Катюша

Любовь Сластникова
  Из цикла Старая квартира.

    В конце длинного коридора старой коммуналки единственное окно, из которого видна Нева. На нём я залипала в детстве с восторгом наблюдая салют. Из него же свежий ветер врывался в огромную квартиру, возвещая весну. Я вглядываюсь и вижу вереницу людей, уверенно шагающих по льду на другую сторону. Сейчас лед регулярно взламывают ледокольным буксиром и такие путешествия отошли в прошлое.

  Я опять в прошлом? Неслышно подходит бабушка:

- Что ты хочешь там увидеть?
- Не знаю. Что-то тревожит меня. Вереница людей, темная вода.
- Знаю. Катюшка ждёт, когда ты расскажешь о ней.
- Кто это?

  Малышка жила в этой квартире в страшные годы блокады. Нева близко и пока родители на работе, она отправлялась за водой. Видишь спуск? Той зимой он превратился в ледяную горку. Обессиленные люди падали, проливали воду и вновь становились в молчаливую очередь. Морозы сильные были, лёд толстый. Не каждый взрослый мог дотянуться до воды. Набирали стоя на коленях, лёжа. Катюшке шесть лет было, ей приходилось почти полностью свешиваться с края проруби, чтобы зачерпнуть бидончиком воды. Потом вытащить его слабыми ручонками и отползти от темной, пугающей, но дающей жизнь проруби.

  В тот день она всячески оттягивала поход за водой и собралась, когда было совсем темно. Освещения в городе не было. Луна, изредка выходя из туч показывала дорогу. Вот и прорубь. Народу никого. Темень и вода затянута крепнущим ледком. Девочка свесилась с края проруби и пыталась пробить ледяную корку алюминиевым бидончиком, но у неё не хватало силёнок. А вот детское тельце, соскользнувшее с края проруби, легко справилось и пробило лёд. Катюшка не видела звёзд. Ватное пальто, пуховый платок быстро намокли и увлекли её навстречу прочному гранитному ложу реки.

  Никто не слышал всплеска, не было крика. Всё произошло тихо и буднично. О дальнейшем рассказала сама девочка.

  Страха не было. Я падала тихо и плавно, как во сне. Холода не чувствовала, мокрой одежды тоже. Было очень спокойно. Я будто возвращалась домой к любимым людям. Возможно, я улыбалась. Передо мной появилась красивая женщина. Она выражала крайнюю тревогу и озабоченность.

- Зачем ты здесь? Я не хочу такой жертвы. Тебе надо жить.

  Женщина повернулась спиной и раскинула руки. Перед ней вздыбилась гора воды.

- Стоять! – голос женщины звучал строго

  Вода поднималась всё выше. Я сидела на дне и не могла оторвать взгляда от прекрасной женщины.
- Ступай домой!

  Только тут я увидела, что сижу на дне, но воды надо мной нет. Светит луна, мигают звезды. Нерешительно поднялась и сделала несколько шагов.
- Поторопись! – женщина строго взглянула на меня.

  Тогда я вприпрыжку побежала в сторону берега. Одежда была сухой, а вот бидончика в руках не было.
- Мне бы воды! – крикнула я незнакомке.
- Иди уже!

  Добежав до берега, я увидела свой бидончик, полный воды. Подхватила его и быстро пошла домой. С крыши спускался дядя Вася. Это сосед с верхнего этажа. Он смотрел на меня, как будто приведение увидел.

- Где ты была? – хриплым шепотом спросил он
- За водой ходила, - открывая дверь, ответила я.

  Дядя Вася был единственным, кто видел, как весь город ушел под воду, но никому не сказал.
  Бабушка закончила рассказ и вытерла набежавшую слезу.

- А Катюшка?
- Катюшка умерла той зимой. Не хватило силенок.

  Я вглядываюсь с темноту за окном. Сколько событий, тайн и легенд хранишь ты, старая квартира, старый город, сильная река.