друг моего отца

Лена Дубровская
Был у моего папы очень веселый и мудрый друг - доктор технических наук, профессор - О.В. Сосюра.
Все сослуживцы и друзья очень уважали этого великого человека, и было за что...
Всегда вступался за слабого; смеялся над глупостью и тупостью начальства, ценил любовь и дружбу; не кланялся и не унижался никогда...
Кроме его карьеры; было у Сосюры хобби - писать стихи, друзья, стремясь порадовать его, издавали смешные книги Сосюры.
У меня в руках их несколько, одна из них:

Полное собрание ненаучных трудов ( доктора технических наук и даже профессора)
О.В. Сосюры

Москва 1997

С дарственной надписью на добрую память моему папе и мне лично...
Что же так привлекало людей к ненаучным трудам Сосюры, гениального ученого и военного?!

Я думаю - искренность и свободомыслие для того времени и его должности -
 неслыханная!

Заглянем в потрепанную временем книжку; напечатанную на тонкой газетной бумаге...
Стихи о Пушкине и Есенине; Сосюра любит Пушкина - за великие и глубокие мысли; Есенина - за душу...
Верно подмечено.
О любви и о веере роскошных волос:

Мне сегодня совсем не до песен
Затянуло меня под откос
Все на свете собой занавесил
Этот веер роскошных волос ...

И пускай не миную я сплетен
Что я возраст любви перерос

Шутя пишет поэт ...

И эти ироничные строки:

Как Вы танцуете Нельзя не любоваться!
Какой волшебник Вас искусству обучил?!
Нас вечер сблизил в чудном ритме танца
А возраст - бессердечно разлучил...

Любовные стихи поэта прекрасны и полны юмора...

Его стихи : Расстались, Вечер у моря, Афродита Впечатляют и трогают сердце:

Показалось, что ступени
Вдруг сошли к воде,
И по ним, ещё вся в пене,
Ты идёшь ко мне...

Ярко и весело!

Не питаю страсти я к бомонду,
И комфорт мне - совсем не в дугу
Мне по нраву зубами рвать воблу
На соленом морском берегу.

Характер виден сразу!

У тебя лицо - Мадонны Рафаэля
Сколько в нем красивой доброты
Мать природа , красок не жалея,
Редко дарит нам таких как ты...

Интересно и верно подмечено у Сосюры про служебные романы :

В иное время, в ином месте
Кто знает, что могло бы быть?
Но здесь вокруг барьеры чести
Которых нам не изменить!

Вы все сказали одним взглядом
В его сердечной глубине
Прочёл я ласку и досаду:
Направо - Вам; налево - мне!

Очень верно, с юмором и знанием дела, смеюсь...

Жизнелюбие и отвага Сосюры не знает пределов :

Цените жизнь! Она у Вас - одна
Другой никто Вам не подарит
И если есть у Вас звезда
Пусть светит Вам и никогда
Вас не обманет...

Сосюра пишет много стихов о природе, о Москве и Подмосковье:

Я поеду в электричке до Рассудова
Чтоб услышать на рассвете пенье птиц
Чтобы утро улыбнулось мне причудливо
Паутинками серебряных ресниц...

Есть у поэта много стихов с историческим смыслом:

Посещение дворца

Король Карл 9 на царский престол
Совсем невеселый в то время взошёл
Какое веселье? Когда, как на грех
Страна раскололась под ним, как орех
Два слова делили дворян и народ
Ты кто? Я - католик и Я - гугенот!

.... и те и другие поныне живут
И те и другие от споров не мрут...

Но в те далекие времена, такие взгляды привели к печальным событиям Варфоломеевской ночи...

Стихи военных лет очень сильны по смыслу и форме:

Воспоминание артиллериста

Спроси какое впечатление
Сильнее всех принёс с войны?
Отвечу кратко - наступленье
Которого так ждали мы!

Сосюра много пишет о войне: Ель, забыть нельзя, на фронт, редеют ряды, однополчанам...
Это естественная тема того времени...
Много у поэта шуточных стихов о товарищах и об Академии

Генералу Семёнову

В московском переулке
Служил наш генерал
И кроме переулка
Нигде он не бывал

Смешные стихи про разведку, связь и тылы:

Пойдёшь без тыла на Европу
Набьют как рыло, так и ж...!

ПВО

Пусть не будет ничего,
Только б было ПВО !

Так же Сосюра написал много песен : Связистам и Подводникам, марш Ракетчиков!

Его стихи и песни шли в народ и были довольно известны, особенно стихи шутки и частушки:

Зятю

В зятя нынче сгоряча
Я швырнул полкирпича!
А его то личико
Просит два кирпичика!

Шутки про сметану, генерала и женьшень, дачные смешные стихи, советы пенсионерам и шуточные задачи, про старость и вечность...

Жене поэта

Настал, наверно, конец света
Жена не поняла души поэта!

Есть у поэта и серьезные глубокие стихи : Поэма Мой сын...
Сильно и трогательно написаны строки :

На фронт, на фронт! Труба нас медью кличет
На фронт, на фронт! Зовёт она в поход
И вот Москва, Москва, а не Лисичье
Своих сынов шлёт биться за народ...

Олег Сосюра сам был бойцом Великой Отечественной , он хорошо помнит события тех лет...горе жён и матерей , страшные картины разоренной врагами земли и радость и гордость победы...

В природе есть закон Его мы электроны
Ничто не может жизнь остановить
И подчиняясь этому закону
Летите к звёздам! Вечность говорит...
И мы летим...

Вот и победа близко:

Берлин! Берлин! Знай ты не за горами
К тебе дотянется рука богатыря...
Проложим путь сердцами и штыками
Не остановят нас ни реки , ни моря...

Эта поэма написана в 1942 - 1943 годы Киев - Уфа - Москва

Олег Сосюра награждён медалью за Отвагу, он победитель и герой, видный учёный, муж и отец...

Хочу просто поклониться ему и сказать : Спасибо и поросить прощения за годы молчания; давно хотела написать об этом великом солдате, ученом и поэте...

Счастье, что такие люди окружали моего папу и меня в детстве, формировали мировоззрение и взгляды, сохраняли память о подвиге моего народа...

Есть у Сосюры и смешная проза

Законы ученых скифов Москва 1971
Обнаружены при раскопках одного замшелого курганчика

1 закон стадности
Не отбивайся от ученого стада !
Съедят!

2 закон минимакса

3 закон слабого руководства

И тд

6 закон научного воспитания

Не должно мешать будущим ученым мужам совершать в науке серьезные ошибки. Иначе они ничему не научатся!

На этой веселой нотке закончу писать...; но помнить о нем буду всегда и перечитывать его ненаучные труды, плача и смеясь...


14 января 2022

Я думаю, очень многие люди помнят Олега Сосюру, папиного и моего друга...