Битва со Зверем

Елена Де-Бовэ
Первое правило морали возникает у человека в тот момент, когда у него начинаются отношения с другими людьми и он вынужден приспосабливаться к ним. Ведь человек за свою жизнь общается с многими. А общение требует общих правил и ограничения радикального эгоизма. Ибо жестокий эгоизм другие люди просто не примут - набьют морду и выкинут из племени.

А вне племени человеку жить трудно - почти невозможно. Потому что там есть более сильные и более эгоистические особи животных, вроде ягуаров - наиболее безнравственных из всех животных, для которых вообще никакие правила не писаны. Потому и живут они поодиночке. Все остальные животные, хотя и устраиваются по своим моральным внутристайным законам, чужаков тоже уничтожают.

Если бы человек жил один - у него не было бы не только морали, но и языка. Он был бы одиноким диким животным - жертвой прочих хищников. Но поскольку человек живет в племени, занимает там определенное место, работает не только на себя, но и на все племя - он живет по моральному закону. Только по моральному, так как в племени юрисдикции еще нет.

В начальной первобытной племенной жизни еще нет иерархии - все единоплеменники равны. Тем не менее, регулирующий и структурирующий моральный закон уже существует (см. Леви-Стросса "Печальные джунгли"). Там даже вождь - простой общинник, такой же, как и все - выборный наравне со всеми другими.

Должность вождя в племени не сильно любимая, потому что отвлекает от работы на свою семью. Поэтому вождей выбирают каждый год.

И вот - иерархии нет, а моральный закон уже есть. И именно им регулируется все племенное устройство. Речь идет о жизни отдельных племен, которые еще не объединены в союзы и существуют поодиночке. Не верите, что в первобытных племенах был и сейчас есть самый настоящий социализм, в основе которого лежала мораль? Прочитайте о жизни в таких племенах. Хотя бы "Шабоно".

Стало быть, моральный закон первичен. Он первичнее всякой иерархии. Потому что зарождается, когда еще нет никакой иерархии. Когда появляется иерархия - тогда появляется другой закон - закон юридический, искажающий закон моральный в пользу захватчиков власти и контролеров закона. Так было в Древнем Риме. Ранние законы были законами моральными. В последние дни империи законы были аморальными.

Жизнь без морального закона - это война всех против всех. Война эгоизмов. Обрушение в демонический мир. Это война людей, которые решили быть такими, как они есть - природными эгоистами без всяких ограничивающих установок. Вроде ягуаров.

Но именно нескончаемое кровопролитие заставляет людей нехотя подниматься над эгоизмом, являющимся животной природой человека, и хотя бы частично возрождать первичный моральный закон и договариваться с другими людьми не ревом, а все более и более культурной речью.*
________
* Апофеозом такой речи стали дипломатические переговоры высшего уровня. Однако сегодня дипломатии больше не существует, а потому отношения политиков все больше скатываются на животный уровень, проявлением которого является шизоязык.
________

С этих самых пор культура - система моральных ограничений - считается той утонченной областью человеческого существования, которая поднимает человека над его животной природой к высшим мирам.

Но люди-животные всеми силами стараются исказить и раскачать, отяжелить культуру, сведя ее к бессмысленности. А тем самым и отменить моральный закон, апеллируя к ЕСТЕСТВЕННОСТИ и СПОНТАННОСТИ.

Однако же эта пресловутая "естественность" есть не что иное, как реабилитация бесконечной кровавой охоты, секса и злобы...

Так и запомним: моральный закон - это закон человеческий. Все остальное - от когтей, рогов и копыт лукавого.

Так и запомним: люди, склонные к человечности - создают культуру, люди-животные ее разрушают или искажают.

Человек всю жизнь борется с проявлением животности, бесконечными усилиями преодолевая его в себе. Однако в последние годы именно в человеческой культуре завелась червоточина в виде деятелей, которые стали оправдывать проявления звериного начала в человеческой психике, утверждая, что запрет на звериность калечит человека и мешает проявлениям его спонтанности.

Со временем Зверь обрел в человеческом обществе права в виде юридических законов для меньшинств, которые приняли вид ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВЛЕНИЙ, ЗАЩИЩАЮЩИХ ПРАВА ДИКОЙ ПРИРОДЫ.*
________
* ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ - один из его основателей, принц Филипп Эдинбургский высказал пожелание превратиться в микроскопического дикого "зверька" - вирус, - чтобы уничтожить все человечество. Лицом "экологической политики" стала безумная девочка Грета Тумберг.
________

В поэме М.Лермонтова "Мцыри" отображена эта вековечная борьба человека со Зверем, из которой он выходит победителем.

Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;