Эффект выставки

Андрей Варвар
Что-то чувствуешь в воздухе,
в пространстве,
заключённом между дерев.
Что-то теплится
боязно;
то, что опровергает
тысячи вер.
Что-то порхает
невыразимое
между краями
острых снежинок.
Что-то уходит
невидимое,
благодаря чему
мы живы.

Знать не знаю,
что же именно
наполняет воздух.
Знаю только одно:
это понять
никогда не поздно.

Смотреть на просторы и
любоваться мнимостью
разделения.
Всё чувствуется единым:
в этом нет ни капли
сомнения.


  По словам доктора Иллюми из Университа Имахинадо, Толедо, в последнее время всё чаще учёные сталкиваются с необычным явлением — "эффектом выставки". Его суть заключается в том, что человек видит всю свою жизнь, как карту музейных экспонатов.

  "Предположим, что вы отправляетесь в музей на выставку. Привычное восприятие арт-объектов линейно: у входа, допустим, картина, за ней скульптура, а в конце вас ждёт целая панорама. Здесь же человек наблюдает жизнь нелинейно, а смотрит на неё как бы сверху, будто на географическую карту. Однако это особая карта без координатной сетки. Параллелей и меридианов не существует, поэтому определить положение одного экспоната жизни относительно другого совершенно невозможно. Это трудно представить, но все события сконцентрированы в одной точке, и при этом они хорошо различимы".   Доктор Иллюми

  Объяснение доктора Иллюми может показаться сложным. Нам кажется, что мы всегда находимся только в одном процессе, представляем собой лишь единственный экспонат. Ключ к пониманию предлагает само слово "находимся". Буквально получается, что мы находим себя в определённой ситуации. Казалось бы, всё довольно тривиально: действительно в течение жизни мы попадаем в каскад из различных обстоятельств, моделирующих события. К примеру, вот мы читаем книгу, прогуливаемся по набережной, засыпаем. По сути, мы зачастую попадаем в уже хорошо знакомые ситуации и "находим себя" в них.

  Вот только упомянутый "эффект выставки" предполагает нечто удивительное. Согласно этой теории, мы всегда читали, прогуливались и засыпали. Эти действия никогда не прерывались, не заканчивались и не начинались. Скажем, они просто есть. Более того, их существование одновременно, параллельно, незыблемо, а мы, будучи искусствоведами, "проходим" по выставочному павильону, созерцая экспонаты и в то же самое время... являясь ими!

  Вот что говорит Дэн Лайер, коллега доктора Иллюми:

  "Эффект выставки" удивительно сочетает в себе бурное движение и его отсутствие. Я бы сказал, что движение начинается в покое, а покой — в движении. Понять это логически, на мой взгляд, невозможно. Надеюсь, когда-нибудь вы просто сядете на стул и почувствуете, что вы всегда это делали. Да, представьте себе, вы всегда садились на стул!"

  Объяснением теории "эффекта выставки" мог бы стать фильм ужасов, в котором вы просыпаетесь и видите, как вы чистите зубы, пока другой "вы" — завтракает, а третий — уже стучит пальцами по клавиатуре. Количество "вы"-состояний бесчисленно, и вы просто встаёте с кровати, сразу же вовлекаясь в одно из них. Обыденное сознание подобные вещи воспринимает абсолютно нормально, посылая стандартное уведомление "Я встал, иду чистить зубы". Однако если сорвать этикетку слов, прикрывающую "эффект выставки", можно увидеть, как вы беспрерывно чистите зубы. Это состояние всегда было, есть и будет и только ждёт вас как активного наблюдателя-участника событий.

  Группа учёных из Университа Имахинадо находится лишь на начальной стадии изучения "эффекта выставки", однако уже сейчас теоретические выкладки поражают воображение. Скептики полагают, что экспериментальных данные, подтверждающие теорию, никогда не будут получены.

  "Пока мы не можем доверять интуитивной перцепции. Это не метод научного познания. Даже если и верна теория доктора Иллюми, получить исчерпывающие доказательства будет весьма проблематично. Как минимум, нам придётся зарегистрировать ощущение, переведя его, к примеру, в двоичный код. Таких возможностей у современной науки нет, да и звучит всё фантастично."   Сэр Галлен, Университет Борна, Швейцария

  Тем не менее энтузиасты из университета Имахинадо считают, что дешифровка чувств совсем не обязательна и готовятся к первым контролируемым погружениям в "эффект выставки". Как бы то ни было, упомянутый "эффект выставки" расширяет наше представление о возможном устройстве реальности. Мы всё ещё "знать не знаем, что же именно наполняет воздух", но доктор Иллюми точно знает одно — "это понять никогда не поздно".