Шифровальщик 6 отдела

Решетов Юрий 2
               
               
  Посвящается моему отцу


               
      Люди этой профессии при жизни окружены
 тайной, а после смерти мало кто знает, что за подвиг они совершили…

     Иван Михайлович Решетов родился 26 ноября 1915 года в с. Залесянка Самойловского района Саратовской области. После окончания Саратовского железнодорожного техникума 24 октября 1939 года Октябрьским РВК города Саратова был призван в армию. В военкомате сразу разглядели в нём трудолюбивого, грамотного, ответственного человека, поэтому его направили в школу шифровальщиков. После окончания в августе 1941 года он попадает на Северо-Западный фронт в 163 стрелковую дивизию. Она была сформирована в Белёвском районе Тульской области в 1939 году. В боях под Старой Руссой в сентябре 1941 года дивизия попадает в окружение. Читая дневник боевых действий тех лет, восхищаешься мужеством и героизмом наших красноармейцев. Понимаешь, в каких условиях приходилось воевать нашим солдатам и офицерам в первый год войны – не хватало даже стрелкового оружия.

     Затем он продолжает службу в 39 армии. Эта армия попала в окружение на Ржевском выступе. Многие годы об этой бездарной операции нам, послевоенным детям, не сообщали. Из той информации, которая сейчас появилась о боях под Ржевом, это был просто АД. Положение 39 армии в июле 1942 становится катастрофическим. Когда командующий армией генерал И. И. Масленников это понял, было уже поздно: 39 армия оказалась в кольце. Представляю, что думали красноармейцы, попав в окружение: бог даст, прорвёмся и останемся живы, геройски погибнем за родину, попадём в плен и тогда – неизвестность и позор.

     Осенью 1942 года его в составе 4 кавалерийского корпуса направляют на Сталинградский фронт в район станции Котельниково. Корпус был сформирован в 1941 году в Средней Азии. На 60 % он состоял из красноармейцев среднеазиатских республик. Командовал корпусом генерал-лейтенант Т. Т. Шапкин. 19 ноября началась стратегическая операция «Уран», а 20 ноября в наступление перешла ударная группировка Сталинградского фронта, в состав которой входил и 4-й кавалерийский корпус.

20 ноября кавалерийский корпус был введён в прорыв. Противником были румынские войска, и первая цель – населённый пункт Абганерово – был утром 21 ноября захвачен атакой в конном бою. Однако следующая поставленная задача 4 корпусу –овладеть станцией Котельниково – оказалось непростой. Нужно было преодолеть за сутки 95 км, что является сложным даже для механизированного соединения.

Утром 27 ноября 81 дивизия 4 корпуса подошла к Котельниково, но захватить станцию сходу не смогла. Более того, здесь кавалеристов ждал неприятный сюрприз в лице прибывшей по железной дороге из Франции свежей 6-ой танковой дивизии, которая представляла собой серьёзную силу. В дивизии было 159 танков новейших образцов. Фактически полнокровная танковая дивизия, усиленная артиллерией, атаковала позиции конников и окружила 81 дивизию.

Вот что удалось узнать на форуме 4 кавалерийского корпуса. Это пересказ сына, отец которого был в том окружении: «Попали в танковое окружение, лежали в овраге под обстрелом. Когда стали выбираться из окружения, возник спор с полковником Тереховым, в какую сторону идти – в рощицу или на танки. В итоге штаб пошёл в рощу и погиб. Те, кто пошёл между танками, остались живы». 

Лейтенант Решетов в тех боях проявил храбрость, мужество и сумел вывезти из окружения секретные документы, а 30 ноября в боях с фашистами он получает лёгкое ранение, контузию, но продолжает воевать.

Когда я прочитал выписку из наградного листа, не мог поверить, что мой скромный и немногословный отец совершил подвиг – вывез из окружения секретные документы.
В войну за красноармейцами с такой профессией шла настоящая охота. Приказ Гитлера по вермахту гласил: «Кто возьмёт в плен русского шифровальщика либо захватит шифровальную технику, будет награждён Железным крестом, отпуском на родину и обеспечен работой в Берлине, а по окончании войны – поместьем в Крыму».

Г.К. Жуков написал о людях этой военной профессии: «Хорошая работа шифровальщиков помогла выиграть не одно сражение».
Даже немцы высоко оценили работу советской шифровальной службы. Вот выдержка из допроса начальника штаба при Ставке верховного главнокомандования немецких вооружённых сил генерал-полковника А. Йодля от 17 июня 1945 года: «Нам никогда не удалось перехватить и расшифровать радиограммы вашей ставки, штабов фронтов и армий». По мнению западных историков, если бы не работа службы криптографии и шифрования, вторая мировая война бы длилась на два года дольше.

Работа шифровальщика требовала отличного знания языка, отличной зрительной и умственной памяти, усидчивости, ответственности.
В воспоминаниях шифровальщик А.Ф. Степанов описывает такой случай. Один молодой лейтенант-шифровальщик допустил при шифровании ошибку в названии станции назначения. Эшелоны с личным составом и техникой могли оказаться на другом участке фронта, это было уже ЧП, за которое по законам военного времени офицер подлежал суду военного трибунала. После расследования по приказу Генерального штаба комиссия пришла к выводу, что офицер был слабо подготовлен в шифровальном деле.

В этих же воспоминаниях Степанов описывает подвиг офицера спецсвязи Странцева. Он вёз секретные документы и шифры под охраной из трёх танков и взвода солдат. Колонна попала в засаду, завязался неравный бой. Танки, пехота были расстреляны в упор. В автобус с документами попал снаряд, Странцеву перебило обе ноги, истекая кровью, шифровальщик вскрыл сейфы, зажигательной смесью поджёг документы и автобус, после этого отстреливался от наседавших фашистов, пока не сгорел в автобусе.
В архиве сохранилось донесение о подвиге радистки Елены Стремпковской. Фашисты прорвались на КП, где у радиостанции бессменно в течение многих часов дежурила младший сержант. Мужественная девушка бросила две гранаты в набегавших фашистов. Но силы были неравны. Радистку схватили и подвергли нечеловеческим пыткам, добиваясь от неё кодовой переговорной таблицы со штабом дивизии. Её били прикладами топтали сапогами, рвали волосы, кололи штыками, но ничего не сказала врагам верная дочь Родины. Тогда гитлеровские палачи отрубили ей обе руки и повели на казнь, а она, истекая кровью, шла с высоко поднятой головой. Елене Стремпковской посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Устав Военно-морского флота по отношению к должностным обязанностям шифровальщиков особенно строг.
Вот как описывает писатель-маринист Валентин Пикуль судьбу криптографа на военном корабле. «Шифровальщик, живущий по соседству с салоном, казалось, не подлежал карам уставным, а только небесным: случись «Аскольду» гибель, и он, обняв свинцовые книги кодов, должен с ними тонуть, пока не коснётся грунта и ляжет вместе с книгами мёртвый. Таков закон! Поэтому-то надо уважать человека, который каждую минуту готов к трудной и добровольной смерти на глубине. На той самой глубине, куда из года в год уносится пепел его шифровок…»



На время начала войны в Красной армии было всего 1 857 шифровальщиков. На заключительном этапе войны численность шифровальщиков составила 4 000 человек. Боевые потери шифровальщиков составили 2 163 человека.

За доблесть и мужество, проявленное при выполнении воинского долга, 12 февраля 1943 года моего отца награждают Орденом Отечественной войны 2 степени. Это был первый орден, но не последний.

22 декабря 1942 года его награждают медалью «За оборону Сталинграда».

В январе 1943 года в боевых условиях он вступает в ВКП (б).

Нужно отметить, что конники в этих боях проявили мужество и самоотдачу. Читая рассекреченные документы, диву даешься, как они противостояли фашистам. В одном из боёв на них наступало сразу 40 танков, пехота, а сверху на их позиции падали бомбы, у них полностью вышла из строя артиллерия. Два командира дивизии в тех боях погибли. Надо отметить, что корпус путём больших потерь свою задачу выполнил. Он приостановил контрнаступление фашистов под командованием Эриха фон Манштейна, который рвался к  Сталинграду, к окружённому Паулюсу, чтобы сделать коридор и спасти окружённые части. За несколько дней боев из 10-тысячного корпуса в живых осталось 6 тысяч.

Думаю, что подвиг, который совершили красноармейцы-конники, до конца не оценён. Некоторые историки считают, что если бы 4-й корпус не задержал фашистов, то у Эриха фон Манштейна была бы возможность прорвать кольцо окружения и сделать коридор для выхода армии Паулюса из окружения.

О легендарном командире Т. Т. Шапкине хочется написать несколько строк. Боевой соратник Будённого и Ворошилова проявил себя как талантливый кавалерийский начальник в трёх войнах. «Вся жизнь в седле», как сам он говорил. Родился в 1885 году в семье донского казака. В 1905 году был призван в царскую армию. В период первой мировой войны Шапкин с первых дней на фронте. За храбрость, отвагу был награждён Георгиевской медалью и тремя Георгиевскими крестами. После революции воевал против Красной армии до 1920 года. В марте перешёл на сторону красных. В 1926 году был переведён на службу в Таджикистан. Здесь под его командованием были разгромлены банды басмачей Фузайл-Мансума и Ибрагим-Бека. В январе 1941 года он принял командование 4-м кавалерийским корпусом.
На помощь измотанному кровопролитными боями корпусу приходит 2 гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта Р. Я. Малиновского, ставшего впоследствии министром обороны.

Немецкие солдаты и офицеры называли битву под Сталинградом адом на земле. Не знавшие серьёзных поражений немцы были поражены возможностями, которые продемонстрировала рабоче-крестьянская Красная армия.

Изучая документы в архиве МО, который находится в Подольске, я нашёл документ, который меня очень сильно взволновал и потряс до глубины души. Я сидел и не мог поверить, что из нескольких миллионов документов, находящихся в архиве, я обнаружил документ, зашифрованный моим отцом в далёком 1942 году недалеко от станции Котельниково под Сталинградом. Да, мой кропотливый труд по установлению боевого пути моего отца был вознаграждён вот этими документами. Это отчёт командира 4-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта Т. Т. Шапкина Командующему Сталинградским фронтом генерал-полковнику А. И. Ерёменко и члену Военного Совета Н. С. Хрущёву.

Всё, что было написано карандашом на той странице, написано рукой моего отца.
    
В декабре Котельниковская операция была успешно завершена. Командир корпуса Т. Т. Шапкин в марте в районе Ростова-на-Дону тяжело заболел и 22 марта умирает. В апреле корпус расформировывают, а красноармейцев направляют в 7 кавалерийский корпус. Если бы не умер легендарный командир конников Т. Т. Шапкин, то корпус не расформировали бы, а пополнили новыми красноармейцами, как было часто в таких случаях.

В 1943 году в жизни шифровальщика, старшего лейтенанта Решетова Ивана Михайловича, наступает новая страница. При освобождении Луганской области в составе уже 7 кавалерийского корпуса на постое у семьи Погореловых он знакомится с красивой девушкой с очаровательным именем Сашенька, которая после войны, в далёком 1946 году становится его женой и моей мамой.

Затем он, уже в составе 7 кавалерийского, участвует в освобождении города Чернигов, а 25 сентября конники, подчинённые 13 армии, одни из первых форсируют Днепр. И опять мой отец проявил себя как храбрый и мужественный офицер, за что был награждён орденом Красной звезды.

Развивая дальше наступление и исходя из сложившейся ситуации, командование Белорусским фронтом приняло решение скрытно перебросить части к населённому пункту Лоеву, форсировать Днепр и наступать в направлении города Речица, находящегося на территории Белоруссии. Наступательная операция получила название Гомельско-Речицкая. Наступление в направлении главного удара было начато 10 ноября вблизи Лоева. 11 ноября для усиления удара к наступлению были подключены танковый и 7-й кавалерийский корпуса. 13 ноября были освобождены Холмеч, Дворец, Краснополье и Артуки. В ночь на 15 ноября соединения 19 стрелкового корпуса захватили Демехи, чем от противника были отрезаны железнодорожный и шоссейные пути сообщения Гомель-Калинковичи. 16 ноября в руки советских войск перешла Ребуса, деревня и железнодорожная станция Бабичи. К вечеру 16 ноября была занята Озерщина и завязались бои на окраине Речицы. 17 ноября Красная армия заняла район железнодорожного вокзала и в течение двух суток отбивала атаки немцев. В ночь на 18 ноября две стрелковые и две танковые бригады направились в тыл немцам, что заставило их поспешно отступить из Речицы. В этой операции участвовал и мой отец.

Нужно несколько строк написать о конниках. Советское руководство перед войной, развивая бронетанковые части, усиленно сокращало именно «красную конницу». Численность советской кавалерии с 1937 по 1941 год сократили в два раза. 15 июля 1941 года маршал Жуков, обобщая опыт трёх недель войны, писал в директивном письме Ставки Верховного командования: «Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях, рейды красных кавалеристов могут сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск…»

В отличие от автомобилей лошади как тягловая сила имели тогда целый ряд преимуществ: лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходиться подножным кормом, да и сами иногда были еще каким кормом… Весной 1942 года все попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели своих лошадей, но сумели вырваться из вражеских тисков.

Красноармейцам, участвовавшим в освобождении Речицы, приказом ВГК И. В. Сталина была объявлена благодарность, а вечером 18 ноября в Москве был дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий.

3 декабря гвардии капитана И. М. Решетова за эту операцию награждают третьим орденом – орденом Отечественной войны 1 степени.

В 1944 году гвардии капитана И. М. Решетова направляют в 9-й артиллерийский корпус прорыва. Эти воинские подразделения создавались с целью улучшения условий управления крупными массами артиллерии и создания необходимых группировок на направлениях главных ударов во фронтовых операциях. Формирование этих корпусов началось весной 1943 года. Всего таких корпусов было 10. Формирование 9 артиллерийского корпуса прорыва было завершено 10 октября 1944 года.
В марте и апреле 1945 года корпус участвует в освобождении Венгрии и Австрии. За прорыв обороны в горах Вэртэшхедьшэг и освобождение ряда населённых пунктов в Венгрии Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин объявил благодарность.

За освобождение столицы Австрии награждается медалью «За взятие Вены».


А заканчивает боевой путь шифровальщик 6 отдела гвардии майор Иван Михайлович Решетов в Чехословакии, где даже после капитуляции, после 9 мая, дня победы, шли кровопролитные бои. После войны он остаётся служить в Красной армии.

 И уже в мирное время в 1950 году его награждают медалью «За боевые заслуги».

 После службы в различных точках Советского Союза его в начале 50 годов направляют в Группу Советских Войск в Германии.
Эта тактическая группировка была создана после победы СССР в ВОВ и безоговорочной капитуляции Германии на основании Директивы Ставки Верховного Главнокомандования № 11095 от 29 мая 1945 года.
Основная задача Группы войск заключалась в том, чтобы обеспечить защиту западных рубежей СССР от внешних угроз и сокрушить любого противника.

В 1955 году его награждают 4 орденом – орденом Красной звезды.

После службы в ГСВГ гвардии подполковника, начальника шифровального отдела переводят на службу в город Смоленск, где он в 1961 году в возрасте 46 лет уходит в запас. В 1963 году Иван Михайлович вместе с семьёй переезжает в Саратовскую область, в город Балашов, чтобы быть поближе к престарелым родителям, живущим в Самойловке.
В 1975 году, 10 октября Иван Михайлович Решетов, участник ВОВ, защитник Сталинграда, освободитель Украины, Белоруссии, Венгрии, Австрии, Чехословакии умирает в возрасте 59 лет. Похоронен в городе Балашове Саратовской области на воинском кладбище.

Два сына тоже служили отчизне. Сын Анатолий стал генерал-майором. Принимал участие в контртеррористической операции в Чечне в 1996 году. Скоропостижно скончался в возрасте 55 лет. Захоронен в городе Пушкино Московской области.
Сын Юрий стал майором.

Можно поставить точку в этом рассказе и с чувством выполненного сыновьего долга спокойно продолжать жить. Но есть в жизни моего отца страница, которая не даёт мне спокойно спать. Зайдя недавно в архив МО, я узнаю, что мой отец был награждён ещё двумя очень ценными и редкими наградами – «Партизану Отечественной войны» 1 и 2 степени. Только через 75 лет после окончания войны был снят гриф «секретно» об этих наградах.







Медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени награждались партизаны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения за особые заслуги в деле организации партизанского движения, за отвагу, геройство и выдающиеся успехи в партизанской борьбе за нашу Советскую родину в тылу немецко-фашистских захватчиков.

Медалью «Партизану Отечественной войны» второй степени награждались партизаны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения за личное боевое отличие в выполнении приказов и заданий командования, за активное содействие партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

Всего медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени было награждено 56 883 человека, а второй степени 70 992 человека.

Можно предположить, что мой отец с марта по сентябрь 1942 года был в тылу врага – на это указывает его отсутствие в действующей Красной армии, – выполняя какое-то особое задание, причём делал это не один раз, раз его наградили двумя медалями, либо он участвовал в какой-то радиоигре. Причём в любом случае задание было выполнено на отлично. До сих пор эта страница в биографии моего отца остаётся под грифом «совершенно секретно». В первые годы войны 85 % заброшенных за линию фронта диверсионных групп погибали.

А вот за какие подвиги шифровальщик 6 отдела Иван Михайлович Решетов был ими удостоен, мне и предстоит узнать. Выходит, рано мне успокаиваться и ставить точку в этом повествовании, впереди меня ждёт ещё много интересных открытий в биографии моего отца.
Работа под грифом «особой важности» на фронтах Великой войны не остались в тени забвения, подвиг русских шифровальщиков не забыт и будет жить в наши дни и в будущем.

На погосте я молча стою,
На могилу отца я смотрю,
На деревьях вороны сидят,
На могилы печально глядят.

Тишина и покой здесь всегда!
И не бегает здесь детвора.
Время замерло здесь навсегда,
Когда мы приходим сюда.

Рюмку водки отцу я налью,
Пару слов ему я скажу:
Хорошо ты нас воспитал,
Хорошие советы нам дал.

Хотя тело твоё и в земле,
Но душа та летает везде…
Невозможно её закопать,
Невозможно ей обуздать.

Здесь находят последний приют,
Те, кто рядом с нами живут.
Каждый будет в земле так лежать,
А родные над ним горевать.

На земле люди мало живут,
Слишком рано обрывается их путь.
Вот с отцом пообщался я,
В дальний путь мне снова пора.

Через год я снова приду,
Рюмку водки снова налью
И оградку покрашу твою.
Пускай пухом будет земля,

                Будем помнить тебя мы всегда.