18. Он бомбил Берлин

Михаил Поленок
Проходят десятилетия, но нельзя остаться равнодушными к беспримерному подвигу воинов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (ВОВ). О многих из них написаны книги, сняты фильмы, имеются сообщения в средствах массовой информации, однако  большое количество красногорцев, не единожды совершавших подвиги и отмеченных многочисленными наградами Родины, до сей поры остаются ещё безвестными даже для своих односельчан. Об одном из таких героев, обнаруженном в ходе работы над архивными документами,  и пойдёт речь...

Широко раскинулось вдоль речки Дороговша, многолюдное в былые времена, село Перелазы. Извиваясь и петляя меж обработанных полей, речушка связывала воедино три крупных села: Колюды, Перелазы, Летяхи, впадая затем в реку Беседь. Десяткам новых посёлков, разбросанных, как россыпь зерна вокруг, дало жизнь село. Они скромно прижались к водоёмам, мелким речкам и лесным угодьям.  Вокруг них, как огромные цветы жизни, нежно расцвели поля льна, гречихи, зарделась картофельная ботва, заколосились поля зерновых. Здесь и родился наш герой, впитавший с детства пьянящую лёгкость родного воздуха, целебную силу прозрачной воды из криницы, сруб которой был заботливо изготовлен из дубовых плашек, отливающих лёгкой синевой ...

С.Г. Моргач (прил.1-599) родился 27.04.1918 года в большом селе Перелазы. Степан Григорьевич был призван в Красную Армию 30.09.1939 года Хабаровским районным Военным комиссариатом имени «ЛОЗО» города Хабаровска. С 1942 года – кандидат ВКП(б), с 1944 года – член ВКП(б). В ВОВ с 15.04.1943 года. Участник обороны Ленинграда и Советского Заполярья, взятия Будапешта, штурма Кёнигсберга и Берлина, войны с Японией. 

Воевал С.Г. Моргач  воздушным стрелком-радистом на дальнем бомбардировщике «ИЛ-4» 109-го Рижского Краснознамённого авиационного полка (авп) Дальнего Действия (ДД) 48-й авиационной дивизии (авд) ДД в составе 8-го авиационного корпуса (АвК) ДД.
Военная судьба надолго связала его с этой надёжной, но капризной для малоопытных лётчиков, боевой машиной.

С.Г. Моргач

«Ил-4» получил своё наименование в декабре 1940 года, а был  создан в 1939-м году, как дальний бомбардировщик «ДБ-3Ф». В составе его экипажа находилось 3-4 человека (лётчик, штурман, воздушный стрелок, воздушный стрелок-радист). Бомбардировщик имел на вооружении 3 пулемёта и нёс бомбовую нагрузку от одной до двух с половиной тонн. Дальность его полёта составляла до 4000 километров. Всего заводами было выпущено 6883 бомбардировщика.

Старшина С.Г. Моргач  воевал в составе экипажа: лётчика лейтенанта В.М. Потапова (1921г.р., русский, уроженец г. Тамбов), штурмана лейтенанта А.А. Корнилова (1921г.р., белорус, уроженец Витебской обл.), воздушного стрелка старшины В.Д. Быстрай (1918г.р., украинец, уроженец Полтавской обл.). Единым многонациональным и сплочённым экипажем, понимающим с полуслова друг друга, они прошли опасными дорогами войны и вернулись домой, победив врага и уцелев в жестокой схватке.

Степан Григорьевич был награждён четырьмя орденами и медалями: двумя «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в ВОВ», «За победу над Японией».

К первой награде ордену Красной Звезды был представлен 12.12.1943 года, награждён медалью «За отвагу» (16.12.1943г.). 

К этому времени старший сержант С.Г. Моргач совершил 36 ночных боевых вылетов.  Выполнял задачи по разрушению железнодорожных узлов: Орёл, Орша, Брянск, Гомель, Смоленск, Витебск; уничтожению самолётов противника на аэродромах: Олсуфьево, Сеща, Кресты, Боровское; нанесению ударов по узлам сопротивления и скоплению немецких войск в районах: Мга, Беззаботная, Настилово, Духовщина.

4.09.1943 года во время бомбометания по войскам противника в районе Духовщина огнём своего пулемёта подавил две зенитные точки противника.

5-го сентября в ходе выполнения задач в том же районе вышел из строя передатчик бомбардировщика. Благодаря хорошему знанию радистом техники, неисправность  была устранена, что позволило экипажу выполнить боевую задачу. 

9-го октября в ходе боевого налёта на железнодорожный узел Витебск немецкий истребитель атаковал бомбардировщик. Благодаря проявленной бдительности и своевременному докладу Моргача, лётчику младшему лейтенанту Потапову удалось сманеврировать и увести «ИЛ-4» от губительного огня истребителя противника.

В оценках своего подчинённого командиром 109-го авп подполковником В.К. Юспиным отмечалось: «Исполнительный и примерный младший командир, требователен к себе. Матчасть радиостанции и стрелковое вооружение самолёта «ИЛ-4» знает отлично и грамотно эксплуатирует. В борьбе с германским фашизмом проявил себя стойким, мужественным и храбрым защитником Родины».

11.08.1944 года старший сержант С.Г. Моргач  был награждён орденом Красной Звезды. Представлялся же 17.06.1944 года к ордену Отечественной войны 1-й степени.

На его счету уже было 76 ночных боевых вылетов. Он успешно выполнял задачи по уничтожению эшелонов и разрушению железнодорожных узлов: Минск, Орша, Идрица, Двинск, Полоцк, Резекне; уничтожению самолётов и выводу из строя аэродромов: Брянск, Идрица, Балбасово; уничтожению войск и техники в районах: Мга, Судиловщина. 

С ноября 1943 по апрель 1944 годов 109-й авп ДД в составе оперативной группы 8-го АвК выполнял задачи в сложных метеоусловиях Заполярья с аэродромов Африканда (Мурманская обл., севернее п. Африканда) и Подужемье (Республика Карелия, 16 км юго-западнее г. Кемь).

Здесь, в период с 14.12.1943 по 31.03.1944 годов С.Г. Моргач совершил 24 боевых вылета. Экипаж «ИЛ-4» наносил удары по объектам противника, в том числе: железнодорожным узлам Оулу и Алакуртти, морскому порту Киркинес, аэродромам Луосари, Алакуртти, Тунг-Озеро, Кемиярви и железнодорожной станции Кестеньга.

21-го февраля, возвращаясь после успешного выполнения задания по бомбардировке объектов города Оулу, старший сержант Моргач обнаружил движущуюся автоколонну противника, доложил командиру экипажа и по его приказанию расстрелял её.

26-го марта, в ходе вылета бомбардировщиков полка для выполнения задачи по уничтожению объектов аэродрома Алакуртти, экипаж капитана Кибордина – разведчика погоды из-за слабого сигнала не смог передать метеоинформацию командованию. Под угрозой срыва находилось выполнение 109-м авп поставленной боевой задачи. В этих условиях радист С.Г. Моргач, проявив инициативу, обеспечил перехват радиограмм и последующую передачу информации бомбардировщика-разведчика погоды на командный пункт, что позволило всей группе успешно выполнить бомбардировку объекта.

1-го апреля, в ходе уничтожения военных объектов в городе Кестеньга, стрелок-радист Моргач и стрелок Быстрай, открыв ураганный огонь по складам, подожгли их.

16-го мая, выполняя задачу по железнодорожному узлу Минск, бомбардировщик был атакован истребителем противника. Своевременно обнаружив его и открыв плотный огонь из 2-х пулемётов, С.Г. Моргач отбил атаку и дал возможность лейтенанту  Потапову выполнить задание и уйти.

16.12.1944 года С.Г. Моргач был награждён орденом Славы 3-й степени.

Опытный воздушный стрелок-радист он совершил уже 106 ночных боевых вылетов. В составе экипажа выполнял задачи по разрушению крупных военно-промышленных объектов противника: городов Тильзит Восточной Пруссии (г. Советск, Калининградская обл.), Будапешт и Дебрецен (Венгрия), портов Рига (Латвия) и Таллинн (Эстония), узлов сопротивления в районах Габаскроге и Торнкалис.

Выписка из его наградного листа от 31.10.1944 года:
«14.10.1944 года при полёте на фотографирование железнодорожного узла Тильзит, над целью экипаж был атакован истребителем противника «МЕ-109». При атаках истребителя товарищ Моргач был ранен в обе ноги, а воздушный стрелок старшина Быстрай был ранен в голову и потерял сознание... Моргач, преодолевая боль, отражал атаки и метким огнём своего пулемёта сбил вражеский истребитель, что было подтверждено экипажем младшего лейтенанта Пичугина. Будучи раненым, отлично держал связь с КП (командный пункт), доложив командованию о победе».

Дымный шлейф, оставляемый круто падавшим истребителем «Мессершмитт», стремительно потянулся к земле. Экипаж облегчённо вздохнул, однако бомбардировщик неуверенно рыскал по курсу, плохо слушался рулей, дрожь, нарастая, била его могучее тело. Лётчик Потапов с трудом удерживал «ИЛ-4», возвращаясь обратно. Только благодаря мастерству и отличной технике пилотирования, ему удалось благополучно довести и посадить тяжёлую машину на свой аэродром. Бомбардировщик имел 150 пробоин и серьёзные повреждения, в том числе управления рулём глубины...

31.10.1944 года за отличия в боях при овладении столицей Советской Латвии городом Рига — важной Военно-морской базой (ВМБ) 48-й авд ДД было присвоено почетное наименование «Рижская», а 109-му авп ДД - «Рижский».

За отличие в боях при овладении городами Минск и Рига воинам дивизии, в том числе С.Г. Моргачу, были объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего (ВГК).

Указом Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР от 4.11.1944 года 109-й авп ДД был награждён орденом Красного Знамени.

Директивой Генерального Штаба №орг.10/315706 от 26.12.1944 года 48-я Рижская авд ДД была переименована в 48-ю Рижскую бомбардировочную авд (бавд), а 109-й авп ДД - в 109-й бомбардировочный авп (бавп).

Старшина С.Г. Моргач в составе 109-го бавп принимал участие в боевых операциях: Восточно-Прусской (13.01.-25.04.1945г.), Восточно-Померанской (20.02.-4.04.1945г.), Кёнигсбергской (6–9.04.1945г.), Берлинской (16.04.–8.05.1945г.).

Степан Григорьевич имел благодарности ВГК за отличие в боях при овладении  Гданьск - важнейшим портом и ВМБ на Балтийском море, крепостью и главным городом Восточной Пруссии Кёнигсберг, городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц, Ораниенбург (районный центр земли Бранденбург, Германия), Биркенвердер (железнодорожная станция земли Бранденбург), Геннигсдорф, Панков (округ Берлина), Фридрихсфелъде, Карлсхорст (район в составе берлинского административного округа Лихтенберг), Кёпеник (административный район Берлина),  Мемель (Клайпеда, Литва) - важнейшим портом, Будапешт,  Берлин, Свинемюнде - крупным портом и ВМБ.

20.05.1945 года старшина С.Г. Моргач был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Был же награждён орденом Отечественной войны 2-й степени (5.06.1945г.).

К этому времени его общий налёт составлял 1986 часов, из них 687 ночью. Он совершил 122 боевых вылета, в том числе: на разрушение железнодорожных узлов Выборг, Вильно, Тильзит, Кретинга, Тукумс, Штеттин, Данциг, Кёнигсберг и Мюнхенберг; на разрушение портов Мемель, Либава, Хель, Пиллау и Свинемюнде; на уничтожение войск и техники в районах Крокау и Зеелов.

Выписка из его наградного листа от 20.05.1945 года:
«18.04.1945 года при выполнении боевого задания по бомбардировке города Херцвельде (г. Херцфельде, Германия) в районе цели экипаж был атакован истребителем противника «МЕ-110». В результате воздушного боя, при совместном отражении  с воздушным стрелком, истребитель противника был сбит».

Степан Григорьевич совершил пять успешных боевых вылетов на бомбометание по логову врага – Берлину, в том числе 24.04.1945 года. В этот день экипаж выполнял задачу в сложных метеоусловиях при облачности 10 баллов и  видимости 500 метров. Столица Германии была накрыта серой завесой клубящихся облаков. Только профессионализм штурмана лейтенанта Корнилова позволил точно выйти на цель и сбросить бомбы. Возникшая неисправность штурманского оборудования, когда вышел из строя радиополукомпас, резко осложнила задачу определения своего места. Лейтенант Потапов в целях ориентировки был вынужден уйти на опасную высоту 100-50 метров. В этих условиях радист Моргач в очередной раз обеспечил привод бомбардировщика на родной аэродром по радиомаякам и пеленгам...

Старшина С.Г. Моргач закончил войну на Дальнем Востоке воздушным стрелком-радистом бомбардировщика «ИЛ-4» 442-го бавп 33-й бавд 19-го бомбардировочного АвК. В войне с Японией, он совершил три успешных ночных боевых вылета на бомбардировку города Муданьцзян и Санчагоусского узла связи. Был награждён медалью «За отвагу» (12.09.1945г.).

Его родной экипаж «ИЛ-4», состоявший из представителей трёх славянских народов,  воевал одной слаженной и дружной боевой семьёй. В тяжёлые минуты каждый из них был готов подставить надёжное плечо другу. Так, 20.09.1943 года при выполнении боевой задачи по разрушению железнодорожного узла Витебск, находясь уже над целью, в бомболюках «ИЛ-4» зависли две бомбы «ФАБ-100». Воздушный стрелок Быстрай с риском для жизни, не колеблясь, пробрался в бомболюки и сбросил бомбы на цель. Профессионализм, мужество и взаимовыручка позволили экипажу пройти все испытания, победить сильного врага и остаться живыми.

Лётчик лейтенант В.М. Потапов был награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

Штурман лейтенант А.А. Корнилов – орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

Воздушный стрелок старшина В.Д. Быстрай – орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

После окончания войны С.Г. Моргач продолжил службу в 30-м гвардейском Смоленском Краснознамённом бавп 48-й Рижской бавд 1-го гвардейского Смоленского бомбардировочного АвК 18-й Воздушной Армии  Дальневосточного фронта.

За выслугу лет был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
Уволился из Вооружённых Сил 16.12.1954 года, будучи лейтенантом.