Портрет

Дина Иванова 2
Портрет
/Человек не орех - сразу не раскусишь./
--
Антон заглянул в открытую дверь мастерской друга и притормозил.
Художник прощался с человеком, забирающим выполненную работу.
- Вы с большим комплиментом написали портрет нашего хозяина. Не человек, а душка. Мы его таким никогда и не видели. На деле он чистый рабовладелец. Чуть что – выгоню. А попробуй нынче найти работу.
- Сочувствую. Облагородил его внешность с расчётом - «Стань таким!».
Портрет забирал, скорее всего, секретарь, он тяжко вздохнул, поблагодарил и откланялся.
--
Антон приобнял друга.
- Облагораживать стал «хозяев жизни»?
- И не говори. Вот второй портрет пишу владельцев «заводов, пароходов…». И каждый раз намекаю им – « стань таким, как я хочу». Убираю откровенную алчность во взоре, с лица - какое-то подобие оскала вместо улыбки. Откуда взялись такие типажи?
- Грязный капитализм, друг. Всем этим хозяевам разных ООО законы не писаны. Хочу - казню. Хочу - милую. Моя Оксана столкнулась с таким князьком. Семь лет она проработала у такого самодура. Надоела, видите ли, она ему, предложил расстаться по-хорошему. А контракт ещё не был закончен. Стала возражать. А ОНИ непримиримость не терпят. Грубо уволили её, когда она была на больничном. Упрямая у меня жена – стала искать правду. Все обращения в инстанции по нарушению трудового законодательства повисли в воздухе. Все признавали грубое нарушение, но время такое, помнишь фильм Бодрова – ««ЗдорОво, бандиты!». Те бандиты изменились, конечно. Деньги пущены в оборот и процветает бандитизм своевластия.

- Как сейчас Оксана? После золотого юбилея не просто найти работу.
- Более чем непросто. Госучреждения требуют положительную характеристику. Правдолюбам такую не дают. Побегала, побегала и везде примерно так: - «Нам нужен работник со стажем, но не старше сорока». Ну, а она держится молодцом.
- Забегайте ко мне вдвоём. Загорелся написать портрет современной безработной.
- Боюсь, что у тебя черной краски не хватит
- Не боись. Второго «Черного квадрата» не будет. Я умею заглядывать вовнутрь натуры.

Оксану даже порадовало приглашение друга мужа. Она знала, что он хороший художник, да и пообщаться хотелось.
--
Помогая гостье раздеться, художник удивился свежести лица пятидесятилетней дамы, никаких признаков на нём отчаяния, хандры.
- Так ты молодец, жизнерадостная безработная. Иль уже всё устаканилось?
- Ну, как сказать. Поиски продолжаются. Во избежание титула тунеядца, посетила биржу труда.
- Интересно, чем тебя там обрадовали?
- Обрадовали пособием по безработице в сумме 58 рублей, это примерно два доллара в месяц, с ежемесячным участием в общественном труде. Вот если не трудоустроюсь, пойду в конце месяца чистить в зоопарке клетки, - говорит с улыбкой, просто и легко.

«Надо же, она познала и пережила то, что иным, возможно, только предстоит познать и пережить, сохранила в себе силы шутить. Люди могут видеть, как ты выглядишь внешне, но очень мало тех, кто поймёт, что у тебя на душе». - Думая об этом, ему так важно было отобразить в портрете это внутреннее состояние Оксаны.

- Проходи, садись, холст уже приготовлен.
Художник выбрал желаемый ракурс, естественную подсветку светлого дня.
Оксана немножко растерялась, позировать, как бы ни её.
- Расслабься, сохрани эту чистоту в глазах и искренность в улыбке, - шутливо заметил художник, - в свои пятьдесят ты заслужила такое лицо.

На холсте появились первые наброски.
На светло-голубом фоне художник сместил всю фигуру натуры влево, сохраняя пространство картины на выделение главного – её лица, выразительного взгляда вдаль, в будущее.
Его вдохновляло это лицо с мягкими чертами, выразительными глазами, полными сердечности и доброты.
Он спешил уловить в этом задумчивом и мечтательном взгляде, в плотно сжатых губах, в складке над бровью затаённую грусть и  боль.

Это не просто заметить и отразить то, что внутри, в тайниках души человека.
Мягкими мазками художник старался построить портрет так, чтобы картина выражала его представления о значимости личности человека. Материализуя на полотне потаённые переживания натуры, художник уверенно и твёрдо, светлыми и тёмными тонами отражает внутреннюю независимость Оксаны от сложившихся обстоятельств.
Он очень внимательно вырисовывал лицо с его внутренним светом…
Ему хотелось воплотить на полотне идею классиков: – «Отстранил и фальшь и даже форсировку, хоть точку в сей беде исходную найти».

Через каждые пару часов художник давал Оксане отдохнуть. Она отправлялась на кухню и привычно готовила перекусы.
Ближе к ужину в мастерскую пришёл Антон. Его не удивило, что она хозяйничает на кухне. Оксана без дела, уже не Оксана.
- Перерыв? Ты уже видела, что получается?
- Мне не велено смотреть. Говорит, не очень умным пол работы не показывают, - смеётся, - я умею ждать.
- А я нет, пойду, посмотрю.

Антон, стараясь не мешать, тихо встал за спиной художника.
- Ещё пару мазков, придам больше объёма и закончу.
Антон молчал.
- Ищешь сходства?
- Ищу слова, пока только эмоции. Ты раскусил мой крепкий орешек. Это она.
- Зови её. - Художник вытер кисть и отошел к окну.

Антон, прикрывая глаза жены, подвёл её к портрету.
Оксана, как-то замерла на минуту.
Художник то знал, что очень редко люди видит себя такими, какими их запечатлели на холсте.

Мужчины ждали.
Оксана поцеловала мужа, подошла и обняла художника.
- Спасибо, ребята, в своей поддержке и при сотворении такого портрета вы укрепили мою веру в себя. Веру, что добро должно побеждать зло, - она смахнула слезу, – «при каждой неудаче давать умейте сдачи…». - На кухню, мы все заслужили вкусненького и по чарке, - смеётся, размазывая слезу.

Вот она – сила искусства.
Казалось, просто портрет.
Но передав энергию натуры, картина ещё больше сблизила друзей, укрепив их стремление «не прогибаться под изменчивый мир…».