распознает человеческую речь и пытается решить все проблемы клиентов, которые звонят в службу поддержки. Этой категории работников тоже уже надо задумываться о смене деятельности, иначе они останутся без работы. 

Развитие цифровых технологий стремительно изменит нашу жизнь в ближайшие несколько лет, и обществу очень сложно будет перестроиться на совершено новую модель. Государству надо обратить на это пристальное внимание, поскольку нужно будет решать вопрос с ростом безработицы, который создадут корпорации, которым не хочется платить заработную плату работникам, дешевле и выгоднее содержать технику и роботов. С ними гораздо меньше проблем, они не болеют, не создают конфликтов с работодателем, всегда готовы работать, не устают, не будут жаловаться на температуру воздуха и плохие условия труда, им не нужен отпуск и выходные дни. 

Надо понимать, что бизнес скорее всего цинично отнесётся к нововведениям, им не будет никакого дела до того, что многие люди попросту останутся без работы и средств к существованию. Всё спишут на научно-технический прогресс.