Пёс у павильона Катальная горка

Сергей Рябцев
Каждый раз, посещая парк Ораниенбаум, я ожидаю, что произойдёт что-то необычное, пусть даже незначительное в рамках всемирной истории, но обязательно запоминающееся, как например история Чёрного пса и Вороны, что однажды напомнили мне одну французскую песню или некий незнакомый мне гражданин, проводящий досуг свой культурный под елью у павильона Катальная горка. Вариантов может быть множество, главное —  не проходить равнодушно мимо, и тогда обязательно что-то произойдёт...

В тот зимний день в парке было не многолюдно, сказывалась промозглая погода. Моя прогулка подходила к концу, оставалось лишь пройти площадку у павильона Катальная горка. Когда-то здесь размещалась великосветская утеха — огромная деревянная горка. По специально вырезанным в ней желобам катились красиво украшенные тележки. Павильон выполнял роль стартовой площадки, оттого и его название. По историческим меркам аттракцион просуществовал недолго - со второй половины XVIII столетия, с момента основания павильона, и до начала XIX, когда деревянная горка начала стремительно разрушаться. Уж больно прытко катились тележки. Горку пришлось разобрать, но творение архитектора Антонио Ринальди, его величественное многоступенчатое здание, больше похожее на дворец, до сих пор продолжает радовать глаз. И надо заметить, не только человеческих.

Он — это пёс, полагаю, бездомный. Именно он оказался у меня на пути к площадке у павильона Катальная горка. Пёс следовал в мою сторону. Неспешно ковыляя лапами и задрав голову кверху, он что-то разглядывал в переплетённых ветвях старых деревьев. Была ли там птица или иной зверь, мне неведомо. Но вскоре его внимание перешло на меня. Пёс прибавил шагу. Не доходя нескольких шагов, он остановился. Внутренне чутьё подсказывало ему, незнакомец может быть опасен. Несколько мгновений мы оценивали друг друга. Первым вынес свой вердикт пёс. Он дружелюбно завилял хвостом, затем повернулся ко мне задом, развернул голову в мою сторону и уставшими глазами как бы проговорил: «Пошли, покажу что-то интересное».

Я последовал за ним. Так мы шли несколько минут. На всём протяжении пути пёс периодически останавливался, оборачивался в мою сторону, проверял, не потерялся ли я. В ответ я лишь кивал ему головой, мол, всё нормально. Однако до Катальной горки мы не дошли. Пёс почему-то остановился. Я прошёл еще несколько шагов. Теперь уже я оглянулся. Он сидел на задних лапах, отвернувшись от меня. «Уж не обидел ли я его?» - мелькнуло у меня в голове.

Увы, ничего съестного в тот день у меня с собой не было. Впрочем, думается мне, не из-за куска хлеба или колбасы шёл со мной пёс, хотя, в тот холодный зимний день ему это не повредило бы, он сопровождал меня по совершенно другой причине. На правах хозяина парка он хотел донести до незнакомца красоту здешних мест. Конечно, псу, в силу его природного воспитания, незнакомо творчество Антонио Ринальди, как и других архитекторов, создававших дворцы парка Ораниенбаум. Но природу, её восхитительную красоту, он чувствовал хорошо. Иначе, встретил бы я его не здесь, а где-нибудь в тёмной подворотне.


Ломоносов, Санкт-Петербург, январь 2022 года

(фото автора)