5. Будни ЗэКа на стройке Волго-Донского канала

Галина Леонова
   №5
НАЧАЛО = http://proza.ru/2022/01/12/909 - Пленные фашисты на стройке Волго - Дона

  Для того, чтобы вести работы на всей трассе канала и строительстве гидроузла было построено несколько лагерей. Еще 27 апреля 1948 г. в Калач для организации приема заключенных прибыл Тимофей Яковлевич Васин, начальник охраны исправительно-трудовых лагерей. Сибиряк из прибайкальских казаков, в Гражданскую войну воевавший в кавалерии. Человек он был необычный. При своей не всегда приятной работе любил театр, людей, был строгим, но справедливым как к своим сослуживцам, так и к заключенным, за что и те и другие его уважали. Места размещения заключенных им были выбраны вдоль всей трассы канала.

  Причем и в самом Калаче также были созданы лагеря для содержания заключенных мужчин и свой лагерь для женщин.

  Калач стал столицей строительства Волго-Донского гидросооружения. В Калаче разместились штабы строительства, разные конторы, базы, площадки с техникой. Поместили полк военных, предназначенный для охраны заключенных. В этом полку, в основном, служили солдаты из среднеазиатских республик, плохо знавшие и плохо понимавшие русский язык. Однако это не помешало им оставить кое-какое потомство, как в Калаче, так и в других местах.

  В Калач поездами, водным путем, автомобилями прибывали те, кто впоследствии стал строителем такого грандиозного сооружения. В книге Анатолия Павловича Злобина «Добрая жизнь» так описан приезд в Калач, устраивающегося на работу будущего Героя Социалистического Труда экскаваторщика Дмитрия Алексеевича Слепухи.

  «Поезд пришел в Калач ночью. В гостинице Слепуха увидел надпись, прославленную фельетонистами и командировочным людом: «Мест нет». Он подремал на лавке, а когда стало светать, вышел на улицу. За домом была базарная площадь, по другую сторону стояли в лесах недостроенные здания. Поднимая тягучие хвосты пыли, проехала колонна грузовых машин. Вдалеке перекликались паровозы. Базар был пестрым и шумным. На больших железных крючьях висели тяжелые розовые туши, в другом ряду плотно стояли бидоны с молоком, ведра со сметаной, творогом. Женщины продавали пуховые платки. Слепуха поторговался немного и прихватил один платок под мышку - для матери.

  В конце молочного ряда сидел на земле слепой инвалид, а женщины стояли кругом и смотрели, как он продувает старую, с хрипом гармонь. Слепой пел знаменитую в те годы на всех российских базарах песню: «Жена мужа на фронт провожала». Опустив головы, забыв базарные заботы, женщины с тоской слушали слепого:

Он уехал в расстроенном виде
В непроглядную темную ночь,
И под звуки военной тревоги
Народилась красавица дочь.

  Слепуха долго еще стоял, слушая песню о разлуке, о горе народном: раны войны были свежи в памяти. Потом он постоял на площади перед братской могилой. Огороженная тяжелыми цепями, на постаменте навечно застыла танкетка, придавив своей тяжестью тела павших. Здесь, в районе Калача, произошло соединение наших войск, окруживших немецкую армию Паулюса. Слепуха не любил задавать вопросов. Когда подошло время, он увидел, что люди со всех сторон тянутся к невысокому длинному бараку».

  В 1948 году началось строительство временных зон содержания заключенных, огражденных столбами с колючей проволокой. Первые партии заключенных стали прибывать с апреля 1948 года этапами по 400-500 человек. Их размещали в палатках за ограждениями из колючей проволоки, и одновременно приступали к строительству бараков и землянок для основных сил. Всего к зиме 1948 года должны были построить 69 бараков для 17 250 заключенных. Но к концу года смогли принять только 6073 военнопленных. Заключенные строили жилье также для инженерно-технического персонала.

  Первоначально работы по обустройству жилых зон проводились вручную. Позже стала прибывать техника. Дорог не было, и первые строительные материалы доставлялись авиацией. В поселке Мариновка был построен специальный аэродром и городок для летного состава и их семей. На аэродроме дислоцировалась также истребительная авиация.

  В апреле 1948 года дорожно-строительные районы приступили к строительству автодороги Красноармейск - Калач.


  На фото из интернета -  Как строился Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина.

______________________________________________
_______________________________________________

Использованная литература:
1. Газета "Аргументы и факты" (Ростов)
2. Краеведение Ростовской области. ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА КОММУНИЗМА
Волго-Донской канал. Е. Ю. Свечникова
(СМИ)