Солдатские письма, которым полвека

Валентина Колбина
               
  Этим письмам уже полвека. В них не только жизнь молодой семьи, не только личные переживания и откровения. В них, как в капле воды, отражается жизнь нашего поколения.
  Так получилось, что отработав после института всего год, Анатолий был призван на службу. Мы с маленьким сыном остались в отдалённом селе одни. Я – студентка-заочница, училась на последнем курсе пединститута, сын кочевал от одной бабушки к другой, временами жил дома. Детского сада в селе не было.
  В одном из писем муж написал, что это наш почтовый роман. Так и получилось. К сожалению, все мои письма сохранить не было возможности, а армейские храню все.
  Начало 70-х. Мы молоды – нам чуть за двадцать.

***
  Май 1971г.
  …Жинушка, здравствуй!  Как обживаетесь? У меня всё в порядке.  Четвёртые сутки здесь, на призывном, но пока всё нормально, если не считать того, что уже все бока отлежал на этих чёртовых нарах. Я в команде 13-25. Знаю о ней столько, сколько ты обо мне  в данный момент. 
  День здесь нудно проходит. В 6 утра подъём и до десяти вечера.  Строят, разгоняют, работать заставляют. Окурки собирать, ямы копать и т.д. Маршируем мало-мал. Так что задуматься и то некогда. Пить – строго. Уже кое-кого выгнали домой до осени. Много сокурсников, но они все в другие команды… Весь оброс. Грязнущий. Скорей бы увезли. Вроде на завтра намечается.
  Вот, Валюша и Алёша, все мои первые новости. Таких, как вы и я, здесь очень много. Переживём годик. Не унывайте и не переживайте. Целую. До свидания. Ваш муж и отец..      
 ***
  …Пишу с места, куда я прибыл. Это на Урале. Валюша и Алексей, за меня не переживайте. У меня всё нормально.  Занимаемся сейчас первыми солдатскими премудростями: шьём воротнички, заправляем койки.  Солдат, оказывается, начинается с мелочей, т.е., с выполнения самых мелочных работ. Да такого выполнения, что в гражданке и не снилось даже. Как трудно, оказывается, заправить койку, пришить воротничок, быстро одеться и раздеться. За 45 секунд. 
  Алексей, попробуй-ка.. Живём в отличной казарме. Ребята отличные. Со мной и ровесники есть.  А вот погода пока не балует.               
***               
  ...Валечка!  Прошёл всего один день. Событий особых нет. Сейчас пришли с кухни. Перечистили 2 ц картошки.  Пишу при ночном свете.  Ребята «базарят»,  рассказывают интересные истории, книги. Сегодня утром встал сам не свой. Только проснулся, вспомнил вас. Сколько я тебе неприятностей причинял. Поздно, ясно дело, опомнился. Думаю, что армия изменит мой характер в лучшую сторону, научит ценить настоящую любимую, беречь её и уважать..
  Валентинка, прости меня за всё. Ты ведь могла жить спокойно, счастливее. Как ты мне сейчас дорога, бесценна! Как нужна ты мне!  Скучаю очень.  …Я тебя очень люблю и думаю,  что ещё  крепче буду любить после этого года испытаний. Будем верить только в хорошее.  Так ведь, моя верная супруга Валечка?               
 ***
  ..Мы расстались с тобой на год и делаем из этого чуть ли не трагедию. С одной стороны очень хорошо, что мы так связаны с тобой, Валюш. А с другой, давай вспомним наших отцов и матерей.  Им ведь в войну было в тысячу раз труднее, но они, не зная срока, не зная, что будет впереди, впроголодь и холод ждали своих мужей и только, узнав о гибели, уже начинали строить  новую семью. А некоторые даже в сверхверность так и не вышли в новое замужество. Были и такие, которые урывали кусочки мгновенного наслаждения. 
  Думаю, что всем по душе те матери, которые до последнего конца были верны своей любви, своему мужу. И те отцы, которые всегда думали о таких матерях, то есть, жёнах, и тоже были им верны.  Вот с кого нужно брать пример верности и чести. Да и мы с тобой, Валюш, я думаю, поступим так же.  Уверен на все сто процентов. С приветом любящий тебя муж и отец. 
 ***               
  Валечка! Большущее спасибо от всех ребят и от меня за посылку. Существовала она где-то 5 часов, а сейчас уже и ящик испепелился в урне. Попили чай с вареньем в столовой, печенье растащили, рыбку «разорвали».  Всё пришло в целости и сохранности кроме варенья. Оно чуть-чуть растеклось. Большое спасибо.  Всё, что кушал, представлял, как ты это готовила. Спешу. Крепко целую. Анатолий. Любимая моя..»               
 ***             
 ...Валюша!  Ох и ждал я твоё письмо, а получил сразу два.  Вот и проходит солдатский мой праздник. Мне объявили благодарность от командования части, присвоили третью  классификацию и зачитали в приказе как отличника боевой и политической подготовки. Всё это, конечно, не плохо, но можно было достичь и большего. 
  Два дня кормят нас праздничным пайками. Это такой же обычный плюс  ещё как детям: конфеты, яблоки, печенье. Иначе нельзя. Всё же чувствуешь, что праздник. Участвовал в параде. Проводили вчера в своём подразделении «огонёк». Немного разрядились.  Но  праздник для солдата – это удвоенная боевая готовность быть всегда начеку. Много проверяют, строят. Иначе нельзя. 
  Вчера днём играл в баскетбол в спортзале.  Почему-то подумалось,  как много мы теряем с тобой,  упустив спорт из своей жизни.  Очень стоит над этим подумать.      
 Целую. Толя.
***
 Январь 72г.
  Миленькая, любименькая Валенька!  Наряд, во время которого  я ночью писал тебе письмо, прошёл неплохо, без замечаний и внушений.  Вечером сдал службу. Потом ребята сообразили  праздничный ужин в честь дня моего рождения. Стол был великолепен!  Тут и вафли, печенье, конфеты, сливовый компот и самодельный напиток. Какой? Особый. Так как не было газировки, ребята взяли смородинового сиропа и развели его на воде. Во, штука получилась!
  Забегая вперёд, скажу, что все были вдрызг… довольны от удовольствия. Были ещё и пряники (точь-в-точь такие же,  какими я с тобой заигрывал). Итак, все за столом. Член бюро младший сержант Худяков  произносит здравицу и преподносит мне скромный подарок от имени коллектива (подарок состоял из авторучки, которой я пишу, портсигара и мундштучка).  Бурные аплодисменты! Все встают! Следует залп смачных глотков самоделки после звона русского «чёканья». «Захмелелые» наваливаемся на «закуску». 
  Чувство благодарности к ребятам и тоски по вам борются во мне, как никогда, некстати.  Берёт второе.  Оно заметно у всех. Его не купишь, как накрытый стол.  Невесело, хотя и через силу, ребята кое-что предпринимают.   Закусили. Курим и… поём.  Но надо идти чистить картофель. 
  Мысли мои в это время у вас. Так я отметил со своими друзьями своё 24-летие.
***
  «..Валентина Михайловна! Ваш муж снова пишет Вам обещанное письмо. Сегодня, 5 февраля говорят, что осталось 70 дней до приказа. Какого? Ну, конечно же, долгожданного, об увольнении из рядов СА. А он Вам опять письмо сочиняет.  Всегда хочет  написать такое письмо, чтобы принесло оно вам радость, чтобы не было похоже на предыдущее, чтобы, читая его, вы знали, что он Вас, многоуважаемая Валентина Михайловна, очень любит. Смотришь на него иногда, а он так загрустит о вас, что кроме вас для него больше ничего не существует…
  Пишите ему. Пишите. Не могу налюбоваться на фото!  Очень нравишься ты мне. Ну, очень! Любименькая моя! Валюшечка! Ещё  «напор», и враг бежит. Завтра четверть до года. Ура! Как это было далеко!  Через месяц – одна шестая, а ещё через один – одна двенадцатая.  Переживём. Обязательно выдержим! Встреча за нами!  Целую тебя на фото!
***
   Валенька! Алёша! В добрый час! Сегодня отличный весенний день. С утра было хорошее настроении, один из видных и достопочтенных начальников части сказал, что нас уволят с 15 мая по 1 июня.  Душа пела на все голоса.  Дай, судьба, удачи, чтоб было так! 
  Сознание очень настроено на воспоминания. Прошлая весна, которой я оказался здесь, наше расставание  и т.д.  Вспоминаю школьный экзамен весной. Помнишь, как готовились на речке? Помнишь, как играли свадьбу? Помнишь? Помнишь?  А когда-нибудь, Валенька, родненькая, будем читать и вспоминать эту весну 72-го года.  Не забудется.  Нет. Таких, как эта, вёсен, у нас ещё не было.  Это не весна для нас, а весенница, после чёрной черноты разлуки.  Скучаю ли? Да!  Каждое засыпание – дума о тебе, о сыне. Как хочется свидеться хотя бы во сне, но судьба и этого мне не дарит.  Нет, я счастлив, я очень счастлив, что у меня ты,  Алёшка мой, жизнь моя.
  Спасибо тебе за стихи. Пишите чаще, чтобы «убыстрить» время, приблизить встречу. Сладко целую, нежно глажу фото, как самую родную и ненаглядную Валечку.
***
  «Валечка! Вот и приказа дождался.  Ты бы видела, что здесь сегодня творится. Радио, газеты – везде его ищут.  Радость огромная!  Как-никак все хотят на гражданку, к родным, к близким. Время для меня сейчас как будто замерло. Хоть и занят по горло, но думы о близких не дают никакого покоя.               
  Сдаю проверки. Постараюсь приехать отличником СА. Написал мне командир характеристику, говорит, что хорошая, но я сам  её не видел.
Дорогая, милая и любимая Валя!   Сколько  радости и счастья  я вижу во встрече с тобой, до которой не так далеко, но ещё не так и близко. Но придёт, придёт она к нам.   Спасибо. Солдатское моё спасибо за верность, любовь и правду.               

 Май 1972г.
   Валенька! Валюша! Алёша! Пишу письмо, которое, чтобы написать, пришлось ждать целый год. Пишу письмо с радостной вестью, что, может быть, читать его нам придётся уже всем вместе. И  не потому, что оно будет идти дольше, а потому что я, может быть, уеду раньше и сумею его догнать. Уже точно известно, что еду во второй партии. 
   Готовлюсь. Постирался. Нужно ещё раз всё почистить и прогладить, а также пришить заслуженные лычки.  Собственно, одеяние меня не очень как-то волнует. Мне бы хоть в чём, только скорее...
 
  Я не писал тебе о том, что уже несколько раз мне предлагали остаться здесь. Не писал потому, что был уверен – ты со мной согласна. Для меня военная карьера не по душе. Не потому, что она трудная и беспокойная, а потому,  что я не настроен к ней. Тут нужно, насколько я правильно понимаю, какой-то особый склад характера, чего в себе я не нахожу.  Для тебя бы тоже такая жизнь не стала приятной.  Вопрос дальнейшей службы, таким образом, я всегда отрезал словом «нет»…
  Да, Валюш, здесь я многое познал.  Мы многое ещё будем вспоминать из нашей истории, дабы зная её, не допустить опрометчивости в будущем.  Пусть, читая это письмо вместе, мы будем улыбаться, чуть-чуть стесняясь. Пусть. Настоящая любовь она застенчива. Я целую тебя мысленно сейчас с надеждой, что, читая письмо вместе, я поцелую тебя наяву в знак благодарности за твоё верное ожидание и готов преклониться перед тобой. 
***
  P.S. Вернувшись со службы, муж был назначен директором сельской средней школы, через шесть лет – избран председателем большого хозяйства, которым руководил двенадцать лет. В 90-м году он возглавил родной район.
  Сбылось то, о чём он писал в своих письмах. Семья, дети, внуки, дом, хороший сад. До золотого семейного юбилея  муж немного не дотянул.
  Память о нём хранится в наших сердцах. 
  2022 г.            
               
         
  На фото: Письма, которым полвека